Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Музыка и тайна встречи

Интервью с музыкантом Стасом Малышевым

Стас Малышев
Стас Малышев

Ты выходишь на сцену, и эти дорогие подарки, которые в своё время пришли к тебе, даришь другим людям. И через эти вещи уже начинает действовать Господь, даруя и утешение, и вдохновение, и радость, и грусть, и любовь, и печаль, и всё-всё, что в музыке может быть.

Расскажите немного о выборе профессии.

Родился я в городе Волгодонске. Это небольшой город в Ростовской области. Там я попал к удивительному человеку и педагогу, Галине Ивановне Крыловой. После третьего урока с ней у меня в голове что-то такое сомкнулось, и я вдруг понял, что я по уши влюблён в музыку, и это будет делом всей моей жизни. Так что мне не пришлось выбирать своё призвание, мучительно долго его искать. Это изумительный подарок, и огромная тайна в той встрече ученика и учителя, которая в моей жизни была.

А потом было участие в разнообразных конкурсах. Самый крупный – первый международный в моей профессии – был в 1995 году, когда мне было 15 лет, с победой и даже с гран-при. После этого все члены жюри, посовещавшись, написали петицию мэру нашего города о том, чтобы городская администрация выделила немалые деньги на приобретение мне концертного баяна и мне эти деньги (это в середине 1990-х!) действительно дали.

И с этим инструментом я поехал учиться в Москву и поступил к одному из двух великих педагогов-баянистов, профессору Российской Академии Музыки имени Гнесиных Вячеславу Анатольевичу Семёнову. Это человек с природной гениальностью, потрясающей интуицией, чутьём на качество, на всё истинное, настоящее, живое.

Вы лауреат многих международных конкурсов. А в чём сегодня Ваше движение в этой сфере?

Оно связано с очень смелой, на мой взгляд, мечтой: чтобы цифровой баян, на котором я начал играть несколько лет назад, вошёл в число если не классических, то неоклассических инструментов. Потому что это инструмент универсальный, у него огромные возможности.

Можно сказать, к Самому Господу Богу у меня был такой вопрос: вот на этом инструменте, который по природе полностью не живой, электронный, в нём нет никаких живых звуков, колосков, струн, в принципе возможно ли играть музыку, чтобы она была живой, чтобы её одухотворять, или невозможно? Этот вопрос – основной мой двигатель, который не даёт мне покоя, несмотря даже на то, что я неоднократно видел по людям, как они отзываются на то, что я пытаюсь сделать на этом инструменте и какое воздействие музыка производит на людей.

А ещё движение происходит от какого-то произведения. Живу себе обычной жизнью, вслушиваюсь в пространство. И вдруг в какой-то момент словно искра проскакивает, и ты понимаешь, что эта вот музыка, которую ты слышишь, на цифровом баяне отлично может прозвучать. Я беру её себе в программу, и дальше уже начинается процесс переделывания, аранжировки, второго рождения.

Кто Ваши слушатели?

Это просто люди, которые приходят на концерты. Иногда это концерты, которые мы организуем вместе с братчиками, с друзьями. Там меньше бывает случайных людей. Слушатели уже знают, куда идут и что услышат. А иногда бывают концерты, куда любой человек может прийти.

Вообще же я не люблю слово «концерт». Мне гораздо дороже формат встречи, когда я не только играю, но и с людьми общаюсь и что-то им рассказываю. Иногда вопросы задаю, иногда в самом начале заявляю – «дорогие друзья, отсидеться не получится, нам всем вместе сейчас придётся как-то потрудиться». На концертах люди очень часто сами вопросы задают, и после этого я баян ставлю на стульчик, спускаюсь к ним, и мы можем долго общаться. Я считаю, что мало хорошо, вдохновенно и красиво сыграть, чем-то впечатлить и даже поразить человека. Музыка всегда нуждается в каком-то дополнении словом. Когда есть и музыка, и слово, тогда возникает потрясающий объём общения между людьми. Понятно, что это нельзя сделать постоянным форматом, но отдельные такие праздники сделать можно. И эти встречи всегда для всех оказываются неким подарком. И для меня тоже. Казалось бы, я пришёл тут людям что-то отдавать, показывать, в каком-то смысле являть. А потом понимаешь, сколько же ты получил от них.

А как можно понять, удалась ли эта встреча, этот разговор? На какие темы вы выходите?

Как правило, всё начинается с вопросов «как вы сделали то, или как вот это так звучит, на что ещё способен этот инструмент». И я стараюсь очень кратко объяснить человеку, «как это сделано», а потом перевести разговор в другую плоскость: не как ты то или это сделал, а зачем и с какой целью. И тут уже такие глубины возникают, и вопросы, и мысли…

Музыка – это вообще удивительный язык, который проникает через все языковые барьеры, она любому человеку понятна.

Вы как-то связываете происходящее в окружающей действительности с тем, что выбираете для исполнения?

Да, эта связь постоянна и в голове, и в сердце.

По поводу утешительных вещей: как ни странно, нет у меня такой цели. Я сейчас объясню почему: утешение и вдохновение люди, которые собираются и приходят, получают от музыки очень часто. Но такой задачи вот так прямо, узко специально я себе не ставлю. Почему? Потому что каждое произведение приходит ко мне свыше, я в этом убеждён. И поэтому каждая музыка, которая ко мне приходит, это как любимый ребёнок, как очень дорогой подарок. И ты им делишься. А такие живые вещи ведь не работают автоматически. Но они не могут остаться незамеченными другими людьми. Человек всегда замечает то, что для тебя жизненно важно, что у тебя откликается в сердце, что вдохновляет тебя самого. И ты выходишь на сцену, и просто вот эти дорогие подарки, которые в своё время были подарены тебе, пришли к тебе, ты каждый раз их даришь другим людям. И через эти вещи уже начинает действовать Господь, даруя и утешение, и вдохновение, и радость, и грусть, и любовь, и печаль, и всё-всё, что в музыке может быть и что в нашей жизни получаем мы все – и те, кто пришёл слушать, и, как ни странно, те, кто пришёл это раздавать и делиться.

В чём секрет христианского отношения к труду, который могли бы применить наши читатели в разных сферах? Не все же играют на цифровых баянах…

Это сложный вопрос. Я не могу на него так сходу ответить. Может быть, это поиск настоящего, поиск того, что свыше, поиск глубины. А ещё то, что ты не останавливаешься только на своём деле, что тебе важно общение, и вообще свой путь ты описываешь и строишь на общении с разными людьми.

Беседовала Анастасия Наконечная

Кифа № 3 (283), март 2022 года