Братский помянник изменил свой формат
Друзья, 5 лет мы на этом месте размещали Братский помянник – очень дорогой для нас раздел, в котором мы рассказывали о людях, живших в церкви соборно, в братствах или общинах. Многие из них жили в ХХ веке и стали новомучениками и исповедниками веры. Их жизнь была и остаётся ясным свидетельством о силе Христа и Его победы над всяким злом и грехом и, безусловно, вдохновляет нас сегодня.
Однако всё меняется. Братский помянник постепенно переехал в мобильное приложение «Православное богослужение на русском языке»1. Теперь вы можете обращаться к уникальному опыту братчиков и общинников непосредственно в день их памяти, в том числе обращаясь к ним и за молитвенной помощью.
А мы предлагаем вам новый формат – более подробное погружение в опыт верующих людей, не обязательно имевших отношение к братским движениям, прикосновение к ценным пластам поныне живого церковного предания.
И в этом номере нам хотелось бы вспомнить двух верных Богу служителей ХХ века – патриарха Тихона (Беллавина) и священника Александра Меня. У них в этом году двойные юбилеи. Патриарх Тихон родился в январе 1865 года, умер (есть большая вероятность, что погиб насильственной смертью) в 1925 году. Отец Александр Мень родился в январе 1935 года, был убит в 1990 году. Что же сегодня самого важного говорит нам их жизнь в церкви Христовой?

Святитель Тихон (Беллавин) (19/31 января 1865 года – 7апреля 1925 года)
В этот год 100-летия кончины патриарха Тихона наверняка о нём много будут писать и говорить. Мы же хотели бы вспомнить те вехи его служения, о которых говорят не так часто.
С молодых лет будущий патриарх был так или иначе связан с разными братствами. В 27 лет, став ректором Холмской семинарии, он возглавил совет холмского Свято-Богородицкого братства. Когда же в 33 года он переехал в Северную Америку и стал Алеутским епископом, братства стали настоящей опорой в его деятельности.
Уже в день приезда владыку Тихона пришли приветствовать не только клирики и прихожане, но и представители православных братств. Это были депутации Нью-Йоркского братства Рождества Пресвятой Богородицы, Нью-Йоркского Свято-Николаевского сиро-арабского братства, Йонкерского братства Иоанна Крестителя, Анзонийского Свято-Васильевского братства, Пассайкского Трёхсвятительского братства.
Владыка действительно ждал от братств серьёзного служения – и в сфере благотворительности, и в просвещении, и в устроении храмов и заботе о них. Так, обращаясь к членам братства Рождества Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке 2(14) января 1900 года, он говорил: «Каждый член миссии, каждое братство должны полагать свою лепту в созидание здесь, в чужой стране, Божьего дела. Достигается это прежде всего внутренним местным благоустроением, а затем распространением деятельности на более широкие поприща. В нашем приходе, нашему братству сами обстоятельства здешней церковной жизни подсказывают характер потребной работы: устроение храма, расширение количества членов, помощь несчастным, больным и пр. Наша малая дружина должна проникнуться сознанием тех своих обязанностей, какие обозначены в её наименовании: “православное братство”»2.
* * *
В завершение же нынешнего поминовения святого мы хотели бы привести фрагмент его первого после избрания патриархом обращения к верующим всей России от 19 января 1918 года:
«“Да избавит нас Господь от настоящаго века лукаваго” (Гал 1:4).
Тяжкое время переживает ныне святая православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.
Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чём неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И всё это совершается не только под покровом ночной темноты, но и вьявь при дневном свете, с неслыханною доселе дерзостию и беспощадной жестокостию, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, – совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах, и на отдалённых окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и пр.).
Всё сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбию и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету св. апостола: “согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут” (1Тим 5:20).
Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.
Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной.
Заклинаем и всех вас, верных чад православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: “измите злаго от вас самех” (1Кор 5:13).
Гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека, или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московскаго), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви православной и подготовлявшие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа… И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности – над святою Церковью православной.
Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на неё врагов неистовых?
Зовём всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой Матери вашей.
Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.
А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовём вас, возлюбленные чада Церкви, зовём вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: “Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?” (Рим 8:35).
А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностию зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твёрдо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: “Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей”» (Мф 16:18).

Протоиерей Александр Мень (22 января 1935 года – 9 сентября 1990 года)
Сегодня, вспоминая юбилей со дня рождения отца Александра, мы хотим вспомнить его духовных учителей, свидетелей живой веры, о которых он сам вспоминал с большой благодарностью.
Крестил будущего отца Александра архимандрит Серафим (Батюков, или Битюков, Битюгов), устраивавший свою общину в московском храме Кира и Иоанна на Солянке по образу «монастыря в миру» – не случайно его сравнивали с мечёвской общиной. Знал будущий отец Александр и Сергея Иосифовича Фуделя.
Первую Библию будущему священнику дала известная в Сергиевом Посаде схиигумения Мария (Горбатова). Отец Александр вспоминал: «Что я извлек из общения с ней? Она была монахиня с ранних лет, очень много пережила, много испытала в жизни всяких тягот, но она сохранила полностью ясный ум, полное отсутствие святошества, большую доброжелательность к людям, юмор и, что особенно важно, – свободу. Никогда не забуду: когда я был маленьким, матушка говорила: “Сходи в церковь, постой, сколько хочешь, и возвращайся”, – она никогда не говорила: “Стой всю службу”. И я шёл в Лавру и стоял довольно долго. Наверное, если бы матушка сказала: “Стой всю службу”, – то я бы томился. Я не очень любил длинные лаврские службы. Это я вам говорю искренне, вполне откровенно. Но чаще всего я стоял всю службу, потому что мне была дана возможность уйти когда угодно. Матушка редко, так сказать, морализировала. Она мне всегда рассказывала какие-то бесконечные истории – фантастические и реальные, бывшие с ней или ещё с кем-то. Они были как притчи – из каждой можно было извлечь какой-то урок».
Большим другом семьи Меней был член мечёвской общины тайный священник Борис Васильев. Борис Александрович высоко ценил наследие русских религиозных мыслителей и именно он привил отцу Александру любовь к Владимиру Соловьёву, отцу Сергию Булгакову и Николаю Бердяеву, когда о них в СССР мало кто знал. «Б.А. Васильева и его жену, Татьяну Ивановну, тонкую одухотворённую женщину (она была логопедом, лечила детские дефекты речи), всегда окружали друзья из маросейской общины. Эта община не распалась даже десятилетия спустя после смерти отца и сына Мечёвых. В конце 40-х и начале 50-х годов у Бориса Александровича в старинном доме на Молчановке, близ Арбата, систематически устраивались чтения и семинары по вопросам духовной культуры, занятия для детей. Вспоминаются вечера, посвящённые Пушкину, Чехову, раннему христианству, уроки Закона Божия, которые вела Татьяна Ивановна. С ней мне приходилось много общаться, и она тоже очень много мне дала.
А ведь всё это происходило в зловещие сталинские годы! Однако Васильев и его близкие слишком ясно сознавали свой долг – донести эстафету до новых поколений, не отступить под давлением страха. Пережив многие невзгоды, всегда ожидая новых репрессий, они, не колеблясь, шли по выбранному пути. И мы – младшие – обязаны им больше, чем это можно выразить».
О Николае Евграфовиче Пестове отец Александр пишет: «В области истории Церкви он первый чётко заговорил о том, что надо отличать существующую Церковь внешнюю от той тайны, которая в ней живёт. И я это чувствовал…»
Ведущая рубрики Анастасия Наконечная
————
2 Более подробно о взаимодействии епископа Алеутского Тихона (Беллавина) с православными братствами мы писали в «Кифе» ранее и рекомендуем вам познакомиться с этим материалом, который ясно показывает, что для владыки гораздо важнее внешних форм были живые братские отношения между верующими.