Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Светильники

О жизни катакомбных общин советского времени чаще всего возможно узнать лишь по материалам уголовных дел

«Для всех светит как яркое солнце слово Божие, которое есть светильник ногам нашим, свет нашим стенам. Возжегши светильник слова Своего, Господь благословлял дать всем ищущим спасения, ещё особых пастырей и учителей, которых наставляет Дух Божий в благодатном рукоположении светильников».

(Из записей членов общины братьев и сестёр «Светильники»)

После закрытия Киево-Печерской Лавры в 1930 году большинство монахов оказались репрессированными, а часть монахов и послушников монастыря стали скрываться от власти, сохраняя традиции монашеской жизни. Среди них был и иеромонах Еразм (Прокопенко). Он вместе с частью послушников Киево-Печерской Лавры переехал в г. Ирпень1 под Киевом и основал общину2. Среди активных членов этой общины, составлявших её ядро, были: Василий Андрианович Логвинов; иеромонах Амфилохий (Андрей Петрович Фурс); монах Тимофей (Трофим Фадеевич Гнатюк); монахиня Иулита (Ульяна Сазоновна Перепелица); монахиня Лукерия Ивановна Мищенко; псаломщик Георгий Николаевич Рыбчинский. Это имена тех, кто проходил по уголовному делу 1932 года3.

Иеромонах Еразм (Прокопенко)
Иеромонах Еразм (Прокопенко)

Уклад этой общины известен нам лишь частично. Исходя из материалов уголовного дела, в ней была определенная иерархия. Наименование «Община братьев и сестёр Светильники» было взято из Священного писания4. В уголовном деле встречаются такие записи членов общины: «Для всех светит как яркое солнце слово Божие, которое есть светильник ногам нашим, свет нашим стенам. Возжегши светильник слова Своего, Господь благословлял дать всем ищущим спасения, ещё особых пастырей и учителей, которых наставляет Дух Божий в благодатном рукоположении светильников».

Такие же малые общины существовали в Прилуках, Изюме, Могилёве, в сёлах Ленинградской, Московской, Воронежской и Рязанской областей и в некоторых других местах, составляя целое братство.

В основной (Киевской) общине старшим был духовный попечитель Еразм (Прокопенко). Вместе с некоторыми послушниками он проживал в Ирпени на улице Надсонова в специально приобретённых для этого домах. Часть его общины жила в Киеве.

Старшими в общинах были так называемые «светильники». По материалам дела раскрыть это понятие до конца сложно.

В общины входили чаще всего жители одного села, населённого пункта (или нескольких ближних друг к другу сёл), бывшие ктиторы храмов, чернички5, дети сельских священников, активные миряне. Сама община имела связь с митр. Антонием6, от которого получали письма.

Представители общины иером. Еразма (Прокопенко) знакомились с похожими по духу катакомбными общинами, не принявшими Декларацию митр. Сергия (Страгородского), вели с ними разговоры. Из дела также следует, что проходили всесоюзные совещания организации.

В беседах о власти наш наставник и руководитель иеромонах Еразм Прокопенко всегда руководствовался откровением Иоанна Богослова. Он разъяснял, что слово зверь, написанное в откровении означает советскую власть, а красный дракон – октябрьскую революцию…

О том, что это были за совещания, можно судить по материалам допроса молодой двадцатилетней крестьянки Александры Толстых (в тексте сохранены все фактические ошибки, в том числе различия в написании имён, а также опечатки. – Ред.): «В беседах о власти наш наставник и руководитель иеромонах Еразм Прокопенко всегда руководствовался откровением Иоанна Богослова. Он разъяснял, что слово зверь, написанное в откровении означает советскую власть, а красный дракон – октябрьскую революцию…

6-го декабря 1932 г. наш руководитель иеромонах Еразм Прокопенко устроил беседу. Беседа проходила ночью в доме Ирпенской общины по Надсоновской улице под № 10. На эту беседу меня пригласила моя монахиня Ульяна Перепилица. Еразм Прокопенко объявил, что по случаю получения от б. митрополита Киево-Печерской Лавры Антония, ныне находящегося в Румынии, воззвания, призывающего к борьбе за православную церковь, против сергиевщины и против безбожной власти, нужно собрать всех руководящих духовных отцов для беседы. Все с этим согласились. Еразм обещал для этого собрания подготовить все необходимые материалы, а монахине Перепелице было поручено, чтобы она разослала своих посланников с извещением. Духовные руководящие отцы и матушки собрались ночью на первый день Рождества. Началось намеченное собрание иеромонахом Прокопенко. Собрание проводилось тайно в доме Киевской общины по набережной №8 которым руководила монахиня Перепилица.

На этом собрании присутствовали:

Матушки Анна Латунь, Ариша Еременко, Ефросинья, Харитина.

От Ирпинской общины – Фёдор Романович служащий ст. Шепетовки, который выполняет поручения иеромонаха Иеразма по связи с настоятелем Начаевского монастыря Вячеслава. Николай Никитович и Харитина Сазоновна из м. Янушпаль Илья Петрович от Могилёвской общины. Матушка Инна от Белоруссии.

Терещенко Григорий из … (многоточие) Киевского округа. Воронова Елена из Рязани, Федора с.б. Уторгаш Ленинградской области и два представителя Московской области, отец Франц и с ним две матушки из Почаевского монастыря от настоятеля Вячеслава, которые привезли с собой воззвания, указывающие как идти в защиту православной веры и как бороться с безбожной властью. Воззвания были переданы матушке Перепилицы…

Потом все участники собрания стали тянуть жребий кому и куда ехать для проведения работы.

