Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

«Прежде должно быть научену в Господнем учении, а затем уже быть удостоену Святого Крещения»

Из доклада «Огласительная практика второй половины IV в. по текстам бесед свт. Василия Великого», прозвучавшего на Сретенских чтениях 2021 года

Всякий крещёный евангельским Крещением должен жить по Евангелию.

Свт. Василий Великий

Лик святителя Василия Великого
Лик святителя Василия Великого.
Фрагмент византийской иконы XIV века «Собор трёх Вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова
и Иоанна Златоуста»

Катехизация во второй половине IV века ещё существовала при епископских кафедрах, а значит, вёл её и свт. Василий Великий, епископ Кесарии Каппадокийской с 370 г. Но до нас не дошли тексты, которые бы точно описывали его огласительную практику. Тексты его бесед «О Крещении» и беседы 13 «Побудительная к принятию Крещения» редко рассматриваются как огласительные. Больше известны творения его современников – свт. Григория Богослова, который был его ближайшим другом и единомышленником, или его младшего брата свт. Григория Нисского, которому достались материалы Василия Великого после его смерти.

По мнению профессора Алексея Ивановича Сидорова, тексты бесед «О Крещении» – вероятнее всего, стенографическая запись, сделанная во время встреч-бесед свт. Василия с паствой. Учитывая то, что родная бабка святителя Макрина (старшая) была духовной дочерью свт. Григория Чудотворца, просветителя провинции Понт, где они жили, а свт. Григорий был учеником Оригена, и то, что нам в целом известно об огласительной практике второй половины IV века, можно сказать, что беседы «О Крещении» – это сборник разновременных текстов, которые говорились людям на разных этапах оглашения. Видно, что в начале первой главы святитель обращается к людям, которые просят его рассказать о том, что такое Крещение, а к концу главы он уже разбирает тринитарную крещальную формулу и касается того, что, следуя практике disciplina arcani, обычно оглашаемым не рассказывают, а говорят об этом во время мистагогических бесед после Крещения.

Рассмотрим подробнее эти тексты, чтобы понять, на что святитель обращал внимание во время своих огласительных встреч до и после Крещения. В беседе 13 «Побудительной к принятию Крещения» мы читаем: «Церковь “высоким проповеданием” (Притч 9:3) задолго прежде сзывает своих питомцев, чтобы тех, которыми давно уже болезновала, породить в это время, и воскормив, как молоком, словами оглашения, дать для вкушения твёрдую пищу догматов». Из этих слов понятно, что речь идёт о людях, которым церковь уже давно проповедует, но при этом призывает их собраться в определённое время, чтобы они могли быть вскормлены огласительным словом, чтобы принять Крещение, после чего уже питаться «твёрдой пищей догматов». Вероятнее всего люди, которым церковь проповедует уже давно, это те, кто стал оглашаемым первого этапа ещё в детстве. Мы знаем из источников того времени, что такие люди считались неполными членами церкви и могли ходить в качестве оглашаемых очень долго. Сам Василий Великий крестился в возрасте 27 лет. Но в это время уже распространяется и обычай максимально затягивать Крещение. Этот обычай святитель обличает в той же беседе: «И ты откладываешь, раздумываешь, медлишь? С младенчества оглашаемый учением, доселе ещё не приступил к истине? Всегда учась, не пришёл ещё в познание? Всю жизнь испытываешь, до старости высматриваешь; когда же сделаешься христианином?» В этой же беседе святитель говорит о людях, которые откладывали Крещение до самой смерти думая, что успеют покаяться и креститься, когда уже не останется сил грешить и жить в своё удовольствие. Свт. Василий объясняет, почему в таком случае таинство может быть недейственно. Потому, что человеку перед смертью может уже не хватить последнего таланта (сил), чтобы начать исправлять себя и свою жизнь, чтобы стать учеником Христа, а это условие святитель считал необходимым для принятия Крещения. О чём он и говорит в беседах «О Крещении».

Главная мысль Бесед «О Крещении» вынесена в заголовок первой главы «О том, что прежде должно быть научену в Господнем учении, а затем уже быть удостоену Святого Крещения». Это отвечает святитель в ответ на просьбу рассказать собравшимся о Крещении. И призывает вернуться к правильному порядку: прежде сделаться учениками, очиститься от всех преступлений, отказаться от своего «сокровища» на земле, а потом уже креститься.

