Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Мученик «вегетарианских» позднесоветских времён

Памяти Бориса Владимировича Талантова

Борис Владимирович Талантов

Когда мы говорим об исповедниках и мучениках советского времени, мы прежде всего вспоминаем сталинские 1920-е и 1930-е годы. Это справедливо: именно в те годы церковь была практически уничтожена. Но несправедливым было бы забыть и последующие жертвы, ведь за веру сажали вплоть до середины 1980-х.

Один из прославленных исповедников XX века Борис Владимирович Талантов, чьи отец и брат погибли в сталинских лагерях, умер в тюрьме 50 лет назад, 4 января 1971 года – даже не во времена хрущёвских гонений, а в годы будто бы «травоядного» брежневского застоя.

Сын сельского священника, он, скрыв своё происхождение, в 1922 году поступил учиться в Московский межевой институт, а потом заочно закончил механико-математический факультет МГУ. Двадцать лет работал преподавателем в Кировском педагогическом институте, откуда в 1954 году был уволен за религиозные убеждения. Через несколько лет за правозащитную деятельность его уволили из Кировского энергетического института.

Сохранились коротенькие записочки от пожилых прихожанок, в которых они излагали суть своей жалобы, которую Борис Владимирович оформлял и помогал переслать по адресу. Он тщательно копировал все жалобы и ответы (если вдруг они приходили). Сохранился 600-страничный том, содержащий эти документы.

Главным в этой правозащитной деятельности была защита прав верующих, противодействие закрытию храмов, резкая критика позиции некоторых иерархов во время хрущёвских гонений на церковь. «Его квартира в доме № 12 по улице Урицкого, стоявшем напротив Серафимовской церкви г. Кирова, превратилась в своеобразный штаб сопротивления. Сюда стекалась детальная информация о фактах произвола, приносимая ходоками из районов», – пишет исследователь жизни и наследия Б.В. Талантова Е.С. Останин1. Талантов тщательно копировал все жалобы, отправленные на их основе материалы и ответы (если вдруг они приходили), хранил уведомления о вручении почтовых отправлений. Сохранился 600-страничный том (и он не единственный), содержащий эти документы под общим заголовком: «Борьба верующих христиан Кировской области за свою веру и свои законные права с 1960 г. по 1964 год. 5 лет борьбы»2. Сохранились короткие записочки от пожилых прихожанок: в них они излагали суть своей жалобы, которую Борис Владимирович оформлял и помогал переслать по адресу.

Б.В. Талантов с женой Верой. 1966 г.
Б.В. Талантов с женой Верой. 1966 г.

Сохранилась рукопись его апологетического сочинения – трактата «Является ли христианская религия пережитком буржуазной идеологии?»3, программа реформирования Русской православной церкви, воспоминания о тайном братстве вятских христиан, которое Талантов собирал в убеждении, что только тайные общины могут преодолеть контроль атеистической власти4.

3 сентября 1969 года он был приговорён к двум годам тюрьмы «за антисоветскую деятельность». Что конкретно стояло за этим обвинением, можно узнать из справки о религиозной обстановке в СССР от 18 января 1971 года (составленной уже после гибели Талантова). В ней перечислялись написанные им письма и статьи, «в которых в извращённом виде освещались отношение советских органов к верующим и факты закрытия некоторых храмов» и выражалась озабоченность тем, что его «Открытое письмо…» «оказалось за границей и использовалось во враждебных акциях против СССР». Важно вспомнить, что в своём последнем слове на суде Талантов в очередной раз напомнил, что все его письма содержат лишь правдивый фактический материал.

Именно крохотные фрагменты этого огромного фактического материала мы хотим привести здесь в память человека, который погиб ради того, чтобы эти факты стали известны не только узкому кругу прихожан той или иной церкви, но современникам и потомкам. Читая их сегодня, мы можем хотя бы отчасти прикоснуться к реальности того, что кроется за проходящей порой мимо сознания формулировкой «хрущевские гонения».

