Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Как размышлять об истории так, чтобы не разделить, а примирить людей

Интервью с Дмитрием Сергеевичем Гасаком, председателем Преображенского братства

Дмитрий Сергеевич Гасак, председатель Преображенского братства

Минувший год был богат на трагические столетние даты, которые завершились в декабре столетием создания СССР. Преображенское братство в минувшем году в разных форматах вспоминало и кампанию по изъятию церковных ценностей, и «философский пароход», и окончание Гражданской войны. Почему?

Об этих давно прошедших событиях говорить трудно. Ведь все они свидетельствуют об определённых действиях, направленных на то, чтобы императорская Россия завершилась и не возродилась, чтобы этот исторический проект закончился – и закончился навсегда. Для страны, для народа всё это чрезвычайно болезненно, тем более в связи с современной ситуацией.

Тем не менее наше братство считает, что сегодня и для нашей церкви, для её общественной жизни вопрос отношения к собственной истории чрезвычайно важен. Редко бывают периоды в истории, когда этот вопрос столь важен. Сегодня от нашего понимания истории в огромной степени зависит ответ на вопрос: «Кто мы?».

Обычно принято ориентироваться на круглые даты, поэтому в минувшем году на повестке дня был 1922 год. Но даты, которые Вы назвали, – изъятие церковных ценностей, «философский пароход», окончание Гражданской войны и создание СССР – это не просто даты каких-то пусть и важных самих по себе, но отдельных событий. Это события знаковые, эпохальные, маркирующие осуществление в нашей стране политики тех, кто взял власть в России в 1917 году.

Изъятие церковных ценностей – это очень важный этап борьбы большевиков с Российской православной церковью1. Суть его заключалась в том, чтобы нейтрализовать руководство церкви, старших в ней, прежде всего тех, кто входил в избранные по решению Поместного собора 1917–1918 гг. органы высшего церковного управления2.

«Философский пароход» – это кампания по высылке из страны российской интеллектуальной, по большей части гуманитарной, элиты.

Окончание Гражданской войны – это установление советской власти во всех регионах, и как финал, как результат – создание на месте Российской империи другого государства – Союза Советских Социалистических Республик.

И конечно, для сознания современного человека, гражданина Российской Федерации, церковного человека и члена братства эти события очень важны, потому что они до сих пор имеют огромное влияние на всю нашу историю. Поэтому мы проводили посвящённые им семинары, тематические встречи, а по «философскому пароходу» и выставки, которые экспонировались не только в Москве, но и в Петербурге, Архангельске и Воронеже. Парадоксально, но в двух местах эта выставка была закрыта раньше срока, поскольку она якобы «не содействует единству». Получается, что мы можем читать и на самом высоком уровне цитировать произведения Николая Бердяева, Ивана Ильина или Фёдора Степуна, а вспоминать их судьбу публично – не можем. Ситуация абсурднейшая и, конечно, очень опасная, потому что народ, страна не может жить долгое время в забвении своей собственной истории только из-за того, что та представляет некую опасность для стабильности и целостности общества и страны. К сожалению, большевики создали такой проект и так его реализовали, что воспоминание и правдивый разговор о нём, основанный на фактах, действительно до сих пор, через сто лет, чреват общественным беспокойством. И, действительно, есть о чём беспокоиться, это настоящая проблема. С одной стороны, мы не можем жить без истории, а с другой – не можем мириться с тем, что история будет иметь столь взрывоопасный эффект в случае подробного и открытого разговора о ней. Поэтому мы вспоминаем эти события не только для того, чтобы о них не забыть. Мы стремимся осознать, каковы были мотивы советской власти, понять, что происходило в стране, каков был её исторический путь, признать грехи и преступления, но так, чтобы это осознание происходило не в ключе повышения агрессии и разделения, а, наоборот, в покаянном ключе, традиционном для нашей православной традиции. И это единственное, что действительно может сегодня всерьёз примирить и объединить людей. Поэтому мы и стараемся делать то, что является, на мой взгляд, долгом любого гражданина, любого верующего человека в нашей стране. Делаем то, что реально в наших силах.

По мере понимания истории страны у людей пробуждается и ответственность за неё. Оживает память, начинают звучать живые ноты души и ума.

