Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Из истории создания Службы всем русским святым

Фрагмент доклада студентки СФИ Юлии-Гульнары Халитовой (Екатеринбург) на Сретенских чтениях

Собор всех святых, в земле Русской просиявших

Ещё с домонгольского периода известны произведения, прославляющие собор русских святых, например, «Слово в память святых отцов, в субботу сыропустную» неизвестного автора, где упоминается несколько русских святых1. В 1579 г. сын царя Ивана Грозного царевич Иоанн, создав новую редакцию «Жития Антония Сийского» (новгородского), сопроводил её «Похвалой» сийскому чудотворцу и всем преподобным отцам, «иже в Росийстем острове просиявшим»2. Но в периоды подъёма русского национального и духовного самосознания и активной канонизаторской деятельности (Макарьевские соборы 1547 и 1549 гг., Поместный собор 1917–1918 гг.) создавались более торжественные и сложные литургические формы, такие как «Служба Всем русским святым»3.

Илья Викторович Семененко-Басин в своём исследовании отмечает: «Важной чертой персонификации русской святости является её всецерковный и всенародный объединяющий потенциал, выразивший себя в самые трудные периоды междоусобиц и нашествий в «сохранении традиционного восприятия святых как общности, собора»4.

Известны три извода службы всем русским святым: 1) инока Григория Суздальского (XVI в.), 2) иеромонаха Сергия (Шелонина) (XVII в.), 3) совместный труд профессора Санкт-Петербургского университета Бориса Александровича Тураева и инока Афанасия (Сахарова), впоследствии епископа Ковровского.

* * *

Первая Служба «Всем святым новым чудотоворцам русским», составленная иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорием, приурочена к канонизации новых русских святых на Московских Макарьевских соборах 1547 и 1549 гг. и установлению праздника Всем русским святым. Днём празднования было выбрано 17 июля (ст. стиль) – рядом с памятью равноапостольного князя Владимира, начальника русской святости (15 июля по ст. стилю)5.

Служба инока Григория, как и две другие известные службы, по композиции следует литературному образцу – «Службе преподобным отцам в субботу сыропустную». Каноны всех трёх авторов восходят как к литературному образцу к канону прп. Феодора Студита6. Но в них кроме преподобных, святителей, священномучеников и священноисповедников включены чины благоверных князей и княгинь, юродивых (блаженных), мучеников, святых жён. По мнению исследователя русской книжности Олега Витальевича Панченко, труд иноком Григорием был написан ещё до завершения канонизации русских святых в период деятельности митрополита Московского Макария, именно поэтому ему было известно сравнительно небольшое число русских подвижников – 637.

Служба Григория Суздальского, написанная в начале 1550-х гг., переписывалась в рукописях, но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI–XVII вв.

После XVII в. это празднование сохраняется только у старообрядцев. С конца XVIII в. служба издавалась старообрядческими типографиями в Гродно (в 1786 и 1789 г.) и Супрасле (в 1786 и 1787 г.), а затем у единоверцев в начале XX в.

* * *

В конце 1640-х годов «Канон всем святым, иже в Велицей Росии в посте просиявшим» создаёт Сергий (Шелонин), иеромонах Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Это время, когда в русском общественно-религиозном сознании превалируют идеи равного «достоинства» святых «своея Русския земли» с великими подвижниками древности.

Единственный на данный момент список этого произведения обнаружен в одном из соловецких сборников XVII в. В печатное «Описание рукописей Соловецкого монастыря» он не вошёл.

Прямых следов влияния канона Григория Суздальского на канон Сергия (Шелонина) исследователями не выявлено. Текстуальные совпадения в этих произведениях объясняются тем, что оба они имеют общий литературный образец – канон прп. Феодора Студита. Исследователи находят взаимосвязь канона Сергия (Шелонина) с каноном его современника грека Милетия Сирига (1643 г.) («каноном молебным к преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой Росси просиявшим»).

Канон Сергия (Шелонина) можно назвать одним из этапов гимнографического оформления «собора» всех русских святых.

