Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

«Поп Савватьич»

Последний священник Петропавловского храма села Синие Липяги

Храм св. апп. Петра и Павла в селе Синие Липяги
На месте взорванного в 1939 году храма св. апп. Петра и Павла в селе Синие Липяги в 2007–2010 гг. был построен новый храм

Местом захоронений многих жертв политических репрессий в Воронеже является пос. Дубовка. Вполне возможно, что безымянная могила героя Первой мировой войны, последнего священника храма свв. апп. Петра и Павла в селе Синие Липяги «попа Савватьича» находится именно там.

5 августа 1937 года по обвинению по ст. 58 п. 10 ч. 1 УК РФ в городе Нижнедевицке был арестован Василий Савватьевич Титов, которого в народе прозвали «поп Савватьич». Он был последним священником храма свв. апп. Петра и Павла в селе Синие Липяги.

Архиепископ Димитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в верхнем этаже храма в селе Синих Липягах, Нижнедевицкаго уезда (нижний храм посвящён святым апостолам Петру и Павлу). Каменная с колокольнею, построена в 1813 году. Земли усадебной 6 десятин, пахатной и сенокосной 66 десятин. При каменной ограде двухэтажная каменная лавка и 10 каменных лавок, приносящих в год более 150 руб. Три штата. Прихожан 3630 душ».

На рубеже XIX–XX веков в штате Петропавловской церкви числились три священника (среди них Александр Говоров и Александр Долгушевский), диакон Григорий Григорьевский и три псаломщика: Василий Аристов, Григорий Олимпиев и Иван Стефановский. У церкви отмечено 105 десятин земли. Дворов в приходе в это время насчитывалось 834, в них проживало 7443 человека1.

В ходе ареста священника уже закрытого и переоборудованного к этому времени в зернохранилище храма было изъято его нехитрое имущество в виде паспорта от 17.09.1936 г. № ДУП 692021, справки с/с № 13 и удостоверения № 570.

Василий Савватьевич Титов родился 14 марта 1879 г. в селе Яблочное Гремяченского района Воронежской области, а по сведениям дореволюционного характера – в селе Оськино, что находится неподалёку от с. Яблочное. К моменту ареста он проживал в селе Синие Липяги Нижнедевицкого района и был последним из священников храма, находившегося в этом селе.

Василий Савватьевич происходил из крестьянской семьи «середняков». В 1896 году он получил среднее образование, окончил духовное училище в г. Екатеринодаре. К началу Первой мировой войны ему было 35 лет, и он был призван на фронт, где воевал в чине ефрейтора 309 Овчурского полка. В 1917 году Василий Савватьевич получил в награду Георгиевский крест 4 степени № 342610, что давало ему в царской России оклад в размере 36 рублей в год. Такие кресты вручались за боевые заслуги и храбрость, проявленную против неприятеля, а также в определённых случаях за подвиг личной храбрости по решению общего собрания солдат части или матросов корабля. 11 февраля 1917 года он попал в госпиталь Воронежа «по малокровию», откуда был отпущен в отпуск 18 марта 1917 года на 1 месяц. Дальнейшая судьба будущего священника нам сегодня неизвестна.

Из справки об имущественном положении, находящейся в материалах архивно-следственного дела, мы узнаём, что к 1925 году он был женат на Пелагее Николаевне. Несмотря на существенную разницу в годах у супругов родились три сына: Иван 1925 г.р., Василий 1927 г.р. и Николай 1931 г.р.

В 1929 году он был лишён избирательных прав «как служитель религиозного культа». Это означало, что семья лишалась не только определённых политических прав, но и имущества, перспектив для трудоустройства на работу, дети не имели права учиться в учебных заведениях.

Из скупых документов, изъятых у Василия Савватьевича в ходе ареста, мы видим, что к 1929 году он уже был дьяконом. Какой путь прошёл этот человек, обожжённый Первой мировой войной, революцией и событиями гражданской войны, мы не знаем, но в самые опасные для церкви и верующих людей годы он не побоялся стать священником и принял на себя все ограничения и гонения, связанные с верой в Бога и Церковь. В 1929 году он был лишён избирательных прав «как служитель религиозного культа». Это означало, что семья лишалась не только определённых политических прав, но и имущества, перспектив для трудоустройства на работу, дети не имели права учиться в учебных заведениях. А самое главное – такие люди были под угрозой ареста, ссылки и даже расстрела. На момент лишения избирательных прав у семьи имелись 8 га земли, дом, хозяйственные постройки и корова. После 1929 года этого имущества не было. Несмотря ни на что дьякон Василий не отказался от сана и свидетельства о Христе. И в том же 1929 году был рукоположен в священники.

13 июля 1929 года архиепископом Воронежским Захарием Василию Савватьевичу Титову было выдано удостоверение, в котором указано, что «Заштатный дьякон Василий Савватьевич Титов Высокопреосвященным Захарием Епископом Воронежским и Задонским при архиерейском служении в Крестовоздвиженской г. Воронежа церкви 12 июля 1929 г. рукоположен в сан священника к Казанской церкви с. Владимировки Воронежской области». Так начался священнический путь батюшки.

