Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Старички святые

О судьбе одного из юродивых советского времени, Михаила Петровича Ляховского, известно только по следственным делам

Этого человека формально осудили за то, что он ходил босиком по снегу с крестом на груди и за ним шли толпы людей в Лискинской земле, Острогожском и Подгоренском крае Центрально-Чернозёмного округа. Фактически же его осудили за то, что он призывал власть и людей к покаянию за страшные события революции, гонения на церковь, принудительную коллективизацию. В отношении него власть дважды возбуждала уголовные дела и приговаривала его к заключению. Впервые в 1928 году на 3 года лагерей за контрреволюционную деятельность (за агитацию против соввласти на основе религии). Он отбывал наказание в концентрационном лагере в Уральской области.

Верующие называли его «отцом Михаилом». После возвращения в 1931 г. из заключения он ходил по разным селениям – побирался и читал Псалтырь по покойникам. Во второй раз в 1933 году его обвинили в членстве в контрреволюционной церковной организации, по делу о которой проходили сотни верующих. Дата его смерти неизвестна. В 1989 году он был реабилитирован прокуратурой Воронежской области.

О жизни этого человека мы можем сегодня узнать только из материалов уголовных дел. Но даже эти документы, которые содержат искажения и противоречия, свидетельствуют о глубокой внутренней цельности и горячей жажде следования за Христом.

Ляховский Михаил Петрович родился в 1878 г. в крестьянской семье села Костомаровка Подгоренского района Воронежской губернии. Ничего о его детстве и отрочестве нам не известно. Из материалов дел следует, что у Ляховского были брат Илья и сестра Анисия, с которыми он всю свою жизнь поддерживал отношения, находил у них приют. В протоколах допросов уголовных дел он о себе свидетельствовал, что в течение 1907–1908 гг. служил в должности сельского (волостного) писаря. Был женат, имел сына Афанасия.

Хочу привести фрагменты документов.

Вот что в ходе нескольких допросов рассказала крестьянка Ульяна Николаевна Шумаева:

«Ляховского Михаила Петровича я знаю хорошо; познакомилась я с ним следующим образом: лет 9 или 8 тому назад мне для своего хозяйства нужен был лес строить сарай и погреб, я искала продавца с нужным для меня товаром. Как то ко мне пришла моя подруга из с. Переезжего, Матрёна Трофимовна, фамилии её по мужу не знаю, уроженка она хутора Петровки – по отцу фамилия Ророкова, вышла замуж она в с. Переезжее. В разговоре с ней я сказала, что нуждаюсь в лесе, она мне посоветовала прийти в Переезжее и поискать там. Тут она мне рассказала, что у них в селе у Усова Ивана Алексеевича живут “старички святые”, хорошо проповедуют слово Божие, поют песни и обучают женщин петь песни псалмы, разъясняют народу Писание, Священные книги.

Я заинтересовалась и вскоре пошла в с. Переезжее, остановилась у подруги, она же мне сваха Матрёны Трофимовны, она меня сводила к Усову Ивану, у которого я купила лесу для сарая и погреба и тут же познакомилась с Ляховским Михаилом Петровичем, который назвал себя “святым отцом”, ходил зимой по снегу босиком, вместе с ним тогда были гр-н по имени Стефан, тоже назывался “святым” откуда он и кто такой не знаю, и ещё Алексей из д. Костомарово.

Отец Стефан старый старик, жил он в Костомаровских пещерах, где молился Богу.

В дом к Усову Ивану, когда я пришла с Матрёной Трофимовной, пришли ещё 2 соседки Усова, имена их не помню, девчонка по имени Саша. Ляховский отец Михаил со всеми собравшимися провёл беседу, читал проповедь, говорил о птичке и золотой клетке, а потом объяснил, что под золотой клеткой следует понимать советскую власть, которая разными заманками отвлекает народ к безверию, хочет затянуть в свои цепи антихриста, говорил, что соввласть есть власть антихриста и всё, что она делает, то неугодно Богу, что подчиняться ей не нужно и займов брать не нужно и много другого в этом духе, всего сказанного им сейчас не помню.

Присутствующие женщины пели псалмы и молитвы. Эта беседа произвела на меня сильное впечатление, и я стала раздумывать над услышанными словами от Ляховского Михаила, а потом посещая не раз подобные беседы в доме Усова, по своей малограмотности решила, что наверное правда советская власть – власть безбожная и подчиняться ей ненужно, а искать нужно спасения в молитве и в чтении религиозных книг.