При этом отчётливо видно, и об этом нужно свидетельствовать, что по мере понимания истории страны у людей пробуждается и ответственность за неё. Оживает память, начинают звучать живые ноты души и ума. И важно, чтобы то движение, которое сейчас наметилось во многих стратах нашего общества – внимание к истории своих семей, своих родных и близких, – не остановилось на том, чтобы мы просто развесили фото своих предков в своём доме (что, конечно, имеет свою ценность). Нужно увидеть связь истории своей семьи с историей страны, важно понять содержание жизни наших родных, её духовный смысл. Например, в нашей семье по материнской линии (мама родилась под Пензой) семья очень тяжело пережила коллективизацию: разделения в семье, лишение имущества, бедность. Затем война, трое из четырёх ушедших из семьи на фронт погибли, один вернулся без ноги. Собственно, от бедности мама с сестрой вынуждены были уехать из села. Много горя было пережито. А до революции это был крепкий крестьянский дом. И это – всего лишь капля в море народной жизни. Каждому из нас необходимо знать жизнь своей семьи, чтобы лучше понимать историю всей страны.

Беда, конечно, в том, что часто люди, когда узнают трагические страницы истории, не знают, что с этим делать. Они не имеют подхода к разрешению проблем исторической памяти, ими овладевает страх, когда такие реалии к ним приближаются. Потому и нужно изучать историю. Нужно понимать, в каком историческом контексте происходили все эти семейные драмы. Сейчас как самое трагическое время вспоминают Великую Отечественную войну, но ведь это была не единственная война, а жертвы её были связаны далеко не только с боевыми действиями. На мой взгляд, более глубокое осознание исторических реалий проясняет как персональные, так и поколенческие жизненные задачи. И важно эти задачи решать, потому что если их не решить, мы не сможем нашу жизнь и нашу страну собрать воедино для жизни более доброй и светлой.

Если же говорить о том, почему мы живём под знаком надежды, почему мы и Форум назвали «Имеющие надежду», то если человек имеет трезвенный взгляд на историю и хотя бы немного различает в жизни добро и зло, правду и ложь, то, конечно, он не останется без надежды. Мне пришлось недавно слышать о человеке, сказавшем в связи с перспективами современной жизни в России, что он не унизит себя надеждой. Да, человек честный и бесстрашный не может позволить себе жить иллюзиями. Это достойный взгляд, но это достоинство человека неверующего. В истории мы находим такой образ поведения, скажем, во времена, когда Римская империя была ещё языческой, не была ещё просвещена христианством. В литературе и в философских произведениях, среди исторических персонажей мы можем найти именно такое стоическое принятие реалий и опасностей истории, всего, что страшит обычного человека и заставляет его метаться или убегать. Но это героизм, который не видит впереди света, а человек всё же создан Творцом с даром веры, надежды и любви чтобы воплотить этот дар в жизни.

Беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная
Фото с сайта https://sfi.ru

————

1 Название «Русская православная церковь» вошло в употребление только после 1943 года. До этого в документах использовались названия «Российская православная церковь», «Греко-восточная российская церковь» и другие.

2 По определению Поместного собора от 7 декабря 1917 года, «Управление церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно с Священным Синодом и Высшим Церковным Советом… Священный Синод состоит из Председателя-Патриарха и двенадцати членов: Киевского Митрополита, как постоянного члена Синода, шести иерархов, избираемых Поместным Всероссийским Собором на три года, и пяти иерархов, вызываемых по очереди на один год… В состав Высшего Церковного Совета входят Патриарх – Председатель и пятнадцать членов: три иерарха из состава Священного Синода, по его избранию, и по избранию Всероссийского Поместного Собора: один монах из монастырских иноков, пять клириков и шесть мирян». Весной 1922 года были арестованы все ещё остававшиеся в Москве при патриархе члены Высшего Церковного Совета, а вслед за ними – и те, кто был назначен им на замену. Что касается Синода, то уже к февралю 1918 г., когда новообразованный Синод приступил к работе, этот орган понес первые потери: в Киеве большевиками был убит его постоянный член, старейший иерарх Православной Российской Церкви митрополит Владимир (Богоявленский). Из-за начавшейся Гражданской войны и репрессий к началу 1919 г. число наличных членов Синода сократилось примерно вдвое, а после 1920 г. из шести избранных Собором постоянных членов Синода четверо оказались в эмиграции. В 1921 г. в заседаниях Синода, не считая патриарха, принимали участие три иерарха (среди них – вызванный от группы центральных епархий епископ Тверской Серафим (Александров), ставший не позднее марта 1922 г. секретным осведомителем ГПУ). 5 мая 1922 г. состоялось последнее перед арестом патриарха заседание Синода. После этого более чем на год Патриарший Синод прекратил свою деятельность. С мая патриарх Тихон находился под домашним арестом, а власть в церкви обманным путем при поддержке ГПУ захватило обновленческое Высшее церковное управление.

Кифа № 12 (292), декабрь 2022 года