Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Христианская педагогика новомучеников

И. А. Лаговский в летнем лагере РСХД Эстонии
И.А. Лаговский в летнем лагере РСХД Эстонии (под Тарту, 1935 г.)

Можно сказать, что в Париже в 1920–1930-е годы под руководством будущего протопресвитера профессора В.В. Зеньковского было создано целое направление русской православной педагогики, к которому принадлежали И.А. Лаговский, С.С. Куломзина, прот. Сергий Четвериков, А.С. Четверикова, Н.Н. Афанасьев, К.А. Ельчанинов, Л.А. Зандер и др.1

Центром научно-теоретической, методической религиозно-педагогической деятельности РСХД был Религиозно-педагогический кабинет (РПК).

РПК был создан в 1927 г. как учебно-вспомогательное учреждение при Свято-Сергиевском богословском институте в Париже, однако очень скоро он стал именно делом Движения. Инициатором и руководителем РПК был профессор В.В. Зеньковский. В своих воспоминаниях В.В. Зеньковский говорит о И.А. Лаговском как о своём ближайшем соратнике в этом начинании. Это касалось и внешнего устроения Кабинета2, и его методической подготовки3. Кабинет не ограничивался изданием руководств для работы с детьми и занятий в воскресных школах, основная задача виделась в разработке «исходных и основных принципов православной педагогики»4. Актуальность выработки этих принципов, по мнению В.В. Зеньковского и И.А. Лаговского, была связана с нарастающим влиянием антирелигиозных педагогических практик, отвечающих экзистенциальным вопросам, но в отрицающем христианские основы ключе. Этому влиянию уже не могла противостоять старая педагогическая система, являющаяся нейтральной, отстранённой от решения духовных вопросов. Необходимо было «религиозное решение педагогической задачи»5. Таким решением В.В. Зеньковский и И.А. Лаговский видели разработку концепции целостной религиозной школы.

Идеи И.А. Лаговского как теоретика концепции целостной религиозной школы отражены прежде всего в статьях сборника «Вопросы религиозного воспитания и образования»6, в статьях «Бюллетеня РПК»7. В общих положениях, касающихся принципов религиозной педагогики, И.А. Лаговский развивает, углубляет идеи В.В. Зеньковского, а также начатый в России опыт построения целостной религиозной школы8. Этим вопросам И.А. Лаговский посвятил статью с характерным названием «Неотложное» в Бюллетене РПК. Он выделяет четыре основных принципа, отличающих новую религиозную педагогику от традиционной:

1. Обращение прежде всего к сердцу ребёнка как духовному центру (а не к интеллекту, обретению технических навыков).

И.А. Лаговский пишет, что самым главным для целостной школы является задача открыть или создать в человеке ту силу, которая организует «жизненное единство человеческой личности», создать тот живой, динамический центр, из которого растёт вся любовь и ненависть человека, в котором все явления внутренней и внешней жизни «вступают в целостно-личное, творческое отношение к человеку, свободно избираются или отвергаются им, иерархически располагаются»9. Обращение к центру ребёнка, «обретение узловой, впервые завязывающейся и организующей человеческую индивидуальность точки» связано с культурой, в противоположность «культивированию», как «бесконечному дурному развитию и осложнению периферии, за счёт истощения «единого на потребу»10. Таким образом, духовное развитие заключается не в наполнении новым, а в установлении иерархии ценностей.

2. Религиозная жизнь становится содержанием воспитательного процесса (а не просто его целью). И.А. Лаговский пишет, что раньше религиозная педагогика лишь внешне касалась религии (та была лишь обрядовой рамой). Теперь же духовная жизнь, понимаемая как таинственное соединение полноты религиозного церковного опыта с моим личным ответным движением на него, личное стояние перед Богом, становится в центре.

3. Воспитательный процесс являет собой не только развитие, а преображение, так как подразумевает действие благодатных сил, под влиянием которых натуральное становится «сверхнатуральным благодатным бытием». И.А. Лаговский пишет о таком процессе как о «тайне», «чуде». Для многих такое устремление целостной религиозной школы кажется «безумием»11. В своём докладе на религиозно-педагогическом совещании 1929 г. И.А. Лаговский подчёркивает важность такого воспитательного процесса, так как именно он преодолевает теоретическое бездейственное христианство, способствует «реальной правде религиозной жизни», являет «торжество церкви», именно это привлекает к педагогическому опыту Движения12.