Из открытого письма Бориса Талантова от 10 ноября 1966 года5

Александро-Невский храм в с. Рои
Александро-Невский храм в с. Рои

В глухом месте, вдали от железной дороги и тракта, расположено маленькое село Рои, в котором была деревянная Александро-Невская церковь, построенная в 1888 г. Церковная община с. Рои была зарегистрирована в 1956 г. в законном порядке, имела необходимое число членов и церковный совет. Деятельность общины протекала в рамках советских законов. Община имела достаточный доход для содержания церкви и причта. Однако, в 1960 г. руководители местного колхоза и сельсовета решили закрыть церковь села Рои. Для этой цели они сначала стали нажимать на местного священника Н. Щелчкова. Так, в ночь на 12 сентября 1960 г. (накануне храмового праздника) они вызвали его в сельсовет. Там были: пред. сельсовета Журавлёв, пред. колхоза П.П. Суслов и секретарь парторганизации И.Н. Злобин. Они угрожали ему расправой, если он останется в с. Рои. Потом они пошли в церковную сторожку, где по случаю храмового праздника ночевало несколько старушек. Начальники ночью выгнали на улицу всех старушек, не дав им даже обуться. Одна старушка, которая потеряла на войне мужа и сына, вынуждена была провести эту холодную осеннюю ночь на улице…

Вскоре после этого свящ. Н. Щелчков получил анонимное письмо, в котором ему угрожали самосудом, если он не уедет из села. Под давлением этих угроз он покинул село. Можно подумать, что это анонимное письмо не является ещё большой угрозой. Но факты говорят о другом. Так, в июле 1959 г. в с. Быстрица Оричевского р-на Кировской обл. местный священник Константин Гулин был приглашён в один дом причастить умирающую старушку. Его приход в этот дом заметил один местный пьяница-хулиган. Он вошёл в дом, схватил одной рукой священника за бороду, а другой стал бить его по голове, приговаривая: «Убью тебя». Только присутствующие помогли священнику освободиться от пьяного хулигана и скрыться на чердаке дома. Тогда пьяный дебошир выбил в доме стёкла и изломал всю мебель. Когда сельсовет узнал об этом, то вызвал священника К. Гулина и совершил над ним очередной разнос за то, что он ходит по домам верующих. Хулигану же сельсовет не сказал ни слова. Следует заметить для ясности, что К. Гулин – инвалид Отечественной войны, имеющий высокие воинские награды. Таких примеров можно привести очень много.

Поклонный крест на месте Александро-Невского храма
Поклонный крест на месте Александро-Невского храма (фото из альбома Е. Елсуковой)

Выжив из села свящ. Н. Щелчкова, правление колхоза послало в три деревни агитаторов, которые возглавляли собрания. Агитаторы предлагали закрыть церковь, но большинство собравшихся возражало против этого, а в протоколах собраний было написано, что верующие единогласно отказываются от церкви. Протоколы были утверждены пред. сельсовета Журавлёвым, несмотря на протесты верующих. На основании этих ложных протоколов, Совет по делам РПЦ по ходатайству Кировского облисполкома вынес постановление о закрытии церкви и передаче церковного здания колхозу для клуба, хотя в с. Рои был новый клуб. Неожиданно 21 декабря 1960 г. в с. Рои прибыл секретарь райисполкома Бабинцев с другими работниками. Они вызвали старосту, 80-летнюю старушку, объявили ей устно о закрытии церкви и потребовали ключи. При этом ей угрожали конфискацией дома, если она откажется дать ключи. Овладев ключами, они вошли в церковь и здесь, запершись изнутри, сначала выпили 10 бутылок церковного вина и закусили кутьёй, принесённой на панихиду. Разгром церкви производили пьяные механизаторы колхоза. Пред. колхоза П.П. Суслов заказал для них пельмени с выпивкой и платил им из колхозной кассы по 5 р. за час. При снятии крестов с церкви П.П. Суслов всячески оскорблял верующих, которые стояли вдали и плакали. Все иконы, утварь, колокола и другие материальные ценности были вывезены из церкви без описи и потом бесследно исчезли. Через пять дней после этого (26 декабря 1960 г.) верующие подали жалобу на имя Л.И. Брежнева6 и вторую жалобу на имя Н.С. Хрущёва. Жалобы подписали 380 верующих. В ответ на эти жалобы райпрокурор стал вызывать в район активистов-верующих и угрожать им различными репрессиями. Так, члена двадцатки, Токареву Наталью Яковлевну, он вызывал в Арбаж за 18 км пять раз в течение полумесяца и угрожал ей тюрьмой. «Если бы это было в 36-м году, – сказал он ей, – то тебя бы увезли на чёрном вороне»…