Матушке Перепилица и мне выпал жребий вести работу по Центрально-Чернозёмной области.

Матушке Анне Латунь по Волынской окружности.

Матушке Марии в Шепетовском районе.

Матушке Харитине в б. Полтавской губернии.

Матушке Лидии и отцу Блюсюк: по Ленинградской области.

Отцу Алексею по Ростовской окружности.

Матушке Марии Василюк по Казакстанскому району, которая может вести работу среди язычников.

Отцу Геннадию по Балашовской окружности.

Жребий тащился на большинство участников организации, но не помню кому и куда выпал жребий ехать.

Будучи вместе с матушкой Ульяной Перепилицей в Чернозёмной области по велению этого собрания мы ходили по сёлам, продавали верующим крестики, венчики, покрывала, ладон, и книжечки и др. церковные принадлежности и тайно от властей вели пропаганду против власти, особенно против колхозов, говорили, что приближается опасное время, всемирная война и победа всякого нечестия, поэтому и приобретайте нужные загробные вещи, освобождайтесь от всего сатанинского…

Во время хождения по сёлам познакомились в г. Острогожске с гр. Сметанкиной Степанидой и Владимиром Даниловичем через которых узнали, что в г. Острогожске и в некоторых сёлах существуют группы светильников, которые очень близкие по убеждениям к нашим Киевским общинам. Потом узнали, что такие же группы существуют и в Бирюченском районе, Павловском, Бобровском, Богучарском, Россошанском, Лискинском и др. районах.

Все эти группы по примеру наших общин призывают народ к неподчинению власти антихриста.

Духовным своим отцом и руководителем называют епископа Онуфрия Староосколького7».

* * *

В ноябре 1932 года (кто-то позже, в марте 1933 г.) двадцать два члена общины были арестованы. Материалы этого уголовного дела, как уже упоминалось, являются одним из немногих источников, позволяющих судить о жизни и деятельности общины. Часть заключённых была освобождена в апреле 1933 г., а тринадцать человек по приговору Особого совещания в августе 1933 г. были осуждены кто на трёхлетнюю ссылку в Северный край или в Казахстан, кто на три года лагеря условно. Большинство отпущенных из-под ареста и возвратившихся из ссылки продолжали жизнь в общине.

Некоторые из членов общины братьев и сестёр «Светильники», проходивших по уголовному делу 1932–1933 гг.
Некоторые из членов общины братьев и сестёр «Светильники», проходивших по уголовному делу 1932–1933 гг.

В середине 1940-х, после кончины ненадолго ставшего патриархом митр. Сергия (Страгородского) и избрания патриархом Алексия I (Симанского), многие из «непоминающих» стали восстанавливать прерванное общение с церковью. По признанию о. Еразма, в 1945 г. он «решил прекратить свою нелегальную церковную деятельность, поступить в Киево-Печерскую лавру8, в которой ранее пребывал более сорока лет, и объединиться с Московской Патриаршей Церковью». Он вернулся в Киево-Печерскую лавру, вероятно, в конце 1945 г. и сразу же вновь оказался под пристальным вниманием НКГБ. Постановление о повторном аресте о. Еразма было составлено 15 февраля 1946 г., а 2 марта 1946 г. он был арестован в Лавре. На допросах признал себя виновным в руководстве «нелегально существовавшей в п. Ирпень антисоветской церковно-монархической группой истинно-православных христиан». 30 июня 1946 г. Киевский областной суд приговорил 76-летнего иеромонаха Еразма к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Уже через год о. Еразм, имевший при аресте, согласно медицинскому заключению, «сознание ясное», сохранные память, внимание и интеллект, попал в лагерную больницу с диагнозом миокардит и старческая дряхлость. Он умер в заключении в феврале 1951 г. и был похоронен на кладбище в городе Фастове, где находился лагерь.

На различные сроки заключения были осуждены также несколько человек из бывшей общины о. Еразма. Их дальнейшая судьба неизвестна.

Анна Самсонова

————

1 Ирпень, в разные годы имевшая статус то города, то посёлка, находится в 8 километрах от Киева.

2 ЦГА Общественных организаций Украины. Ф.263. Оп.1 Д.62198.

3 Там же.

4 «Слово Твоё – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс 118:105).

5 Черничками в русской деревне называли сельских женщин, не вступивших в брак по обету родителей или своему собственному. О таком намерении полагалось заявить смолоду, до двадцати лет, пока ещё сватались женихи.

6 Скорее всего, речь в материалах дела шла о митр. Антонии (Храповицком), бывшем в 1918 году митрополитом Киевским. Однако это противоречит некоторым подробностям показаний (упоминание Румынии, в то время как митр. Антоний проживал в Сербии и т. п.). Правда, эти противоречия могли быть связаны с неосведомлённостью тех, кто давал показания.

7 Архиепископ Онуфрий (в миру Антон Максимович Гагалюк, 1889–1938) был рукоположен в епископы в Киево-Печерской лавре в 1923 г. Первый раз был арестован через 6 дней после епископской хиротонии. Всего пережил 7 арестов, был приговорён сначала к ссылке, потом к 10 годам лагерного срока. Расстрелян в 1938 г. Прославлен церковью в лике святых.

8 Лавра была открыта в качестве монастыря во время немецкой оккупации и после освобождения Киева осталась открытой вплоть до хрущёвских гонений и повторного закрытия в 1961 году.

Кифа № 2 (270), февраль 2021 года