* * *

Впервые Служба была напечатана отдельной брошюрой гражданским шрифтом в «случайно найденной типографии» в Москве в 1918 г. Впервые служилась в 1919 г. в Петрограде – по словам Тураева, во «временном наёмном помещении первого храма во имя Всех Русских святых». Далее, по свидетельству свт. Афанасия, служилась неоднократно – в заключении, в тюрьмах и лагерях.

Восстановление праздника Всем русским святым произошло на Великом Московском Поместном соборе 1917–1918 гг.

Этому событию предшествовали следующие обстоятельства.

Со времён реформы патриарха Никона (1663–1664) и до царствования Александра III (1881–1894) в России было всего несколько канонизаций. За годы правления Николая II (20 лет) состоялось 7 общероссийских канонизаций.

В 1901 г. архиепископ Владимирский Сергий (Спасский) инициировал указ императора и святейшего Синода, по которому все епископы должны были предоставить имена святых, чтимых в епархиях. В результате в качестве официального документа Церкви был составлен и издан «Верный месяцеслов всех русских святых» (1903 г.).

Б. А. Тураев, профессор Санкт-Петербургского университета
Б.А. Тураев, профессор Санкт-Петербургского университета

15 марта 1918 г. на заседании отдела о богослужении, проповедничестве и храме Б.А. Тураев (1868–1920) представил Поместному собору доклад «О восстановлении празднования в первое воскресенье Петровского поста всех святых новых чудотворцев российских». Основные аргументы докладчика: многие русские святые ещё не прославлены, но почитаются народом; этого требуют начавшиеся гонения; праздник «будет малым напоминанием о великой единой России и Российской Церкви, созданной подвигами её святых». Одобренный отделом доклад Тураева 20 августа 1918 г. был рассмотрен Собором, и наконец, 26 августа было принято историческое постановление: «1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех святых русских. 2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста». В подготовке доклада и дальнейшей работе активно участвовал будущий свт. Афанасий (Сахаров).

При составлении службы праздника часть была позаимствована из текстов Григория Суздальского (особенно то, что опиралось на литературный образец – службу преподобным отцам недели сыропустной), остальное составили заново, частично сложив новые песнопения (это делал Тураев), частично выбрав лучшее и характерное из существующих служб Русским святым (этим занимался Афанасий (Сахаров))8.

Впервые Служба была напечатана отдельной брошюрой гражданским шрифтом в «случайно найденной типографии» в Москве в 1918 г. Впервые служилась в 1919 г. в Петрограде – по словам Тураева, во «временном наёмном помещении первого храма во имя Всех Русских святых». Далее, по свидетельству свт. Афанасия, служилась неоднократно – в заключении, в тюрьмах и лагерях9.

Со временем выяснилась желательность второго дня празднования всем Русским святым в течение церковного года и необходимость дополнить службу так, чтобы её можно было совершать не только в воскресный день.

Епископ Афанасий (Сахаров), начало 1920-х гг.
Епископ Афанасий (Сахаров), начало 1920-х гг.

О некоторых особенностях службы

До середины XX в. в русских святцах имён мучеников и исповедников было значительно меньше, чем в византийских. Более 3/5 от общего числа всех имён составляли имена преподобных. В святцах также было около 70 имён святителей, около 35 – благоверных князей, 20 имён юродивых10.

Канон Григория Суздальского упоминает 63 имени русских святых, Сергия (Шелонина) – 160. В службе свт. Афанасия (Сахарова) 389 имён русских и вселенских святых. Святые, принадлежащие к одному чину святости, объединены в небольшие «соборы» в соответствии с принадлежностью к одному духовному центру (киево-печерские, новгородские, соловецкие, калужские и т. д.). Видна определённая динамика: у Григория Суздальского подобные «соборы» только начинают оформляться, у Сергия (Шелонина) и свт. Афанасия они уже ясно сформированы. Это связано с накоплением духовного опыта и осмыслением святости. Определённый интерес представляет появление «собора» юродивых. Григорий Суздальский воспевает юродивого Николая, Максима и Василия блаженных Московских и Исидора Ростовского. У Сергия (Шелонина) ряд имён увеличивается: Василий Блаженный, Максим Московский, Прокопий и Иоанн Устюжские, Исидор Твердислов, Никола Кочанов (Новгородские). У свт. Афанасия список становится более обобщённым: «Василие, Максиме и Иоанне Московстии и вси Христа ради юродивии Российстии…»

