Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

К 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей

Послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, зачитанное в храмах Русской православной церкви 27 февраля

Святитель Тихон
Святитель Тихон

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, иноки и инокини, дорогие братья и сёстры!

В эти дни, когда мы молитвенно вспоминаем подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, явленный нашими достославными предшественниками в годину лютых испытаний, я обращаюсь ко всем вам словами апостольского приветствия: благодать и мир вам да умножатся в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего (2 Пет 1:2).

Сто лет назад в вихре постреволюционных перемен богоборцы нашли, как им казалось, подходящий повод для того, чтобы развернуть мощную антирелигиозную кампанию: под предлогом сбора средств для нужд голодающих Поволжья и других регионов страны началось насильственное изъятие церковных ценностей, сопровождавшееся репрессиями духовенства, монашествующих и мирян. Беззаконие и произвол, попрание и надругательство над святынями вскоре стали повсеместными.

В условиях жесточайших гонений в феврале 1922 года святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, обратился ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с особым посланием, в котором свидетельствовал об активных усилиях, которые предпринимает Церковь, чтобы поддержать страждущее от голода население. Помимо призывов к главам отдельных христианских конфессий помочь денежными средствами и продовольствием по благословению святителя Тихона был основан специальный церковный комитет, а во всех храмах организован сбор пожертвований.

Более того, принимая во внимание масштабы бедствия, Патриарх разрешил «жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления». Единственно, с чем не мог согласиться Первосвятитель, – с изъятием из храмов «священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство» (Послание Патриарха Тихона о помощи голодающим и изъятии церковных ценностей, 15/28 февраля 1922 г.).

Однако, несмотря на ясно изложенную и обоснованную позицию Патриарха Тихона, насильственные изъятия продолжились. Достаточно напомнить о событиях, произошедших в марте 1922 года в Шуе, чтобы понять, какое на самом деле отношение к Церкви было у новой власти. По толпе людей, вставших на защиту попираемых святынь, был открыт пулемётный огонь. Совершённым злодеянием преследования верующих, увы, не закончились.

Богоборцы не скрывали, что видят своей главной целью окончательную и скорую расправу над Русской Православной Церковью. И сегодня, спустя сто лет, нельзя без содрогания читать страшные строки директивы: «Чем большее число представителей реакционного духовенства … удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше, … чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». Не забота о голодающих людях, но адская злоба и ненависть к Церкви двигали безбожными строителями новой России.

В ходе кампании по изъятию церковных ценностей только за первое полугодие 1922 года большевиками было спровоцировано более 1400 случаев кровавых столкновений, которые сопровождались арестами, показательными судебными процессами, расстрелами, тюремными заключениями и ссылками.

В этих преследованиях и страданиях за имя Христово тысячи чад церковных явили пример крепкой веры и духовной стойкости, терпения и мужества, приняли мученическую смерть и неувядающие венцы славы (1 Пет 5:4). Ныне же они предстоят Престолу Вседержителя, вознося молитвы о Церкви Русской, о земном Отечестве нашем, о странах и народах, принадлежащих к православной традиции.

Размышляя о причинах трагических событий XX века, мы свидетельствуем: все попытки построить светлое будущее без Бога обречены на неудачу, а посему и не могут дать людям столь желанного счастья и благополучия. Поистине, если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс 126:1). Нужно быть слепым, чтобы не видеть этого главного урока минувшего столетия.

Вспоминая прошлое, совершая спасительную миссию в настоящем, Церковь ожидает славного Второго пришествия Христова, когда, по слову Священного Писания, будет Бог всяческая во всех (1 Кор 15:28), когда отрёт Он всякую слезу с очей людских, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее пройдёт (Откр 21:4).

Пока же, пребывая на земле и со смирением проходя предлежащее нам поприще (Евр 12:1), будем стремиться жить по Евангельским заповедям, усердно молиться и неленостно трудиться, уклоняться от зла и творить благо (Пс 33:15), хранить единство духа в союзе мира (Еф 4:3).

Бог терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим 15:5–6). Аминь.

Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря. Москва, 1925 год
Начатое в 1917-м и получившее мощнейший толчок в 1922 году кощунственное разорение храмов продолжалось и в последующие десятилетия советской власти. Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря. Москва, 1925 год

Начиная с этого номера «Кифа» раз в два месяца будет публиковать краткую хронологию большевистской кампании по изъятию церковных ценностей и сопротивления ей. Для ясности на этот раз к ней добавлена хронология предшествовавших событий

1921 год

К маю в 34 губерниях от голода страдает более 20 млн человек (около 1 млн скончались).

Декретом от 18 и 21 июля создана правительственная Центральная комиссия помощи голодающим при ВЦИК (ЦК Помгол).

21 июля с участием общественности создан Всероссийский комитет помощи голодающим (ВК Помгол). Представители религиозных организаций в него не включены.