4. И.А. Лаговский подчёркивает, что целостная религиозная школа вне соответствующей культурно-религиозной среды «является утопией»13. Жизнь Движения, внешкольная организация детей в РСХД призваны были быть той «целостной… одушевлённой горячей верой и творческими стремлениями жизнью» средой14.

Особой своей задачей в РПК И.А. Лаговский видел освещение духовного состояния детей и молодёжи в эмиграции и в России, а также анализ антирелигиозного характера советской педагогики15. Этому вопросу он посвящал статьи в «Бюллетене РПК» и в «Вестнике РСХД».

В целом, говоря о состоянии молодёжи «здесь и там», И.А. Лаговский отмечает два её лика – тёмный и светлый, «жуткий и бодрящий»16. С одной стороны, молодёжи присуща творческая сила, «стихия жизни», творческий потенциал, готовность «весь мир покорить»17, что проявляется в тяге к учёбе, увлечении спортом, краеведением в России. В эмигрантской среде это часто выражается в горячей юношеской мечте посвятить себя служению России18. Однако высокие устремления молодёжи являются лишь тонкой «золотоносной жилой» под «спудом мёрзлой земли»19. И в России, и в эмиграции явлен тёмный лик молодёжи, связанный с духовным оскудением, обнаруживающий себя в пьянстве, самоубийствах. В России этому способствует активная антирелигиозная пропаганда. В эмиграции же снижение духовных запросов, «опьянённость жизнью» связаны, прежде всего, с пассивной ролью церкви, её духовным оскудением. В связи с этим И.А. Лаговский считает необходимым «овладеть религиозно» молодёжной стихией в эмиграции20.

Особое внимание И.А. Лаговский уделяет анализу советской педагогики. Он, как педагог, с горечью констатирует безличность, узость, «классовость» как средней, так и высшей советской школы. «Школьник – особая разновидность “советского гражданина”, школа – специфическое орудие… вид классовой обработки и борьбы»21.

Однако более всего внимание И.А. Лаговского сосредоточено на антирелигиозной пропаганде в педагогике СССР. Уже в 1926 г. он пишет о том, что безбожие, в сущности, становится государственной религией, внедрению которой в системе просвещения отведено первое место22. Он отмечает, что борьба идёт уже не просто против религиозного сознания, «корифеи» советской педагогики ведут исследование «психических предпосылок религии» с целью «возбудить моральное отвращение к религии» на уровне «молекулярного процесса»23.

* * *

Можно предположить, что важным фактором успешной работы И.А. Лаговского с юношеством была его открытость к общению, умение вести разговор о главном, любовь к собеседнику.

А. Иванен упоминает о беседах И.А. Лаговского с юношами и девушками по самым злободневным вопросам современности: о значении семьи и брака в религиозном духе, в противовес как коммунистически безбожному, так и фашистскому разрешению этих вопросов; разбор вопросов об отношениях между наукой и религией и критика материалистического мировоззрения. Такие беседы были неотъемлемой частью жизни кратковременных летних колоний, проводимых во главе с И.А. Лаговским как в воскресных школах, так и в кружках дружины «Витязей и дружинниц» для молодёжи, вовлечённой в работу Движения24.

Открытость к общению была не просто свойством характера И.А. Лаговского. Личностное общение, Встреча были для него принципиальным условием христианской педагогики25.

* * *

В августе 1939 г. Эстония была присоединена к СССР, деятельность РСХД на её территории к июню 1940 г. была прекращена. 5 августа 1940 г. Иван Аркадьевич Лаговский был арестован советскими властями. Также были арестованы Николай Николаевич Пенькин и Татьяна Евгеньевна Дезен. После предварительных допросов они были отправлены в Ленинград, где проходило следствие по делу РСХД. И.А. Лаговский держался во время допросов мужественно, открыто свидетельствовал о своей мировоззренческой позиции: противостояние коммунизму как атеистическому, безбожному мировоззрению. Не находя вины, НКВД сфабриковало лживое обвинение в вооружённой борьбе против Советского Союза, террористической деятельности. И.А. Лаговский, а также Н. Пенькин и Т. Дезен после пыток и допросов были расстреляны в застенках НКВД по 58 статье 3 июля 1941 года. Похоронены под Ленинградом. В 1990 г. Верховный суд РСФСР реабилитировал И.А. Лаговского, Н.Н. Пенькина, Т.Е. Дезен. Через семьдесят лет после мученической кончины, в 2012 году, И.А. Лаговский был канонизирован Эстонской православной церковью вместе с одиннадцатью эстонскими новомучениками. День их памяти совершается 14 июня.

