Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

«Священник – это не начальник, не царь и тем более не Бог, это один из членов общины»

Интервью с епископом Черняховским и Славским Николаем

Епископ Черняховский и Славский Николай

Есть встречи, которые как свежий ветер или музыка запечатлеваются, и воспоминания о них дарят лёгкость и ясность.

В этом году я, как обычно, гостила у мамы в Калининграде. Друзья попросили передать, если случится оказия, книжку в подарок владыке Черняховскому и Славскому Николаю.

В небольших городках оказии случаются частенько. Однокашница рассказала вдруг, что владыка Николай в 1996 году, будучи тогда отцом Вадимом и настоятелем Свято-Георгиевского храма в Правдинске, поднимал из поросших деревьями руин старушку-кирху XVII века, оживив её в православную красавицу. Оказалось, что моя подруга в те же годы помогала владыке Николаю вместе с другими молодыми студентками присматривать за детьми из неблагополучных семей. Все рассказы о владыке Николае моих друзей и знакомых выстраивались в стройный ряд картин бережного отношения к человеку, особенно к ребёнку, и чудесного рождения православной жизни на Калининградской земле в 80–90-е годы XX века.

И всё же я никогда не общалась ни с одним владыкой…

Знакомая из волонтёрской организации «Милость мира», рассказывая о владыке Николае, вспоминала, как маленькой девчушкой взбиралась по крутым, почти непосильным для её роста ступеням собора в Черняховске на занятия в Воскресную школу. Прекрасная Ирина и сопроводила меня в Черняховск на литургию к владыке.

Во время проповеди владыка спросил всех нас, какой глагол чаще всего встречается в Евангелии. «Не бойся», не бойся идти по воде, именно это отличает верующего человека – способность жить вопреки естественным возможностям, преодолевать любые обстоятельства, не отрывая взгляд от Христа.

День был жаркий, редкие для Балтики 30 градусов. После литургии владыка Николай должен был заехать в Черняховский духовно-просветительский центр «Преображение» и прихватил меня с собой. За мороженым и кофе рассказал о жизни епархии, прихода и центра «Преображение».

Крестный ход у Георгиевского храма в Правдинске
Крестный ход у Георгиевского храма в Правдинске

* * *

Владыка, я знаю, что в приходах, где Вы служили, организовывались встречи-чаепития с прихожанами после литургии. Как это начиналось?

Ещё когда я был настоятелем храма Георгия Победоносца в Правдинске, у меня была традиция: я становился в воротах – «Заворачиваем все в трапезную, пьём чай и беседуем там о насущных проблемах!» Некоторые пытались проскользнуть и уйти, но я их останавливал. И люди привыкли, приняли это довольно хорошо. После чая мы говорили: у кого больные родители, маленькие дети – можете идти домой, а мы, все остальные, давайте сейчас поговорим. Была тема, которую кто-то из прихода прорабатывал. И договаривались, какая тема будет в следующее воскресенье (там только по воскресеньям была служба). Например: говорим о послании к Римлянам, такая-то глава. Поручаю её, скажем, прихожанину храма Дмитрию, и он готовит доклад, читает Лопухина, толкователей, потом всё это рассказывает всем. Кстати, потом он стал священником. Из Правдинского прихода вышло несколько священников – в частности, благодаря беседам.

Многие из Правдинского прихода вошли и остались в моём сердце. Как одна из активных помощников – Антонина Филипповна. Очень красивый героический человек.

В 1984 году, когда ещё никакой православной церкви там близко не было, с колокольни частично сдуло черепицу, и она побилась, покололась, Антонина Филипповна продвинула идею, что это здание – наше достояние, наш памятник. За счёт города купили где-то в Литве черепицу и позвали альпинистов, которые на домах умеют поправить и уложить черепицу. Им платили зарплату от города, и они сделали шпиль на колокольне. Антонина Филипповна была главным архитектором района, и я, когда приехал в Правдинск, почти сразу с ней связался: как нам что-то сделать? Были разрушены своды. Три свода упало, хотя главные, к счастью, были целыми. Мы с Антониной Филипповной обсуждали вопросы ремонта, она в это дело постоянно активно включалась. А ещё она пела в церковном хоре.

Интересно было бы узнать и о том просветительском проекте, который связан с радиопередачами.

20 лет назад нынешний руководитель информационного отдела епархии, креативный директор радио «Черняховск» Елена Витальевна Голубева взялась делать православные радиопередачи по благословению тогдашнего настоятеля храма Архангела Михаила отца Иосифа. За это время набралась опыта, и теперь мы все вместе создаём свою радиостанцию просветительского характера.

Планы у нас большие, тем более что сейчас мы познакомились с сотрудниками радиостанции «Град Петров» и радио «Вера». Они готовы делиться с нами своими некоторыми передачами, например, толкованиями на Евангелие.

Меня радио «Вера» также попросило давать комментарии для передачи «Актуальная тема». Мне присылают вопросы, на которые я должен кратко, за полторы минуты, ответить.

Людмила, автор этой рубрики, о замысле передачи говорила мне так: «Представьте, что я, Ваша прихожанка, подошла к Вам с вопросом. Вам некогда со мной долго беседовать, поэтому Вы отвечаете за полторы минуты». И мы с ней записали сразу шесть комментариев (она делит месяц на пять человек). А потом у нас появилась своя радиостудия, поэтому теперь мы записываем комментарии, не выезжая из Черняховска…

Это не всегда просто, порой переживаешь, когда что-то главное не удалось сказать. Как-то нужно было прокомментировать слова апостола Павла из Первого послания к Коринфянам: «Если мы только в этой жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». Согласитесь, сложно, говоря об этом, вписаться в полторы минуты.