23 июля в газете «Нью-Йорк таймс» с санкции советских властей опубликовано обращение патриарха Тихона к епископу Нью-Йоркскому с призывом к американскому народу оказать помощь голодающему населению России. С такими же посланиями свт. Тихон обращается к православным восточным патриархам, главам Римско-католической и Англиканской церквей.

В начале августа патриарх направляет письмо в президиум Помгола. В письме сообщается, что Церковь готова приложить все силы к облегчению страданий жертв голода. К письму прилагается текст послания патриарха к пастве с призывом принять деятельное участие в помощи голодающим. Послание отпечатано Помголом в количестве 100 тысяч экземпляров для распространения среди верующих.

5 августа в храме Христа Спасителя в Москве патриархом проведено всенародное моление об избавлении от голода. По всей стране в храмах начинаются сборы денежных средств, продуктов и вещей для голодающих.

17 августа патриарх Тихон в письме к председателю ВЦИК М.И. Калинину, возглавляющему ЦК Помгола, сообщает о создании Всероссийского Церковного комитета помощи голодающим. 27 августа общественная организация ВК Помгол (Всероссийский комитет помощи голодающим) распущена, его руководители из числа представителей общественности подвергнуты репрессиям. Приостановлена и деятельность Церковного комитета помощи голодающим, все собранные им денежные суммы переданы в государственную ЦК Помгола при ВЦИК.

31 августа Патриарх Тихон повторно обращается к Калинину с просьбой утвердить положение о Церковном комитете, но не получает ответа в течение 3 месяцев. В партийно-государственном руководстве при общей его враждебности Церкви нет единства взглядов по вопросам допустимости взаимодействия государственных и церковных органов хотя бы в деле преодоления последствий жесточайшего бедствия. Ленин, Троцкий и Сталин выступают категорически против разрешения церковной помощи голодающим. Калинин и некоторые другие члены высшего советского руководства считают это допустимым. Какое-то время параллельно разворачиваются обе линии: курс на взаимодействие и курс на уничтожение.

8 декабря ВЦИК принимает постановление, дающее Церковному комитету официальное разрешение на сбор средств для голодающих.

С декабря ЦК Помгола ведёт переговоры с патриархом о возможности пожертвования церковных ценностей на нужды голодающих. Патриарх соглашается на это, уточнив, что существуют предметы, которые Церковь не может жертвовать по канонам; речь должна идти только о добровольных пожертвованиях со стороны общин верующих. ЦК Помгола одобряет такие договорённости.

1922 год, январь-февраль

В январе Л.Д. Троцкий назначен «особоуполномоченным Совета народных комиссаров по учёту и сосредоточению ценностей». Он становится (негласно) главным организатором кампании по уничтожению церкви.

2 января выходит постановление «О ликвидации церковного имущества», согласно которому «имущество материальной ценности» нельзя оставлять, как раньше, в распоряжении местных властей (с февраля 1918 г. церковь уже лишилась всего имущества по декрету «об отделении церкви от государства, а школы от церкви»), а следует передавать в Гохран.

1 февраля утверждено положение «О возможном участии духовенства и церковных общин в деле оказания помощи голодающим», а ещё через несколько дней приняты инструкции, устанавливавшие порядок сбора пожертвований, их распределение и формы отчётности. Согласно им, все собранные в епархиях средства и пожертвования должны были передаваться в ЦК Помгола. При этом представители Церкви могли участвовать в разработке планов ЦК Помгола по оказанию помощи голодающим. Контроль за благотворительной деятельностью Церкви осуществлялся ЦК Помгола и РКИ.

К февралю Церковь собрала для голодающих около 9 млн рублей, не считая ювелирных изделий, золотых монет и продовольственной помощи. При этом на местах формально разрешённая благотворительная деятельность Церкви по борьбе с голодом нередко подвергается ограничениям и те, кто сотрудничали с Церковью, преследуются (Самара, Тверь, Кострома, Вятка и другие города).

6 февраля Патриарх составляет новое обращение к верующим, в котором, призывая к благотворительным пожертвованиям, разрешает духовенству и приходским советам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения, утварь и имущество, не имеющие богослужебного употребления.

14 февраля «Воззвание» Патриарха с санкции Политбюро ЦК РКП(б) опубликовано в виде листовки. Сбор такого рода пожертвований производится в соответствии со специальной инструкцией ЦК Помгола.

16 февраля ВЦИК принимает постановление (декрет) «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». Он содержит положения, которые формально должны были защищать права верующих. На практике власти постоянно грубо нарушают положения собственного постановления.

Декрет, опубликованный в печати 23 февраля, вызывает недоумение в Российской церкви.

28 февраля Патриарх Тихон обращается к духовенству и верующим с посланием по поводу изъятия церковных ценностей. Вслед за этим в правительственных газетах появляются резкие выступления против руководителей Церкви и опубликовано постановление об изъятии из храмов всех драгоценных церковных вещей, в том числе священных сосудов и прочих богослужебных предметов.

Кифа № 2 (282), февраль 2022 года