
Иван Яковлевич Скрыпников родился 12 ноября 1879 года. Родом он был из мещан Новочеркасска. Проследить путь будущего священника к Богу и в Церковь сегодня сложно, но даже скудные материалы архивно-следственного дела свидетельствуют о том, что отец Иоанн был человеком глубокой веры, сохранившим верность Христу до конца своих дней. Первые сведения о его служении относятся к 1916 году, когда батюшка был псаломщиком в 272-м полку.
После революции вера и преданность церкви были делом непростым, даже опасным. Несмотря на это, отец Иоанн в 1919 году заканчивает богословское пастырское училище и остается служить в церкви.
В 1928 году он первый раз привлекается к уголовной ответственности за свою проповедническую деятельность и верность церкви по ст. 58. п. 10 УК РСФСР. В следственном деле это именовалось «агитацией среди населения против закрытия церквей». В результате Ивана Яковлевича осудили на 3 года и выслали в Восточную Сибирь.


Мы сегодня мало что знаем о тех далёких событиях, но аресту и ссылке священника предшествовал документ, который проливает определённый свет на обстоятельства уголовного дела.
Указ из Донского Епархиального Совета1
Священнику Ильинской церкви хутора Ильевки Денисовки Иоанну Скрыпникову.
Вследствие заявления Вашего от 2 сего июля № 18 Донской Епархиальный Совет разъясняет Вам к руководству следующее.
На основании постановления ВЦИК от 19 апреля 1923 года дела по нарушению договоров с группами верующих о пользовании церковными зданиями и дела по закрытию временных или постоянных храмов и молитвенных домов всех культов без различия разрешаются постановлениями президиума губисполкомов с занесением постановления о сём в протокол заседания с указанием мотивов и оснований расторжения договора или закрытия храма.
Требуемые настоящим Постановлением ВЦИКа мотивировка и основание указывают на необходимость крайней осмотрительности, с которой должны губисполкомами или облисполкомами разрешаться дела о судьбе богослужебных зданий, находящиеся в бесплатном пользовании верующих.
Постановление 19/06-1923 г. в этом отношении различает: 1) расторжение с данной группой верующих и 2) закрытие временных или постоянных храмов и молитвенных домов.
Если обнаружится участие церковной группы в контрреволюционных выступлениях или если будут обнаружены злоупотребления церковным имуществом или растрата последнего, то постановлением губисполкома договор с данной группой расторгается, храм передаётся другой, более благонадёжной или исправной группе верующих, а лица, совершившие преступные деяния, предаются суду.
Вне этих условий закрытие храмов как общее правило может иметь место при наличии условий, указанных в циркуляре Наркомюста от 1/01-19г. ст. 1 и в циркуляре НКВД от 28/1119 г., то есть 1) если в данной местности ощущается ОСТРЫЙ недостаток в зданиях и помещениях для жилищных, санитарно-медицинских, культурно-просветительных и т. д. целей, причём окажется, что закрываемый храм действительно может быть использован для реально существующего учреждения и потом имеется физическая возможность и средства для его приспособления 2) если это мероприятие отвечает запросу трудящихся масс в форме многочисленных коллективных заявлений, резолюций, постановлений съездов и т. д. При закрытии храмов президиумами губисполкома тщательно должны быть приняты во внимание религиозные интересы верующих, их привычки, статистические данные о количестве населения, пользующегося закрываемым храмом, о вместимости ближайших храмов, их отдалённости от данного района, расходы, произведённые по ремонту закрываемого храма и т. д. (П.В. Гидулянов, издание 3, 1926 год, стр. 236 и 237).
1928 года июля 11 дня
Подпись председателя совета
Подпись И.об. секретаря, члена совета
Из документа следует, что закрытие храма, которому противился отец Иоанн, вытекало из постановления ВЦИК от 19 апреля 1923 года. Вероятно, ему вменялось нарушение верующими договора о пользовании церковным зданием.
В ссылку батюшку отправили в Сибирь, в Канский округ, Шиткинский район, деревню Нодуй. Противостояние закрытию церкви отцу Иоанну стоило не только разлучения с близкими, которых на иждивении у него было пятеро: жена, дочь Вера, сыновья-близнецы Михаил и Георгий и дочь Лидия, которой к этому времени был всего один год. Он ещё был лишён и всего имущества. До первого ареста у семьи имелось крепкое хозяйство, дом, скотина. Вернувшись из ссылки, он стал так называемым «лишенцем», но его вера от этого не была потеряна, а семья стала только крепче.
* * *
22 сентября 1937 года Давыдовским райотделом Управления НКВД по Воронежской области был выдан ордер на проведение обыска у отца Иоанна и его арест. Обыск проводился «на предмет нахождения огнестрельного оружия и контрреволюционной литературы».