Арест и мученическая кончина И.А. Лаговского явились продолжением его деятельности в РСХД как крестного служения Церкви, подтверждая слова прот. Александра Киселёва: «Мы делаем не движенское, а церковное дело. За Движение не будет мучеников»26. И.А. Лаговский лицом к лицу встретился со злом и ложью богоборчества, которые обличал с помощью слова, и здесь, приняв мученичество, одержал окончательную Христову победу.

Ольга Гаврилова

————

1 Осовский Е. Г. «Заглядывая в глубины детской души…» // Зеньковский В., прот. Педагогические сочинения. Саранск: Изд-во Красный Октябрь, 2003.

2 «Мы сняли с Лаговским для кабинета комнату у Л. Зандера… обставили её и освятили. На освящении был и митрополит, и после освящения устроили чай – это было официальное открытие нашего кабинета». (Зеньковский В. Мое участие в РСХД/ В.В. Зеньковский // Из моей жизни : Воспоминания / М. : Дом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына : Книжница, 2014 . С. 130).

3 «Мы с Лаговским… составили план работы кабинета» (Там же. С. 130).

4 Там же. С. 127.

5 Зеньковский В.В. Vivisvocamus // Бюллетень РПК. № 7. Вестник РСХД. 1929. № 10. С. 1.

6 Вопросы религиозного воспитания и образования. Вып. I. Издание религиозно-педагогического кабинета при Православном Богословском институте. Париж, 1927. 210 с.

7 В своём исследовании участия И.А. Лаговского в РПК мы опираемся прежде всего на материалы «Вестника РСХД», но возможно, его деятельность была шире. Кирилл Соллогуб говорит о том, что архив РПК в Париже до сих пор не открыт и малоизучен (Соллогуб К. Память о нём сохранилась в движении. Кифа №11(149), 2012 г. С. 5).

8 И.А. Лаговский говорит, например, об А. Рачинском как предшественнике в деле создания религиозной школы (Лаговский И.А. Неотложное // Неотложное : Бюллетень РПК № 8 // Вестник РСХД. 1929. № 11. С. 2).

9 Лаговский И.А. Там же. С. 1.

10 Лаговский И.А. Там же.

11 Лаговский И.А. Неотложное. С. 2.

12 Протокол религиозно-педагогического совещания в Париже //Бюллетень РПК № 9. Вестник РСХД. 1929. № 12. С. 5.

13 Лаговский И.А. Неотложное. С. 2.

14 Зеньковский В.В., протопр. Русская педагогика в XX веке. Париж, 1960. С. 5.

15 Заметим, что этот вопрос был заданием для И.А. Лаговского ещё во время его работы при пражском педагогическом институте, в его педагогическом бюро (зимой 1925–1926 гг.). В.В. Зеньковский отмечает, что И.А. Лаговский «обнаружил все свои дарования: он превосходно изучал весь материал, каким мы могли в Праге располагать, и не менее превосходно умел излагать, что изучил…» (Зеньковский В.В. Моё участие в РСХД. С. 95–96).

16 Лаговский И. Молодёжь в советской России : Бюллетень РПК № 8 // Вестник РСХД. 1928. № 11. С. 3.

17 Там же.

18 И.А. Лаговский приводит яркий пример такого горячего юношеского патриотизма среди эмигрантов: «Моя невеста – Россия», – заявил один юноша на собрании о России (Там же. С. 4).

19 Там же. С. 5.

20 Там же. С. 16.

21 Лаговский И. Советские школьники //Вестник РСХД. 1932. № 3. С. 19.

22 Лаговский И. Антирелигиозная пропаганда в системе просвещения // Вестник РСХД. 1926. № 11. С. 10.

23 Там же. С. 8.

24 Такие колонии были проведены в Гунгенбурге (под Нарвой) в 1934 году, в Пернаце в 1935 г., в Визусти в 1936 г. (См.: Дело РСХД в Эстонии (показания И.А. Лаговского). С. 175).

25 И.А. Лаговский пишет: «В жизни добра решающее значение имеют встречи, именно с осуществлённым, воплощённым добром. Тайна творческого воздействия – тайна побеждающей, заражающей своим веянием красоты нежной любви. Очарование учителя не в его знаниях, не в его опыте, а его духовная красота, в тех токах сверхчувственных, которые идут от него» (Лаговский И. Святая Русь и Современная Россия // Вестник РСХД. 1928. № 2. С. 24).

26 Цит. по: Плюханов Б.В. РСХД в Латвии и Эстонии // YMCA-Press, 1993. С. 237.

Кифа № 8 (300), август 2023 года