Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Чудо, сотворённое новомучениками

Архиереи о подвиге новомучеников и исповедников Церкви Русской

Митрополит Челябинский и Миасский Алексий
Митрополит Челябинский и Миасский Алексий

Владыка, в связи со столетием первой большой волны гонений на церковь хотели Вас спросить: помнят ли в вашей епархии новомучеников?

Митрополит Челябинский и Миасский Алексий: В Собор Челябинских святых входят в основном священномученики и исповедники. На челябинской земле принял мученическую кончину священномученик Пётр (Полянский), он и возглавляет собор наших святых. Сейчас проводится большая архивная работа, мы собираем материалы для того, чтобы сохранять память этих угодников Божиих. В день Собора челябинских святых, который приходится на первое воскресенье после 10 октября (дня памяти митрополита Петра, расстрелянного в этот день), совершаются торжественные богослужения. Совершаются мероприятия и в память каждого новомученика. Мы стараемся напоминать людям о подвиге их предков, которые отстояли веру православную. Урал ведь в этом отношении был очень сложным регионом. Там была очень сильная атеистическая борьба. На всю Челябинскую область в 1980-е годы оставалось всего 14 храмов. Власти пытались полностью искоренить веру в народе.

Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт: Проблема последних лет в том, что без полного открытия следственных дел готовить материалы к канонизации сложно. Не секрет, что часть новомучеников исключили из календаря, когда стали вскрываться какие-то факты их биографии. Поэтому работа по сбору материалов идёт, может быть, не так быстро, как раньше, и сам вопрос канонизации затруднён. Я думаю, что почти во всех епархиях это так.

Епископ Белёвский и Алексинский Серафим: Белёвская земля известна подвигами священномученика Игнатия (Садковского), святителя и исповедника, который был главой православной общины в Белёве и главным человеком, который сохранял верность православию, патриарху Тихону в период, когда обновленчество набирало силу. И надо сказать, что на белёвской земле именно духовная молитва, духовный авторитет владыки Игнатия был настолько силён, что несмотря на попытки обновленцев как-то обосноваться в Белёве, тем не менее вся полнота паствы как раз сохранила каноническое единство с патриархом Тихоном.

Епископ Волгодонский и Сальский Антоний: Каких-то новых данных нет, пока что мы собираем информацию. Есть много подвижников благочестия и тех, кто пострадал за Христа. Но проблема в том, что сейчас ограничен доступ к архивам и мы не можем дать в Синодальную комиссию по канонизации исчерпывающую информацию. Тем не менее, как я думаю, само почитание новомучеников может, наверное, быть и до прославления. Можно совершать заупокойные молитвы и обращаться к ним, созидая нашу церковь сегодня. А сам факт канонизации, как мне кажется, – это уже факт рецепции всей церковью этого почитания. И она произойдёт тогда, когда уже Господь управит.

Епископ Елецкий и Лебедянский Максим: У нас больше почитают святых позапрошлого века Илариона Троекуровского1 и Иоанна Сезёновского2. Их отличает суровый подвиг, такой, что житие читать нельзя без слёз. Это наша центральная Русь… К сожалению, пока что не было их общецерковного прославления, но мы не оставляем надежды, что это произойдёт в ближайшее время. В нашей епархии, в городе Ельце строится храм посвящённый сщмч. Сергию архиепископу Елецкому3, уже построена трёхэтажная воскресная школа при храме, в которой обучаются дети.

Епископ Белевский и Алексинский Серафим
Епископ Белевский и Алексинский Серафим

Бывает так, что народу ближе святые, далеко отстоящие от нас по времени, даже очень далеко – как святитель Николай Чудотворец. Его больше считают «своим», а новомучеников, живших на нашей земле так недавно, – нет. Поэтому хотелось бы спросить: что нужно делать, чтобы люди больше любили и почитали новомучеников?

Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт: Это психологический момент, потому что благодать Божия, заповеди Христовы, Царство Небесное – всё это не меняется никак. Человек может совершить подвиги в первом веке, может точно так же совершить в двадцатом, но подвиг ничуть не меньше. А у нас есть некоторое психологическое предубеждение: «есть старые, прославленные святые, мы их знаем, а наших новомучеников ещё не очень…». Наша церковь пытается это преодолеть. Было много распоряжений, принятых Священным Синодом и Архиерейскими соборами, они призывают улицы называть в честь новомучеников, храмы им посвящать, то есть утверждать память новомучеников в народе. Где-то это делается. Конечно, если мы возьмём таких новомучеников, как патриарх Тихон, Владимир Киевский, Вениамин Петроградский, то в их честь возведено уже достаточно много храмов, и почитание уже есть. Но «какой-то батюшка, который служил здесь у нас на приходе и потом был расстрелян» – почему-то пока что этого обычно нет. А на самом деле по древним правилам сам факт гибели за Христа, то есть то, что он был за свою веру расстрелян, уже является поводом канонизации. Мы зачастую житие древних мучеников не знаем, мы знаем только, что они пострадали. Бывает житие кого-то из мучеников и «с ним пострадавших», и у этих пятидесяти, ста человек никакой биографии нет. Возьмите мучеников Севастийских. Мы же их житий не знаем. Имена знаем, знаем, что они совершили мученический подвиг – и всё, этого достаточно для их серьёзного почитания, потому что праздник 40 мучеников Севастийских – это в Великом посту любимый народом праздник, который все знают. Это вопрос популяризации. Церковь определённые усилия в этом направлении прилагает, но не всегда всё быстро делается. Иногда, действительно, нужно, чтобы прошло какое-то время. Хотя какое-то время уже прошло, после революции прошло больше ста лет….