14 марта 1961 г. верующие подали третью жалобу на имя Н.С. Хрущёва, а также письмо в газ. «Известия», в котором они просили послать корреспондента, чтобы убедиться в вопиющем беззаконии, посредством которого была закрыта церковь. Вскоре после этого райсуд приговорил Н.Я. Токареву, как организатора верующих, к шести месяцам принудительных работ. Возмущённые организованным административным нажимом, около 400 верующих собрались 25 апреля 1961 г. в село Рои и потребовали от руководства колхоза возвратить им церковь, иконы и утварь. Местные власти вызвали из с. Арбажа милицию и дружинников и к вечеру разогнали силой собравшихся. При этом разгоне пострадали следующие лица: 1) безногий инвалид Отечественной войны И. Петелин; 2) одна женщина из села Чекуши, ей повредили ногу; 3) Е.К. Посаженникова, её таскали по земле за руки; 4) М. Шарова, её беременную пинали в живот; 5) Н.Г. Махина; 6) Е.М. Халявина из гор. Кирова, случайно попавшая в с. Рои; её били, арестовали и осудили на один год тюремного заключения…

Вскоре после этого руководство колхоза разрушило до основания деревянную Александро-Невскую церковь и тем показало, что требование отдать церковь под колхозный клуб было лишь благовидным предлогом для закрытия церкви.

Открытие музея в Зосимо-Савватиевской церкви села Коршик. 9 мая 1985 г.
Открытие музея в Зосимо-Савватиевской церкви села Коршик. 9 мая 1985 г. (В настоящее время церковь восстановлена)

* * *

На территории Кировской обл. (площадь области в 3 раза больше площади Голландии, а плотность населения в 20 раз ниже плотности населения в Голландии) в дореволюционное время было более 500 церквей, из них больше сотни церквей, построенных в XVIII столетии. В результате великого разрушения 30-х годов от этого множества церквей полностью уцелело только семь церквей XVIII столетия. В числе полностью уцелевших была и Зосимо-Савватиевская церковь села Коршик. Она не была закрыта при И. Сталине. По красоте, величию, живописи, художественной отделке резных иконостасов эта церковь была самым лучшим (из оставшихся) памятником церковного зодчества XVIII ст. на территории Кировской области. Двадцатка и церковный совет религиозной общины с. Коршик были зарегистрированы и имели необходимое число членов. Церковная община содержала Зосимо-Савватиевскую церковь в образцовом порядке; церковь была украшением местного ландшафта. Церковный совет вовремя платил все обязательные и необязательные платежи: страховку, в фонд мира, в Патриархию. Доход церкви был большой. Церковный совет также выполнял точно и беспрекословно все распоряжения духовных и гражданских властей. Короче говоря, деятельность церковного совета протекала в рамках советских законов. Но всё это не спасло церковную общину от закрытия, а Зосимо-Савватиевскую церковь, самый лучший памятник архитектуры XVIII ст., от разрушения.

21 марта 1963 г. в село Коршик прибыла бригада рабочих во главе с представителями Оричевского райисполкома и председателем сельсовета С.С. Пономарёвым. Они сначала выпили всё церковное вино. Подкрепившись вином, они начали срывать иконы, топорами рубить высоко-художественные резные иконостасы, молотами разбивать дорогие паникадила и другую церковную утварь. Все иконы, иконостасы из двух приделов тёплой церкви, хоругви и все старинные служебные книги были сожжены. Резной иконостас в холодной церкви был низвержен на пол и лежал здесь ещё до 1966 г. Ризы, полотна, мука, свечи, масло и другие материальные ценности просто были расхищены. В частности, пред. сельсовета С.С. Пономарёву досталась зелёная краска и олифа, которые были заготовлены церковным советом для покраски крыши церкви. Чувствуя полную безнаказанность, С.С. Пономарёв этой краской выкрасил свой собственный дом внутри и снаружи, так что хищение неопровержимо видно и в настоящее время. Ему же досталась церковная мука и многое другое. 27 сентября 1963 г. он вместе с директором маслозавода спилил наружные кресты. Далее, под видом приспособления церкви под клуб, продолжалось дальнейшее разрушение памятника архитектуры. Были сломаны печи, выпилены оконные решётки, сделаны наружные проёмы в стенах и т. д. Получился не клуб, а обезображенный вертеп.