В архивах не всегда возможно найти фотографии погибших священнослужителей.
В архивах не всегда возможно найти фотографии погибших священнослужителей. Лишь немногие документы напоминают об их служении…

25 февраля 1930 года ввиду закрытия церкви в селе Владимировке Шаталовского района и в связи с этим невозможностью существования семьи священника он обратился с прошением к епископу Старооскольскому Онуфрию о благословении на определение к Троицкой церкви с. Роговатое для исполнения священнических обязанностей «во Славу Божию и для блага». Это произошло по согласию народа на общем собрании народа.

16 мая 1930 года ко дню праздника Святой Живоначальной Троицы епископ Онуфрий Старооскольский наградил Василия Савватьевича набедренником «во внимание к его усердной пастырской деятельности». В то время он служил священником Троицкой церкви села Роговатое Шаталовского района Старооскольской епархии.

После ареста в июне 1937 года Василий Савватьевич был определён и содержался под стражей в Воронежской тюрьме2.

6 июня 1937 года он был вызван на допрос.

Из протокола допроса обвиняемого3:

«Вопрос: Вы арестованы за активную контрреволюционную работу, которую Вы проводили среди населения, признаёте себя в этом виновным.

Ответ: Я контрреволюционной деятельностью не занимался и виновным себя не признаю.

Вопрос: Священника Путинцева Ивана4, служившего в г. Н.Девицке вы знаете.

Ответ: Да, знаю, я у него иногда бывал в квартире и вёл с ним беседы о религиозной работе.

Вопрос: Когда вы бывали у Путинцева, вы получали от него указания о проведении контрреволюционной работы среди населения.

Ответ: О контрреволюционной работе от Путинцева я указания не получал но когда я у него бывал, он мне говорил что нужно проводить активную работу среди населения за открытие церквей, он рекомендовал мне организовать верующих и организованным путём требовать от советских органов немедленного открытия церквей. И в частности он мне это предлагал проделать в селе Синие Липяги где церковь несколько лет занимается под засыпку хлеба.

Вопрос: Вы выполняли эти указания Путинцева.

Ответ: Нет я этого не выполнял, больше показать ничего не могу, с моих слов верно и мне прочитано.

Из Протокола допроса свидетеля по делу, члена колхоза «Свободный путь» Елфимов Егор Иванович:

«Вопрос: Титова Василия Саватьевича знаете?

Ответ: Да, Титова Василия Саватьевича я знаю, он у нас уже не один десяток лет служит попом. Человек он на месте не сидит, а часто куда-то отлучается, заметно связан с несоветскими людьми и проводит контрреволюционную работу.

Вопрос: Раскажите подробно и приведите конкретные факты контрреволюционной деятельности священника Титова В.С.

Ответ: Непомню какого числа но в апреле м-це 1937 года на похоронах у Елфимова Сергея Макоровича на обеде отец Василий в разговоре с присутствующими колхозниками заявил: «нам здесь мешает одно, если бы стереть с лица земли из С-Липягов МТС, то церковь в руках наших была бы и я это стараюсь из всех сил. Вы поймите обращаясь к присутствующим на похоронах колхозникам, ведь всё это ложится на плечи кр-н, мтс это лишняя обуза кр-м пользы никакой она не даёт, а только загоняет в кабалу крестьянина, да и вообще нужно не таясь сказать, что существующая власть не должна долго продержаться, вы посмотрите что сейчас с народом делается помирают десятками с голоду, а отсюда терпеть так долго народ не сможет, и по существу, что-то надо принимать, для того, чтобы улучшить жизнь, а улучшить жизнь значит освободить от этой власти.

В июле м-це 1937 года в воскресный день около дома где он отец Василий производит и службу и крестины с собравшимися колхозниками и единоличниками заявил “Да всё же подходят те светлые денёчки, скоро дождётся перемены власти, посмотрите как напирает Япония на нас, а там Германия не отстанет, так что сов.власти перед ними не устоять, а тут тыл в самой России пойдёт против существующей власти т. к. озлобленных людей очень много, так что только нужно дождаться войны и победа будет на нашей стороне…”»

Из Протокола допроса Серикова Андрияна Ефремовича, члена колхоза «Путь Ленина»:

«Вопрос: Священника Титова Василия Саватьевича вы знаете?

Ответ: Священника Титова В.С. знаю хорошо он недалеко от меня проживает на квартире где и проводит службу всего работает священником он уже давно лет около двадцати. Как я его знаю он всё время, за период советской власти ведёт агитацию против существующей власти.

Вопрос: Расскажите подробно о контрреволюционной деятельности священника Титова В.С. Приведите конкретные факты.

Ответ: Не так давно в конце июня 1937 года после богослужения около дома где проводит службу отец Василий с единоличниками и колхозниками в разговоре заявил: смотрите единоличники в колхоз не пишитесь, всё равно колхозам скоро конец, вы посмотрите вот на днях пролетело 60 аэропланов, вы думаете это так, нет не так, а скоро настанет тот денёчек, которого мы давно ожидаем, он продолжает говорить, что все капиталистические державы засучат рукава и вот скоро набросятся на эту проклятую власть и через месяц как её не станет, так как сила там громадная. Скорей бы недождешься тех золотых денёчков, когда бы мы освободились от этих коммунистов и свободно вздохнули в святой церкви.