У всех трёх авторов особо подчёркнуто значение преподобного Сергия Радонежского. В канонах Григория Суздальского и свт. Афанасия вспоминается не только он сам, но и его ученики: Григорий Суздальский называет прпп. Павла Обнорского и Стефана Махрищского; свт. Афанасий вспоминает самого прп. Сергия, а немного ниже «…преподобнаго Никона, послушания рачителя, с нимже… Михея, Савву и Дионисия, Стефана, Андроника и Савву и вся преподобныя ученики и собеседники великаго Сергия, их же молитвами сынове российстии спасаются…»

Интересно, что канон Сергия (Шелонина) включает имена подвижников благочестия и русских святых, которые на момент создания канона ещё не были канонизированы, например, митрополиты московские Филипп (Колычев), Геронтий, Даниил, Макарий и Афанасий и архиепископы новгородские Геннадий, Аркадий и Александр, а также патриарх Гермоген11.

В каноне Григория Суздальского упоминаются и «праведнии неименовании». У свт. Афанасия (Сахарова) мы так же находим подобное обращение: «О велицыи сродницы наши, именованнии и безыменнии, явленнии и неявленнии, Небеснаго Сиона достигшии и славу многу от Бога приимшии…»12.

В Каноне свт. Афанасия есть упоминание о «твердости и мужестве полка мучеников Христовых, в Китае за Христа убиенных» в самом начале ХХ века.

Ещё одна особенность службы свт. Афанасия: с четвёртой по девятую Песнь канона в богородичных тропарях он включает обращение к такой характерной русской святыне, как Богородичный образ, в каждой песне свой: Иверский, Знамения, Тихвинский, Владимирский, Казанский… Образ Богородицы в православном богословии всегда считался образом Церкви, поэтому такое обращение углубляет богословское значение службы.

* * *

Благодаря тому, что в святцах Русской церкви появляются новые имена, происходит осмысление содержания их подвига; стихиры, тропари, богородичные службы дополняются текстуально и обогащаются новыми богословскими смыслами. Возможно, пережив и осмыслив опыт гонений XX в., Церковь явит новых писателей, которые смогут влить его в новые гимны Службы Всем русским святым.

————

1 Панченко О.В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. II «Канон всем святым, иже в Велицей Росии в посте просиявшим» – сочинение Сергия (Шелонина) // ТОДРЛ. Т. 56. СПб., 2004. С. 468.

2 Там же. С. 467.

3 Там же.

4 Семененко-Басин И.В. Почитание русских святых: проект Афанасия (Сахарова) в историческом контексте // Культурная жизнь юга России. 2009. № 1(30). С. 147.

5 Спасский И.Д. Первая служба русским святым и её автор // Журнал Московской патриархии. 1949. № 8. С. 50.

6 На утрени Собору всех преподобных, которая служится в неделю сыропустную, положен особый канон, написанный преподобным Феодором Студитом. В каноне в алфавитном порядке перечисляются преподобные отцы и жёны древности. – Ред.

7 Панченко О.В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. С. 467.

8 Косик О.В. «Кто нас разлучит от любви Божией?»: Книга о священноисповеднике епископе Ковровском Афанасии (Сахарове). С приложением полной службы Всем святым, в земле Русской просиявшим. М. : ПСТГУ. 2017, С. 398–399.

9 Там же. С. 400.

10 Игнатия (Петровская), схим. О создании службы всем российским святым // Альфа и Омега. 2005. № 3(44). С. 53.

11 Панченко О.В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. С. 465.

12 Косик О.В. «Кто нас разлучит от любви Божией?». С. 518.

В докладе были использованы изданная в гродненской ставропигии в 1786 г. «Служба всем с[вя]тым российским чюдотворцем» инока суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григория, служба «Всем святым, в земле Русской просиявшим» свт. Афанасия (Сахарова), в издании О.В. Косик (2017), а также десятый том Деяний Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., изданный Новоспасским монастырём (2000)

Кифа № 6 (274), июнь 2021 года