После четвёртой жалобы <верующих>, 10 декабря 1963 г., в с. Коршик в контору совхоза были насильно свезены: А.М. Корчемкина, К.И. Лобастова, Е.И. Щенникова, А.Ф. Исупова и М.И. Фетищева. Все они – члены двадцатки. А.Ф. Исупова – колхозница, а остальные – колхозницы-пенсионерки. Каждую заперли в особую комнату и потом вызывали для допроса поодиночке. Каждая вызывалась на допрос несколько раз и эта психическая пытка продолжалась с утра и до поздней ночи. Каждую осыпали нецензурной бранью, угрожая посадить в тюрьму на 8 лет, если допрашиваемая посмеет ещё раз подать жалобу в центр…

После этой психической пытки А.М. Корчемкина в течение шести месяцев тяжело болела нервным расстройством и навсегда осталась инвалидом. А.М. Корчемкина – семидесятилетняя пенсионерка-колхозница. Получала 8, а теперь 12 р. пенсии. С начала образования колхозов до выхода на пенсию по старости, она безответно и добросовестно работала в колхозе возчиком, исполняя самые тяжёлые мужицкие работы. Её муж, колхозник, погиб на войне в 1941 г. Детей у неё не было и теперь она одинокая старуха. Остальные члены двадцатки, перечисленные выше и подвергшиеся разносу, такие же одинокие пенсионерки, потерявшие во время Отечественной войны своих мужей и детей. Особенно тяжело им пришлось во время Отечественной войны. Перенося горечь утраты, они самоотверженно выполняли не только мужицкую работу, но и лошадиную работу. За недостатком лошадей и тракторов, часто 10–15 солдаток тащили воз или плуг. Но теперь они стали старухами и не могут работать. И многие современные хамы стали их попрекать: «Чей вы хлеб едите, дармоеды!» Обездоленные и одинокие старухи имели единственное утешение лишь в церкви, куда они сносили свое имущество и деньги на вечное поминовение. И этого последнего утешения их лишили. Дорогую церковь, которую они любовно на свои восьмирублевые пенсии украшали, безответственные чиновники насильно взяли и обезобразили. Теперь они не могут проходить мимо церкви без слёз. Неужели они для того несли последние гроши в церковь, приобрели дорогие ризы и покровы, масляную краску и олифу, дрова и свечи, сосуды и утварь, чтобы хапуги и пьяницы безнаказанно всё это расхитили и пропили? Подобный разгром церкви является открытым грабежом. Поэтому вполне понятно, что эти обездоленные старушки не могут примириться с этим грабежом. И вот когда они стали жаловаться Н.С. Хрущёву на нетерпимое насилие, на них обрушились жестокие репрессии от тех насильников, которые за свои произвол и насилие должны были бы отвечать перед судом. Потеряв человеческую совесть, безответственные чиновники разносили, угрожали и издевались над обездоленными и беззащитными старухами, на которых во время войны пахали. Это – бесчеловечная жестокость. Но описанный разнос не сломал воли верующих с. Коршик в борьбе за Церковь. В июле 1964 г. они подали жалобу на имя Н.С. Хрущёва, протестуя против разноса членов двадцатки 10 декабря 1963 г. Жалоба была подписана 259 верующими и получена в Москве 23 июля 1963 г. Так как жалоба осталась без ответа, то верующие подали новую жалобу на имя Н.С. Хрущёва, которая была получена в Москве 12 октября 1964 г. 2 ноября 1964 г. верующие, собравшись в количестве около 100 человек в с. Коршик, обратились к С.С. Пономарёву с просьбой показать им то постановление, на основании которого была закрыта и разгромлена церковь. Он сначала спросил: «Кто ваш вожак?» А.М. Корчемкина вышла вперёд и сказала: «Я». Тогда он, называя собравшихся бунтовщиками, приказал немедленно разойтись, а спустя два дня приказал А.М. Корчемкиной идти в районный отдел милиции. Больная старуха по неимоверной грязи пошла за 30 км в районный центр Оричи. В милиции ей грубо сказали: «Не хлопочи, церковь не будет открыта, молись дома».

В Кировской обл. с 1960 по 1964 г. из 75 церквей и молитвенных домов, действовавших в 1959 г., было закрыто путём произвола и насилия 40 церквей или 53 %. Семь деревянных молитвенных домов были полностью разрушены, одна каменная церковь (Фёдоровская церковь в гор. Кирове) была взорвана, в остальных закрытых церквах интерьеры были разрушены, иконы, книги и утварь сожжены, а сами здания обезображены.

