Свято-Филаретовский институт и Дом русского зарубежья провели конференцию к столетию Русского студенческого христианского движения
![К столетию Русского студенческого христианского движения](https://gazetakifa.ru/wp-content/uploads/2023/11/kifa-303-03-01.jpg)
В этом году сто лет исполнилось с того момента, который считается днём рождения РСХД. В 1923 году в местечке Пшеров недалеко от Праги завершился первый съезд Русского студенческого христианского движения – небольшая встреча, собравшая около тридцати человек и вошедшая в историю как Пшеровская пятидесятница.
Опыт устройства церковной жизни и обретения церковного единства, христианского воспитания молодёжи, а также богословские находки Движения обсуждали на Всероссийской научной конференции с международным участием «Русское студенческое христианское движение: опыт оцерковления жизни», организованной Свято-Филаретовским институтом и Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве 4–5 октября.
В докладах, прозвучавших на конференции, затрагивалось множество тем, среди которых история Движения, экклезиологическое значение понятий «оцерковления» и «воцерковления», служение одного из выдающихся деятелей РСХД, канонизированного в 2012 году, Ивана Лаговского, истоки Движения и отношения его участников с ИМКА, а также с церковными движениями в России, экклезиология о. Николая Афанасьева и размышления о Церкви одного из основателей РСХД отца Сергия Булгакова, отражённые в его статьях о Движении в «Вестнике РСХД». К слову, в одном из докладов, посвящённом истории этого журнала, звучали голоса его издателей, авторов и читателей, таких как Николай Зёрнов, Иван Лаговский, Василий Зеньковский, отец Сергий Булгаков, Николай Бердяев, Никита Струве, Сергей Аверинцев.
На секции по экклезиологии прозвучал доклад Андрея Дударева, в котором он коснулся вопроса преемственности между РСХД и Преображенским братством. Участвовавший в заседании в качестве зрителя основатель Преображенского братства священник Георгий Кочетков был приглашён ведущим подтвердить или опровергнуть прозвучавшие в докладе предположения. Мы посчитали, что вам, друзья, будет интересен этот ответ, большую часть которого мы здесь приводим.
![Выступает Даниил Струве](https://gazetakifa.ru/wp-content/uploads/2023/11/kifa-303-03-02.jpg)
![Священник Георгий Кочетков](https://gazetakifa.ru/wp-content/uploads/2023/11/kifa-303-03-03.jpg)
комментирует доклад Андрея Дударева
Отец Георгий вспомнил, что задачу рождения общины он сознательно поставил в 1975 году, когда ещё не был знаком с учением отца Николая Афанасьева: «Я получил книгу отца Николая от отца Виталия Борового чуть позже, где-то в 1976–1977 годах и был в восторге от неё, давал её читать Александру Огородникову, всем братьям и сёстрам в своём евангельском кружке. Но ещё в 1975 году мы начали регулярно каждые два месяца совершать агапы именно с целью рождения общины. Родилось это как бы само собой, изнутри, так же, как это было среди движенцев. Там родились формы, вполне адекватные их состоянию, их положению, их самосознанию, и они родились изнутри. Конечно, огромную роль в этом сыграли великие богословы, мыслители, философы – о. Сергий Булгаков, Н.А. Бердяев и многие другие. Это был целый сонм замечательных, прекрасных, выдающихся людей. Может быть, не все они имели мировое значение, как Бердяев и Булгаков, но всё равно их вклад был очень велик.
Такой же процесс естественного рождения форм общей жизни происходил и у нас. Общаться с кем-то на эти темы в первой половине 1970-х годов было невозможно, книг тогда ещё не было. Я только-только взял в руки Библию в десятом классе школы, в 1967–1968 годах, и стал приглашать своих неверующих однокашников читать и обсуждать библейские темы. Потом я стал доставать Журнал Московской Патриархии (там ещё в то время было довольно много интересного). Мы стали ходить в храмы сложившейся группой школьников. Представьте себе это в 1960-е годы в нашей стране! Что-то нам нравилось, что-то не нравилось, у многих был страх. Но группа уже родилась. Когда я стал студентом, я читал Библию в метро и в аудиториях (дома мне её запрещали брать в руки). И студенты, естественно, писали мне записки: “Юра, а нельзя ли у тебя взять Библию почитать?” Иногда Господь творит что-то Своё именно изнутри, когда мы не предубеждены, не запрограммированы, не испуганы, когда у нас есть возможность воспринять дар веры, любви и свободы. А это у нас как раз тогда было. Мы не очень были знакомы с какими бы то ни было церковными кругами и уж тем более какими-то чиновниками или государственными службами.
