Интервью с Сергеем Юрьевичем Озерским, врачом-реаниматологом
Христос говорит, что не здоровым нужен врач, а больным, обличая тем самым самонадеянность фарисеев. Если говорить об исцелении не только в физическом, физиологическом смысле, но в духовном, то каким образом достижимо такое исцеление?
Я думаю, что духовное исцеление всегда возможно для человека, если действует Бог и если есть навстречу этому открытость человека и духовное усилие веры.
Такое духовное исцеление более значимо, чем физическое?
Конечно. Но физическое исцеление связано с исцелением духовным. Здесь есть некоторая иерархия, и видно, что когда человек исцеляется духовно, то очень часто у него решаются и какие-то физические проблемы, и душевные.
Но всё-таки это происходит не всегда. Мы же знаем, что даже святые люди бывали тяжело больными.
Да, это так. Тут нет никаких шаблонов, трафаретов.
Легче ли физически больному прийти к Богу, чем физически здоровому, или это вообще неважно?
По-разному бывает. Человек может по-разному реагировать на болезнь, да и вообще на какое-то зло в своей жизни. Некоторые люди через это приближаются к Богу, другие удаляются. Здесь тоже область человеческой свободы, когда что-то заранее предсказать невозможно. Страдающему человеку очень важно помогать, не оставлять его без помощи, потому что это ситуация очень важная, экзистенциальная, и попавший в неё нуждается в особой помощи и духовной поддержке, ну и, конечно, в элементарной заботе, уходе. Человеку важно не оказаться одному в этой ситуации – как тому расслабленному, которого его друзья принесли ко Христу.
Вы и врач-реаниматолог, и катехизатор. Сравнимо ли для Вас сострадание по отношению к человеку, ещё не знающему Бога, с состраданием к больному? Или это невозможно сравнивать?
Если есть сострадание к человеку, то, безусловно, и врачу, и катехизатору легче ему помогать. Хотя, наверное, любой человек, который заболел, хотел бы попасть к профессионалу, даже если этот профессионал не будет проявлять особого сострадания, а просто будет хорошо делать своё дело. И часто если врач, даже просто как ремесленник, правильно исполняет какие-то алгоритмы, это помогает. А вот про катехизатора нельзя сказать, что это просто работа, требующая профессионализма. Это дело, связанное с оказанием духовной помощи человеку, с молитвой о нём, и плохо, если катехизатор становится функционером, «профессионалом». Здесь невозможно по шаблону действовать. Хотя при этом катехизатор должен быть человеком компетентным, знающим традицию, знакомым с этапами духовного роста – не случайно же катехизаторы, скажем, в нашем Преображенском братстве сдают перед началом своего служения специальный экзамен.
Что для Вас самое главное в этом понятии – «исцеление»?
Мне кажется, что каждый человек в любой момент своей жизни нуждается в исцелении, и это процесс, сродный тому, о чём Христос сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Мы всегда можем к какой-то большей целостности стремиться, и чем больше мы живём духовной жизнью, тем больше мы исцеляемся.
Исцеление как воцерковление?
Скорее как Таинство просвещения, которое в жизни человека постепенно совершается.
Беседовала Анастасия Наконечная