Вскоре после моего знакомства с отцом Михаилом Ляховским – он пришёл к нам в деревню и проводил беседу на обеде, у ныне раскулаченного кулака, Василенкова Фомы Петровича, сейчас он выслан, выслана и его жена, приходил также и дед Стефан из деревни Колыбелки, что жил в пещерах, на беседу-обед была приглашена и я, собралось ещё народу много. Ляховской Михаил ещё внушал народу, что Соввласть – власть антихриста, что скоро она обязательно пропадёт и подчиняться не нужно ей. Этими беседами проповедями – своей святостью Михаил постепенно заслужил себе славу, известность по всем окружным селениям и приобрёл также большое число последователей единомышленников

После возвращения из ссылки Ляховский Михаил Петрович своих прежних дел не бросил и так же начал странствовать по разным селениям и проповедовать, так, например: он был в х. Петровском у кулака Трусова Егора Андреевича и Трусова Арифана Андреевича, распрашивал их о жизни и просил их взять для него у меня книгу с псалмами, он хотел списывать псалмы и раздавать их своим ученикам.

…Мне Михаил рассказывал и я также сама слыхала о том, что он ходил с братьями и сёстрами в Белогорье, Павловск и другие районы Россошанского округа, на мои вопросы, чего ходил, то Михаил отвечал: “Хожу, проповедую Имя Христово, как посланный Богом для спасения христиан от власти Антихриста власти советской”…

В 1926 году у Василенко Фомы жена его Агрипина Андреевна была устроена вечерня под видом тайным, где были созваны все близкие люди где присутствовала и я /Василенко был ктитором, сейчас выслан как кулак/. На этом обеде Михаил говорил: «»Я был в трёх сёлах, но прислан я к вам Богом», после чего стал читать книги и говорил, чтобы вслед за ним эти слова повторяли и присутствующие, после читки разъясняли как пришёл Антихрист на землю. Антихрист понимали советская власть, но Антихристу скоро будет конец и ожидаем Спасителя на земле, а мы верующие должны готовиться к его приходу».

А вот что говорил на допросе сам Михаил Петрович Ляховский:

«Глубоко уверовал я в Бога приблизительно в 1922–1923 г. И с этого времени занимался чтением разных религиозных книг другим верующим и проповедовал им слово Божие, как понимал сам.

С этого же времени я ходил по разным городам, разным селениям, читал Псалтырь по покойникам, почему меня верующие называли «отцом Михаилом» не знаю.

Первая моя остановка была в с. Переезжее Цучанского с/с у Усова Ивана Алексеевича, весьма религиозный человек, у него мы строили дом с весны и кончили летом, в этот период стали собираться к Усову люди села Переезжее, где мы читали Евангелие, Псалтырь и пели Песни, читали – я, Усов и другие. Оговариваюсь, что у него, Усова и до этого собирались люди для чтения Евангелия и пения. Вокруг нас стал собираться всё больший круг, причиной чего послужило ещё то, что к нам стала ходит молодая девушка Саша Толстых, которая прославилась впоследствии – святая, правда она хорошо пела. Сборища сперва проходили дней через 5–10, а потом почти ежедневно, на сборищах читали Евангелие, Псалтырь и другие писания, которые обсуждали среди собравшихся, где правда, касались и соввласти и её мероприятий, в частности невступления в кооперацию и др. общества, где по Писанию говорится, что это антихристовы дела».

Часто в тексте допроса (скорее всего, неслучайно) звучат слова «не знаю» и «не помню»: «Со мной ещё работал старик по имени Стефан, фамилии не знаю… Сборища посещали и другие соседи Усова, которых фамилии не помню… Дом сборищ был у Трусова Арифана Андреевича – религиозный человек, который собирал также соседей, которых фамилии не помню. Кроме этого приходили братья и сёстры с других сел Щучье, Колыбелки, Переезжее, Н. Икорец, фамилии которых не помню».

* * *

Что такое подвиг юродствующих?

Несомненно, этот подвиг – наше богатство, потому что юродствующие – проповедники Христа, подвиг которых всегда был характерен для русской земли. При этом духовная жизнь народа имела свои качества, иногда выдающиеся, а власть была часто не на очень большой высоте. Возникал конфликт: власть никогда не любила, когда ей говорили правду. Но среди верующего народа всегда был пророческий дух, который связан с дерзновением, духом свободы и любви. Это был редкий дар, но он был. Особенно когда общество было вынуждено молчать перед своей властью. Расцвет подвига юродствующих был и в XVI веке, и в XX веке. Речь идёт об особой черте русского характера и русской жизни.

Такие люди, не имея ничего, прикидываясь сумасшедшими, выражали свою веру, с крестом на груди или в руках, как с посохом. Но власть не терпела такого рода людей, их свободный дух раздражал её.

Юродство или блаженство – это своеобразное пророчество. Это дух удивительной свободы, охвата всех проблем, любви ко всем, одновременно и ответ на государственный атеизм.

Юродивые были сильны духом и верой, они ни за что своё не держались никогда, они были готовы лишиться всего в одночасье, даже своей жизни. Народ их почитал. Эти люди часто близки духу древних ветхозаветных пророков. Их подвиг трудно повторить. Внешние формы юродства со временем менялись. Юродство – это особый символический язык для выражения слова Бога, которое именно в этот момент даёт Господь. Есть люди одарённые, которые прозревают тайны настоящего, прошлого и будущего. Они исправляют все искажения и пороки общества, церкви и людей.

Анна Самсонова

Кифа № 5 (273), май 2021 года