Поэтому, с одной стороны, есть основание сказать: нет, мы всё сами сделали, никто на нас не влиял, мы самые гениальные люди (смеётся). А с другой стороны, можно сказать прямо наоборот: да, действительно влияли и отец Николай Афанасьев, и Николай Александрович Бердяев, с произведениями которого я тоже познакомился где-то начиная с 1976–1977 годов, и о. Сергий Булгаков, и другие, и русская литература, и святые отцы.
Но самое главное, наверное, то, что своё чтение ещё в 1960-е годы я начал именно с Евангелия. Если бы я начал со святых отцов, думаю, был бы другой результат. И я до сих пор убеждён, что начинать надо с Нового завета – не с Ветхого, а именно с Евангелия. И если удаётся его воспринять в какой-то существенной степени и есть желание воплощать это в жизнь, то хотим мы того или не хотим, мы приходим к нормальному, здоровому, современному, живому христианству.
“Вестник РСХД” я стал получать в середине 1970-х годов и проглатывал просто от корки до корки, ведь даже там, где прямо о вере и церкви ничего не говорилось, всё-таки отбор делали люди, пропитанные этим духом. Да, конечно, соборность РСХД несовершенна, да, она не полна, это легко доказать. Но она была. Точно так же любого из нас легко упрекнуть в том, что наша жизнь – не жизнь ангелов на небесах. Но Господь действует, и покрывает недостатки, и ведёт за Собой. И это важно и сейчас.
После доклада были замечательные вопросы об отношении к Преображенскому братству. Но на них ведь существует простой ответ. Да, конечно, о братстве могут говорить разное. Ну и что? И пусть себе говорят. А почему нет? Мы к этому относимся спокойно, драться мы ни с кем не собираемся. Но мы будем делать то, что нам открыл Господь, то, в чём мы уверены, что мы проверили на своём опыте, несмотря на все наши недостатки и согрешения – как говорил отец Виталий Боровой, “несмотря на всё наше окаянство”. И нас не заставят делать по-другому. Мы можем почитать старших в церкви, церковную иерархию, но когда надо сохранять важнейшие вещи, мы можем немножко отойти в сторону, как это Преображенское братство и Свято-Филаретовский институт делали и делают до сих пор. Мы действительно сотрудничаем по вере и по духу, но без какого-либо административного подчинения, потому что на сегодняшний день это значило бы подорвать начала свободы, а для нас это принципиально важная вещь – начала неформальных, общинных, братских, личностных отношений. Может быть, в каких-то особых исторических условиях, когда видно, что ничего невозможно, можно идти на компромиссы в надежде, что сейчас пройдёт эта волна, гроза пройдёт – и можно снова будет дышать и жить. Но пока, слава Богу, мы живём не в таких условиях и продолжаем делать то, что делаем.
И здесь, конечно, огромная благодарность отцу Николаю Афанасьеву, Николаю Александровичу Бердяеву, отцу Сергию Булгакову и многим другим».
![На презентации книги «Русское студенческое христианское движение...»](https://gazetakifa.ru/wp-content/uploads/2023/11/kifa-303-03-04.jpg)
возникновение и деятельность в 1923–1939 годах» автор монографии Ульяна Гутнер
и руководитель издательства СФИ Кирилл Мозгов
В рамках конференции состоялась презентация книги Ульяны Гутнер «Русское студенческое христианское движение: истоки, возникновение и деятельность в 1923–1939 годах» – первое исследование по истории РСХД в наиболее яркий его период с публикацией ранее недоступных читателю документов и источников.
Завершилась конференция круглым столом, на котором прозвучали личные свидетельства тех, кто сам активно участвовал в жизни и деятельности РСХД во Франции во второй половине ХХ века, и тех, для кого в советской России опыт Движения и чтение журнала «Вестник РХД» стали поворотным моментом в жизни.
Специально для круглого стола своё слово записала Ирина Тимофеевна Ровэре (Париж), 1923 года рождения, филолог, активная участница РСХД. Она рассказала о том, что с Движением в 1951 году её познакомил отец Александр Шмеман, её духовный отец. Она сразу заметила, что на первом месте здесь была передача детям и молодёжи православной веры, а не только русского языка и культурных традиций, как это бывало во многих эмигрантских русских приходах. В то же время русский язык был обязательным в ежедневной жизни лагеря. Если кто-то случайно переходил на французский – он должен был выучить русские стихи. С особым теплом Ирина Тимофеевна вспоминала дорогих ей людей – о. Александра Шмемана и о. Василия Зеньковского, Кирилла и Софью Ельчаниновых и других. Из слов Ирины Тимофеевны РСХД раскрывалось как место собирания людей с непоколебимой верой в Бога и в Церковь, со снисхождением и любовью духовных наставников ко всем движенцам, готовностью всегда помогать друг другу. Детям в лагерях РСХД часто говорилось: «Лагерь будет таким, каким вы его сделаете».