Указанных вещей в ходе обыска так и не было обнаружено, однако были изъяты иные предметы: наградной крест на серебряной цепочке, медаль, отчётный доклад XVII партийного съезда и разных книг в количестве 30 штук. При аресте изъяли также деньги в сумме 595 рублей и облигаций на сумму 745 руб., забрали также и серебряные чайные ложки. Согласно Акту изъятия, заявлений и жалоб со стороны о. Иоанна о нарушениях при производстве обыска не было, что и понятно: какой смысл был жаловаться? Ничего не было возвращено семье ни до, ни после реабилитации.
На момент ареста 23 сентября 1937 года о. Иоанн проживал в селе Почепское Давыдовского района Воронежской области. На иждивении у батюшки был ещё кто-то, так как согласно следственным документам иждивенцев было 6 человек.
В ходе второго следственного дела отец Иоанн обвинялся по ст. 58 п. 10, п. 11 УК РФ. Его содержали в воронежской тюрьме «по 1 категории».
С точки зрения советской власти отец Иоанн был «элементом нежелательным и крайне опасным», как указано в характеристике сельского совета.
«Характеристика на Скрыпникова Ивана Яковлевича 1879 года рождения из бывших, область войска донского, в данное время проживают в … Давыдовского района Воронежской области сведений о прошлой деятельности с/совет не имеет ввиду проживал в разных местах, в почепское заявили месяца три тому назад и был допущен в почепскую церковь на должность служителя культа. За указанный период помимо исполнения религиозных обрядов имел также связь с монашками Санталовой и другими, каковыми проводили беседы на тему укрепления религиозного дурмана среди трудящихся, ранее был судим в 1928 году и выслан в восточный край. Элемент нежелательный, вместе с тем … опасный».


и акт о приведении приговора в исполнение
Допрос 23 сентября 1937 года.
Вопрос: скажите, Скрыпников, были ли Вы миссионером?
Ответ: да, был приходским миссионером и вёл беседы с разными сектантами.
Вопрос: какое учебное заведение Вы окончили и где?
Ответ: окончил богословское пастырское училище в г. Ново-Черкаске.
Вопрос: Вы священник или протоирей?
Ответ: протоирей.
Вопрос: в каком году и где Вас служили?
Ответ: В 1928 году.
Вопрос: знаете ли Вы монашек Санталову Ксению Герасимовну и Яркину Матрёну Флоровну?
Ответ: Да, знаю монашек Яркину как ктитора и Санталова ктитор.
Вопрос: Когда и где Вы встречались с вышеуказанными и посещали друг друга?
Ответ: Я встречался с ними на квартире возле церкви.
Вопрос: расскажите следствию о ваших антисоветских действиях среди населения?
Ответ: антисоветских действий среди населения не вёл.
Вопрос: скажите, Срыпников, что Вас побуждало призывать колхозников к свержению советской власти.
Ответ: я колхозников к свержению советской власти не призывал.
Вопрос: следствие располагает неопровержимыми данными о Вашей контрреволюционной деятельности среди населения. Дайте правдивые показания.
Ответ: никакой антисоветской деятельностью я не занимался.
Дополнительный протокол допроса от 26 сентября 1937 года.
Вопрос: Скажите, Скрыпников, где и каком году Вы принимали участие в религиозных диспутах?
Ответ: В 1918 году я принимал участие в религиозных диспутах на курсах миссионеров.
Вопрос: Вы не искренне рассказали следствию о своей контрреволюционной деятельности и следствие требует от Вас дать полные показания.
Ответ: В контрреволюционных действиях я не участвовал. Вопрос: следствию известно о Вашей совместной контрреволюционной деятельности с монашками Санталовой и Яркиной. Расскажите следствию, где и когда Вы вместе проводили антисоветскую агитацию. Ответ: антисоветской деятельностью совместно не занимался.
Вопрос: признаёте ли себя виновным в предъявляемом обвинении по ст. 58 п. 11 УК РСФСР?
Ответ: в предъявленном мне обвинении по ст. 58 виновным себя не признаю. Записано с моих слов верно, мною прочитано.
Выписка из Протокола заседания Тройки:
Дело Давыдовского райотделения НКВД 19337 по обвинению:
СКРЫПНИКОВА Ивана Яковлевича, 1879 года рождения, уроженца города Новочеркасска, Донской области, …
Обвиняется в том, что совместно с монашками Яркиной и Санталовой среди населения проводил контрреволюционную агитацию. Призывал к свержению советской власти. Клеветал на ВКП (Б) и Советское правительство. Сожалел о расстрелянных врагах народа. Распространял провокационные слухи о гибели советской власти. Агитировал против подписки на заём укрепления СССР. Содержится в тюрьме г. Воронежа.
Отца Иоанна расстреляли 8 октября 1937 года в 24 часа ночи.
30 июля 1989 года отец Иоанн был реабилитирован.
Анна Самсонова
————
1 Во всех документах орфография оригиналов сохранена.