1 или 2 августа… отец Василий заявил, вот посмотрите хоть сегодня хлеб и хороший но всё равно колхозник останется без хлеба т. к. он ему не хозяин, ну ладно, потерпите ещё немного, до того денёчка когда заживём по старому осталось немного всё же советской власти скоро не быть, так об этом написано и в священном писании народ без церкви, без бога жить не может и такой период, это период временный и он скоро должен погибнуть».

В материалах дела имеются сведения, полученные от неизвестного агента НКВД от 16.09.1936 г., которые непосредственным образом повлияли на дальнейшую судьбу священника.

«Антисоветские настроения в Синих Липягах питаются из двух источников: с одной стороны имеется группа антисоветских людей в самом селе, а с другой стороны – в г. Воронеже, где за военным городком, недалеко от Чижовки, и за Курским вокзалом образовалось два лагеря землянок, среди населения которых встречается много Сине-Липяговцев с тёмным прошлым: раскулаченных, эс-эры, отбывшие наказание… невзрачные снаружи землянки эти изнутри часто поражают обеспеченностью… различные Сине-Липяговские граждане поддерживают постоянную и непрерывную связь с этими землянками в Воронеж. Что касается Сине-Липяговской группы, то здесь следует иметь ввиду следующее: Сине-Липяговский поп Василий “Саватичь” Титов в настоящее время поселился у единоличников Сенькова Алексея Прохоровича, у которого он совершал систематические богослужения, на которые собираются человек по двадцать и больше верующих. Здесь же поп совершает и различные требы: крещение отпевание и т. п., а также продаёт здесь нашейные крестики по цене 1 рубль, свечи, лампадное масло, а иногда и даёт читать какие-то книги на дом. У попа “Савватьича” имеется свой штат. Сюда следует отнести в первую очередь следующих лиц: монашку “Маришку”… единоличник бывший дьячек Лавров Андрей Васильевич, и так называемая “странничиха” Дуня Воронина. Это именно эти лица производили недавно по селу сбор на ремонт церкви и собирали подписки на открытие её…. На квартире у Лаврова я увидел целый арсенал духовного оружия: требник, евангелие, псалтирь, “уроки христианской любви” и другие книги, а также целый угол икон… К штату попа “Саватьича” несомненно следует отнести и проживающую на территории колхоза “Путь Ленина” Савенкову, которая аккуратно посещает все службы… Она особенно нетерпима и враждебна “по отношению к колхозному духу”…Такую злостность, непримиримость, я встречал среди всех единоличников с Дубовской сотни, хут. Плотникова и Лаврова, у которых среди икон я встречал портрет черносотенца Ивана Кронштадского. И которых здесь называют федоровцами… Когда я обратился к “святому углу Савенковой”, то на первом плане заметил образ пресловутого Ивана Кронштадского, и мне понятна стала затаённая ненависть этой женщины… В результате активной деятельности таких лиц в Синих Липягах имеют место разговорчики среди колхозников… Мимо меня прошла группа девушек, среди которых одна звонким голосом на весь хутор выводила:

“Комсомольцы-лодыри
христа бога предали,
много золота нажили,
чёрта ЛЕНИНА купили”»…

Обвинительное заключение в отношении Титова Василия Савватьевича было вынесено через несколько месяцев после ареста.

23 августа 1937 г. Тройка Управления НКВД по Воронежской области постановила Титова В.С. расстрелять, дело сдать в архив. В 24 часа 23 августа 1937 года приговор был приведён в исполнение.

В 1939 году церковь Петра и Павла в с. Синие Липяги была взорвана.

Местом захоронений многих жертв политических репрессий в Воронеже является пос. Дубовка. Вполне возможно, что безымянная могила героя Первой мировой войны, последнего священника храма свв. апп. Петра и Павла в селе Синие Липяги «попа Савватьича» находится именно там.

Анна Самсонова

————

1 Сайт Нижнедивицкого благочиния Воронежской епархии // http://nizhnedevitsk.blagochin.ru/xramy/xram-vo-imya-svv-apppetra-i-pavla-s-sinie-lipyagi.

2 Дело П-25608. С. 4 с оборотом.

3 В документах здесь и далее сохранена вся стилистика, орфография и пунктуация материалов архивно-следственного дела.

4 Родился 15 апреля 1887 г. в с. Ст. Хворостань Давыдовского района Воронежской области, русский, из духовенства, беспартийный, образование среднее, священник. Жил в с. Нижнедевицк Воронежской области. Арестован 27 июля 1937 г. Осужден 23 августа 1937 г. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области по ст. 58-8 ч. 1. Приговорен к ВМН – расстрелу. Расстрелян 28 августа 1937 г. Реабилитирован 31 июля 1989 г. прокуратурой Воронежской области.

Кифа № 10 (302), октябрь 2023 года