![Участники круглого стола](https://gazetakifa.ru/wp-content/uploads/2023/11/kifa-303-03-05.jpg)
Константин Петрович Обозный (Псков), Александр Анатольевич Буров (Санкт-Петербург), Наталья Владимировна Ликвинцева (Москва); Нина Георгиевна Можайская (Париж), Сергей Александрович Ребиндер (Париж). Нижний ряд: Кирилл Петрович Соллогуб (Париж), священник Георгий Кочетков (Москва), Ольга Александровна и Александр Анатольевич Викторовы (Париж)
Александр Анатольевич Викторов из Парижа, 1940 года рождения, инженер, редактор, бывший руководитель детских лагерей, генеральный секретарь и председатель РСХД (с 2022 года – почётный председатель) с шести лет ездил в детские лагеря РСХД. Он и его супруга Ольга Александровна Викторова, 1942 года рождения, филолог, педагог, также руководившая детскими лагерями РСХД и участвовавшая в работе ассоциации «Помощь верующим в России», рассказали о своей любви к Движению.
В круглом столе также приняли участие Нина Георгиевна Можайская, переводчик, один из авторов катехизиса «Жив Бог», руководитель отряда в лагере в 1950-е гг.; Сергей Александрович Ребиндер (Париж), 1944 года рождения, бывший член Бюро РСХД и руководитель детских лагерей, участвовавший в Театральной труппе РСХД. Более молодое поколение в обсуждении представляли Кирилл Петрович Соллогуб (Париж), председатель РСХД и Константин Петрович Обозный (Москва – Псков), декан исторического факультета Свято-Филаретовского института.
В конференции кроме представителей РСХД и Преображенского братства также приняли участие преподаватели и выпускники Свято-Филаретовского института и других богословских вузов, сотрудники Дома русского зарубежья и исследователи, прежде всего специалисты по экклезиологии и истории Церкви.
Комментарии участников конференции
![Андрей Николаевич Дударев](https://gazetakifa.ru/wp-content/uploads/2023/11/kifa-303-03-06-281x300.jpg)
Каковы Ваши впечатления от конференции?
Андрей Николаевич Дударев, спикер КЦ «Фавор»: Я давно не был на братских мероприятиях. Приятно вновь погрузиться в плотную атмосферу духовного напряжения.
А что показалось особенно интересным?
Мне всегда интересны Булгаков, Бердяев, Афанасьев. В первый день об о. Николае Афанасьеве много говорили. Очень рад за Ульяну Гутнер. Рад, что удалось издать такую нужную книгу об РСХД. А вообще, конечно, я был больше сосредоточен на своём докладе. Когда я его готовил, многое для себя самого переосмыслил, как будто открыл заново.
Ваш доклад был посвящён плодам экклезиологических поисков РСХД в практике церковной жизни на рубеже ХХ–ХХI вв. на примере прихода о. Александра Меня и Преображенского содружества малых православных братств. И какова была реакция одного из фигурантов, который сидел в зале?
Конечно, было немного неловко о сравнении и преемственности евхаристической и общинно-братской экклезиологий говорить в присутствии о. Георгия, автора концепта общинно-братской экклезиологии. Но сам о. Георгий после моего доклада подошёл ко мне и подбодрил меня, сказав, что мой доклад был очень нужен на конференции. Это для меня было неожиданно.
А то, что он в процессе обсуждения доклада сам рассказывал в своём выступлении, совпало с Вашими представлениями?
Я думаю, что отец Георгий действительно в начале своего церковного пути следовал в основном интуиции, но потом эта интуиция стала оформляться экклезиологически, с использованием текстов предшественников, в частности, отца Николая Афанасьева. Но не только. Всё-таки эти тексты открывали новые смыслы и вдохновляли на новые направления духовного поиска. У отца Николая есть такая фраза: «Дух творит формы». Не только каноны творят формы и правила жизни, но и Дух. И мне кажется, что-то подобное происходило в 70-е, 80е, 90-е, 00-е годы у отца Георгия – поиск новых форм церковной жизни, адекватных современности. Уже в конце 70-х о. Георгий точно был знаком с трудами отца Николая Афанасьева и использовал их в своих текстах. Это видно, если взять «герасимовскую» статью: там уже есть ссылки на Афанасьева. Статья и называется «Вхождение в Церковь и исповедание Церкви в церкви», а у отца Николая Афанасьева есть книга «Вступление в Церковь». Отец Георгий специально объясняет, почему вхождение, а не вступление, как у Афанасьева. Интересны нюансы: тут есть и полемика, и влияние. Поэтому это влияние очень трудно обнаружить: оно в формате полемики. А дальше – больше. Была ведь и конференция по Афанасьеву и другие тексты о. Георгия. Я обо всём этом говорил в докладе.