Сейчас надо творчески размышлять над Евангелием и вообще над христианством, потому что просто сказать: «вот есть двадцать пять правил, будь добр их исполнять», – так нельзя, Бог дал человеку разум и свободную волю и ждёт от нас свободного осмысленного выбора.

Да и вообще нужно о многом передумать, прежде всего о том, как говорить. Были времена, когда некоторые «апологеты» пытались говорить с восторгом: «Как всё в церкви прекрасно, какая благодать!» Человек мыслящий, но пока ещё сомневающийся, таких аргументов не воспримет. С ним надо говорить о том, с чем он сталкивается в своей жизни, и постараться, чтобы он сам сделал вывод, что Бог даёт благодать. Это можно ему говорить, но только не надо лишнего восторга. И ещё: не надо человека пугать – «тебя Боженька накажет». Это не проповедь совсем. Неправильно и вредно считать, что Бог прежде всего судья и одновременно палач: осудил и тут же наказал как-нибудь. Христианство – оно в другом. Я в своих комментариях и проповедях пытаюсь осмыслить Евангелие. Конечно, в чём-то, возможно, и ошибаюсь. Просто пытаюсь увидеть, что Христос хотел донести до нас. Ведь при переводах могли немного сместиться акценты, да и вообще в разные времена актуальны разные стороны евангельского благовестия, и в каждую эпоху были авторы, которые говорили именно о том, что было важно их современникам. Сейчас надо творчески размышлять над Евангелием и вообще над христианством, потому что просто сказать: «вот есть двадцать пять правил, будь добр их исполнять», – так нельзя, Бог дал человеку разум и свободную волю и ждёт от нас свободного осмысленного выбора.

С людьми нужно говорить. Помню, когда я служил ключарём в калининградском соборе Христа Спасителя, один послушник, Игорь, как-то сказал: «Давайте мы будем делать кинопоказы» (имелись в виду православные фильмы). Он обклеил весь храм объявлениями: в лавке, на входе, чуть ли не возле алтаря на стенке было написано «кинопоказ». Наш архиерей, епископ Серафим (он сейчас стал митрополитом), меня позвал и говорит: «Что это такое, у вас тут кинотеатр, что ли? Да и объявления в храме только о кино, больше никаких нет». Я говорю: «Владыка, мы хотим сделать миссионерский проект». Прихожу я на этот кинопоказ. Игорь сидит, нажимает кнопочку, пошёл какой-то 108-серийный фильм про Николая II. Это довольно сложный фильм, даже для подготовленного зрителя. Потом фильм кончился, он кнопочку нажал, выключил аппарат, вышел и без каких бы то ни было комментариев сказал: «До свидания, следующий показ тогда-то и тогда-то». Второй фильм был о монашестве. Я тогда взял на себя инициативу, вышел на сцену и говорю: «Никуда не расходимся, давайте с вами рассуждать. Как вы поняли, что такое монашество?» Народ о монашестве, конечно, имел весьма смутное представление. Начали обсуждать, получилась довольно хорошая беседа. Пришлось мне комментировать каждый раз эти фильмы. Как-то на одну из этих бесед попал клирик собора Игорь Ильницкий и говорит: «А давайте я буду евангельские вести беседы». Я говорю: «Ну, конечно, давайте, отец Игорь». И у него это хорошо получалось, люди заинтересовались, собирался полный зал.

Епископ Черняховский и Славский Николай проповедует

Вы рассказываете о том, что могут делать архиереи и священники. А что миряне могут делать для собирания общины?

У меня отношение к разделению на клир и мирян навеяно моим представлением о Древней церкви: вот собрались христиане, которые хотят служить Богу (в идеале это так). И договариваются: ты будешь выращивать пшеницу для просфор, ты будешь делать вино для Евхаристии, а ты, дорогой, тут самый грамотный (учился в семинарии), ты будешь заниматься тем, что освоишь, как ведётся богослужение, мы тебя отправим к апостолам или к архиерею, который тебя рукоположит, будешь священником, и тебе община поручает вести то-то и то-то. Священник – это не начальник, не царь и тем более не Бог. Это один из членов общины, которому поручено вести богослужение. Он равен с остальными. У него есть авторитет, первенство, но он первый среди равных. Это не некий чиновник, который получил назначение от царя и пришёл со словами «я тут в приходе самый главный, всем молчать, выполнять мои указания». Так не должно быть. Священник не сделан из другого теста, не прилетел с Луны. Он такой же как все, он не святой и безгрешный по должности.

То есть получается, евангельскими встречами и показами фильмов могут заниматься миряне, не только священники?

Конечно. Но только если им позволяет эрудиция, если они знают, о чём говорят, если они будут излагать церковное учение, а не собственное незрелое мнение.

* * *

После мороженого и интервью владыка сквозь пышную зелень августа подбросил меня до Калининграда. За лёгкой беседой (мы говорили о байдарках, порогах, детях, утратах и приобретениях, слушали непопулярные баллады Высоцкого) он прихватил пяток яблок из своего дома похрустеть по дороге. Наверное, больше всего запомнилось из слов владыки, что верующий человек должен быть прозрачным для Христа, не заслонять Его своим авторитетом, знаниями и эрудицией.

Текст предисловия и послесловия: Марианна Чмыхалова
Беседовала Марианна Чмыхалова
Фото с сайта Черняховской епархии

Кифа № 11 (303), ноябрь 2023 года