* * *

Заслуживает особого внимания факт разгрома каменной Васильевской церкви с. Байса Уржумского р-на, построенной в 1865 году. По архитектурной форме церковь эта – замечательный памятник XIX столетия.

…25 июля 1963 г. староста и сторож церкви сидели в церковной сторожке и пили спокойно чай. Вдруг в сторожку входят представители Уржумского райисполкома и несколько милиционеров. Они опрокинули стол со всеми чайными приборами на пол и бесцеремонно выгнали старосту и сторожа из церковной сторожки. Потом, выпив церковное вино, приступили к варварскому разрушению интерьера. Книги и иконы сожгли, а материальные ценности увезли. Всего в 1963 г. было разгромлено в Кировской области 9 церквей…

Васильевская церковь с. Байса в 1960-е гг.
Васильевская церковь с. Байса в 1960-е гг. (В настоящее время церковь восстановлена)

* * *

В Кировской обл. с 1960 по 1964 г. из 75 церквей и молитвенных домов, действовавших в 1959 г., было закрыто путём произвола и насилия 40 церквей или 53 %. Семь деревянных молитвенных домов были полностью разрушены, одна каменная церковь (Фёдоровская церковь в гор. Кирове) была взорвана, в остальных закрытых церквах интерьеры были разрушены, иконы, книги и утварь сожжены, а сами здания обезображены. Теперь обезображенные остовы закрытых церквей, большей частью ничем не занятые, с разбитыми стёклами, постепенно разрушаются от непогоды. Общество по охране памятников старины и культуры не имеет средств даже для охраны этих церквей, из которых некоторые (в с. Коршик, в с. Юрьево, в с. Байса и т. д.) являются замечательными памятниками архитектуры XVIII и XIX ст.

Массовое закрытие церквей производилось и в других областях. Всего по СССР в указанный период было закрыто более 10 000 церквей или половина всех церквей, действовавшие после войны7. Разобранные примеры показывают, что церкви закрылись не сами собой, в силу того, что люди оставили христианскую веру, но церкви были закрыты незаконно, организованным административным нажимом.

По материалам итоговой работы выпускницы Свято-Филаретовского института М.Б. Чиликиной и открытого письма Бориса Талантова.

Фотографии храмов с сайтов «Родная Вятка», «Вятка: наследие», «У истока»

————

1 Останин Е.С. Спасённый храм: эпизод сопротивления хрущёвскому антирелигиозному погрому на Вятской земле // Герценка: Вятские записки. Выпуск 11. Киров, 2007. С. 110.

2 Талантов Б.В. Борьба верующих христиан Кировской области за свою веру и свои законные права с 1960 г. по 1964 год. 5 лет борьбы // Рукопись. Т.1. Личный архив Е.С. Останина.

3 Талантов Б.В. Является ли христианская религия пережитком буржуазной идеологии? // Рукопись. Личный архив Е.С. Останина.

4 Борис Талантов и братство вятских христиан в начале 1960-х годов: Доклад Е.С. Останина на конференции «Дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего» // «Кифа» №13(103), октябрь 2009 года.

5 Вестник РСХД. 1967. № 83.

6 С 4 мая 1960 по 15 июля 1964 года Брежнев был председателем президиума Верховного совета СССР (формальным руководителем страны). – Ред.

7 По последним данным количество храмов на территории России, а потом СССР изменялось таким образом: в 1914 году в России было 54 174 храма; в 1928-м – около 30 тыс. приходов; в 1939 году остались не закрытыми лишь около 100 церквей, и были крупные города и целые области, где не было ни одного действующего храма (к концу года после присоединения западных областей, бывших частей Польши и Румынии, где не было гонений, статистика немного изменилась); в 1945 году храмов и молитвенных домов было 10243; в 1958 году – 13414; в 1965 году (после хрущёвских гонений) – 7551. Естественно, в те годы эта статистика была неизвестна и Талантов преувеличил количество храмов, открытых в послевоенное время, хотя достаточно точно оценил процент потерь времени хрущёвских гонений. В дальнейшем вплоть до отмены антицерковных законов в конце 1980-х количество храмов так и оставалось около 7 тыс., немного уменьшаясь. Сейчас их почти 40 тыс. Информация взята из книги М.В. Шкаровского «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве», а также с сайтов Патриархия.ru и Пстгу.ru.

Кифа № 1 (269), январь 2021 года