Как Вы думаете, каковы перспективы у Преображенского братства в свете того, что мы знаем об РСХД?
Мне кажется, пусть Преображенское братство занимается тем, чем оно занимается, работает «в долгую», а Господь управит. То же самое, собственно, было и с РСХД. Когда случилась революция, движенцам надо было искать ответы на вызов времени, все они вынужденно уехали за границу и не знали, что будет дальше. Они просто жили и работали во многом на перспективу, не теряя веры. Мне кажется, ПСМБ в этом смысле как бы перехватывает эстафетную палочку, пользуется их плодами и идёт дальше, но уже не в эмиграции, а в России. Это нормально: одни духовные движения перетекают в другие. Так происходит развитие внутри Церкви. Церковь ведь тоже, в глобальном смысле, вся целиком – духовное движение. Это движение, как река, течёт и течёт дальше, и как она потечёт, никто не знает. Поэтому надо жить и делать своё дело. Но и следить за «нервом времени», конечно, т. е. не забывать, что РСХД имело и пророческую харизму тоже.
Одной из проблем в передаче наследия РСХД стало то, что когда появилась возможность не то чтобы обязательно возвращаться, но хотя бы участвовать в жизни России, как это делал Никита Алексеевич Струве, большинство этот путь не выбрали.
Дело в том, что к тому времени основатели движения в большинстве своём ушли в мир иной, и у тех, кто пришёл после них, уже были немного другие взгляды на всё. Мне кажется, что через возвращение в Россию каких-то людей, скажем, таких, как сестра Иоанна (Рейтлингер), каких-то идей, скажем, таких, как идеи о. Николая Афанасьева, Н.А. Бердяева, о. Сергия Булгакова, Г.П. Федотова – сейчас эти авторы более или менее активно читаются, обсуждаются и влияют на церковную жизнь – в Россию начал проникать и дух движения. А вообще, конечно, помимо духовных наследников Евлогианской ветви, РСХД и парижской богословской школы, тех, кто пытается преодолеть церковный кризис XIX–XX веков, в русской церкви есть и другие силы, не стоит забывать. Например, есть духовные наследники РПЦЗ. К слову, РПЦЗ – это оппоненты евлогиан. В настоящее время это те, кто ностальгирует по церкви XIX века и против всяких изменений. Есть сторонники Сергианской ветви, выступающие за сотрудничество и компромисс с властью и часто подпадающие вследствие этого под влияние органов. Не всё так просто. Мне кажется, сейчас те, кто видят себя наследниками РСХД, общинной жизни, ищут какой-то новый путь в православии, должны координировать действия и больше взаимодействовать друг с другом, понимая, что их на самом деле не так много.
![Олег Тимофеевич Ермишин](https://gazetakifa.ru/wp-content/uploads/2023/11/kifa-303-03-07-281x300.jpg)
Что Вам показалось наиболее интересным из того, что прозвучало на конференции?
Олег Тимофеевич Ермишин, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. Солженицына; проф. Финансового университета при Правительстве РФ: К сожалению, я не смог быть в первый день. А сегодня, мне кажется, всё было интересно: и первая часть, и секция об экклезиологии движения. Судя по обсуждению, по вопросам, всё это интересно и актуально.
В одном из выступлений прозвучало мнение, что сейчас время угасания РСХД, но это нормально, потому что всё в истории человечества начинается и заканчивается, и мы благодарны за всё, что было в долгой истории этого движения.
Само по себе то, что это ещё вызывает интерес и об этом говорят и читают, мне кажется, очень положительный фактор.
Дело в том, что распад Движения начался уже после Второй мировой войны, потому что она прервала его естественное нормальное развитие. Кто-то погиб, кто-то уехал в США, произошло «распыление» Движения, а потом стали просто уходить люди старшего поколения и движение, естественно, стало реформироваться, изменяться. Отец Василий Зеньковский стал только почётным председателем…
Поэтому самый интересный период – это, конечно, 1920-е – 1930-е гг. И в целом все вспоминают РСХД, которое было в то время, и пишут исследования именно о нём. Тогда было много ярких имён, и то, что они пытались объединиться несмотря на разногласия, их диалог и спор – это было самым интересным. А после Второй мировой войны было единство, но единство такое, что оно не давало какие-то импульсы для развития.
Просто изменилось время, изменилась эпоха, обстановка.
И сейчас нам это можно изучать как историю былого?
Да, потому что современное движение, как известно, изменило название, стало называться «Русское христианское движение», поскольку студенты явно уже представляют в нём небольшое количество. Есть первый этап, потом, после войны и до распада Советского Союза – второй этап и сейчас идёт уже третий этап, который имеет более скромные цели и задачи.
Текст: Анастасия Наконечная
Фото с сайта Свято-Филаретовского института