Митрополит Челябинский и Миасский Алексий: На уральской земле новомучеников почитают. Не так много у нас наших местных прославленных святых, можно сказать, практически и нет. И ещё: на крови новомучеников зиждется наша Церковь. Это, конечно же, самое главное сотворённое ими чудо. Если бы не было подвига новомучеников, наверное, всё было бы гораздо сложней.

Епископ Белёвский и Алексинский Серафим: Для Белёва очень близки два белёвских епископа, новомученика и исповедника. Я уже упоминал владыку Игнатия (Садковского). Память и его, и епископа Никиты (Прибыткова) для белёвцев действительно близка. Их имена почитаются, и я думаю, то, что оба святителя были близки к народу, близки к людям, очень много и проповедовали, и общались с людьми, как раз это способствовало тому, что их образ был для современников не только «иконописным». Они действительно были духовными наставниками. По сути как приходские батюшки близки для своих прихожан, настолько же близки были для белёвцев наши владыки. Поэтому их память на нашей земле свято чтится. Мы застали ещё тех людей, которые лично были знакомы с владыкой Никитой. В детстве они видели, как он служил. Они вспоминали, что это уже был пожилой старец, очень, как они понимали, глубоко больной физически, но при этом очень духовный человек, молитвенный, с особым благоговением служивший. И это оставило такой светлый след в памяти этих людей, что это передавалось, и мы из первых уст знаем про их подвиг.

Епископ Елецкий и Лебедянский Максим
Епископ Елецкий и Лебедянский Максим

Епископ Волгодонский и Сальский Антоний: Моё глубочайшее мнение: нам необходим какой-то очень хороший электронный информационный ресурс, где были бы собраны все сведения о новомучениках и исповедниках. Нам этого очень не хватает. У нас есть база данных ПСТГУ, но это именно база данных, а вот какого-то полноценного ресурса, где были бы отражены в том числе все волны гонений, всё, что церковь потеряла в этот период, и в том числе жизнеописание новомучеников и исповедников, пока нет. Мне кажется, обществу такого полного ресурса не хватает, и это был бы один из важных шагов, которые нам помогут.

Епископ Елецкий и Лебедянский Максим: Я не думаю, что ситуация такая плачевная. Сейчас очень много людей, которые пользуются интернетом, средствами массовой информации и многое знают. Если же думать ещё о каких-то способах сохранения памяти новомучеников, то почему бы, например, не ставить в воскресных школах при епархии спектакли на 20–30 минут на основании их житий? Ведь здесь непочатый край работы, у нас столько новомучеников!

Чьими силами возможно это сделать?

Епископ Елецкий и Лебедянский Максим: Имеются в виду спектакли, вернее, постановки?! Это можно и нужно делать силами детей воскресных школ храмов. Нужно приглашать специалистов. Да и на приходах есть люди разного возраста, можно их привлечь, научить. Первое образование у меня по культуре, и на прежнем месте моего служения, в Сибири, у нас всегда были фестивали. Может быть, вы слышали про фестиваль «Жар-птица» на Алтае? И сюда, в Елец, мы приглашали специалиста из Барнаула, Анну Ивановну Вахрамееву, профессора Академии искусств, и начали преподавать всем, кто будет руководить кружками сценического искусства. Сначала дело не очень пошло, а сейчас потихоньку идёт. Во всяком случае в четырёх районах это получается. Это не сразу выстраивается, но дети это очень любят. Я думаю, можно четыре раза в год, в каждом сезоне ставить спектакли.

Беседовали Анастасия Наконечная, Александра Колымагина

Митрополит Пётр (Полянский)
Митрополит Пётр (Полянский), расстрелянный в 1937 году в тюрьме УНКВД Магнитогорска
Епископ Игнатий (Садковский)
Епископ Игнатий (Садковский) погиб в Кулойлаге в 1938 году
Епископ Никита (Прибытков)
Епископ Никита (Прибытков) расстрелян в 1937 году на Тесницком полигоне под Тулой
Архиепископ Сергий (Зверев)
Архиепископ Сергий (Зверев) расстрелян в 1937 году в Карлаге

————

1 Преподобный Иларион, затворник Троекуровский (†1853) – местночтимый святой, прославленный в Соборах святых Рязанской, Тамбовской, Липецкой и Воронежской епархий. Епархиальная комиссия по канонизации святых Липецкой епархии готовит материалы к общецерковному прославлению прп. Илариона Троекуровского.

2 Иоанн Сезёновский (†1839) – православный подвижник, юродивый. Прославлен в Соборе Тамбовских святых в 1988 году.

3 Сергий (Зверев) (1870–1937), архиепископ Елецкий, священномученик. После хиротонии в 1922 году неоднократно арестовывался. Присоединился к обновленческому расколу, в июле 1924 года был назначен обновленческим епископом Курским, но уже в сентябре того же года освобождён от управления епархией и запрещён в священнослужении. Принёс покаяние и был принят в патриаршую церковь в сущем сане. После трехлетней ссылки с 1929 года и до последнего ареста в 1935 году был архиепископом Елецким. В Карагандинском лагере вместе с другими священнослужителями и мирянами тайно собирался для молитвы. Даже в лагере не переставал говорить, что подготовка новых священнослужителей есть первоочередная задача. Арестован в лагере и 20 ноября 1937 года осужден по обвинению в «организации ИПЦ» и приговорен к расстрелу. Расстрелян в день приговора. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. – Ред.

Кифа № 6 (286), июнь 2022 года