Следующую часть бесед можно отнести к беседам непосредственно перед Крещением, когда люди уже выразили желание и собрались для более интенсивного прохождения научения. В Беседе 13 мы находим указания на уже известную практику подачи епископу списка имён оглашаемых: «Присовокупи своё имя, припишись к Церкви. Воин заносится в списки; подвижник, записавшись, выходит на подвиг. <…> Всё сие обязан сделать и ты, как воин Христов, как подвижник благочестия, имеющий жительство на небесах».

Святитель говорит о том, чему должно научить уверовавшего в Господа и того, кто серьёзно относится к научению: нужно исправить себя и свою жизнь: «Учись, обучайся евангельскому образу жизни, верности очей, воздержанности языка, порабощению тела, смиренному о себе мнению, чистоте мысли, истреблению в себе гнева!». Прежде всего необходимо избавиться от всего того, что мешает человеку быть учеником Христа, «соделать себя пригодным к учению». На время прохождения оглашения нужно было избавиться ещё и от всех житейских забот, которые могут отвлекать от научения. Все «связывающие себя заботами о необходимых житейских нуждах ни работать Господу, ни быть наученными [о Нём] не могут».

Мозаика на своде баптистерия епископа Неона в Равенне. V в.
Мозаика на своде баптистерия епископа Неона («баптистерия православных») в Равенне. V в.

Большую часть бесед свт. Василий посвящает тому, что такое Крещение. Он рассказывает о том, что отличает Крещение во Христа от прообразовательного крещения Моисеева (видимо на его беседах присутствовали иудеи) и от крещения Иоанна. Человек обрезывающийся должен исполнить весь Закон, данный через Моисея (Моисеево крещение), но это освобождает его только от части прегрешений. Иоанново крещение водой смывает все согрешения при условии, что к нему подойдёт тот, кто искренне исповедует свои грехи. Господне Крещение принципиально другое, как говорит свт. Василий. Но для того, чтобы быть «крещенным в огне», то есть в слове учения (1 Тим 4:6), нужно сначала стать «от сердца послушным тому образу учения, которому вы были преданы» (Рим 6:17). Показывая различия между крещениями, святитель делает особый акцент на том, что крещение Духом Святым, в слове учения, невозможно без предварительного знания и практического принятия этого учения, чтобы мы «предали себя образу евангельского учения и придавали [бы таким путём] образ своему внутреннему человеку, исполняя сказанное Им повеление» [Василий Великий. О Крещении]. Поэтому свт. Василий постоянно возвращается к тому, что до Крещения человек должен исправить то, что потом может помешать принять таинство и следовать за Христом. «Страсти, нерадение о трудах, неосновательность и нетвёрдость суждений» нужно исправлять, чтобы принять сердцем Евангельское слово, учение пророков и апостолов. Часть бесед святителя «О Крещении» посвящена догматическим вопросам, и они относятся к беседам после принятия Крещения. Святитель рассказывает, что означает крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, объясняя действие в Крещении каждого Лица Святой Троицы. Традиционно для огласительных встреч святитель говорит о том, что такое Причащение Божественных Таин, которые после Крещения питают жизнь христиан, чтобы всегда «деятельно помнить за нас Умершего и Воскресшего». Он делает акценты на том, что пища – это не только хлеб, но и «всякое слово, исходящее из уcт Божиих» (Мф 4:4), а также на том, о чём говорил и Господь: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин 4:34). Таким образом вся жизнь христиан должна стать Евхаристией. Это также один из критериев того, к какой церковной жизни нужно готовить уверовавшего человека.

Подводя итог сказанному, с большой долей вероятности можно свидетельствовать: в текстах свт. Василия о Крещении много признаков, по которым их можно отнести к огласительным. Помимо уже указанных связей с другими огласительными текстами этого временного периода, в этих текстах есть то, что характерно только для святителя Василия Великого. Он подробно и последовательно отвечает, кажется, на все возможные вопросы о том, что такое Крещение и для чего надо креститься. Он разрешает все сомнения и лукавства, делая путь оглашаемого максимально ясным и прямым.

Юлия Степанова

Кифа № 5 (273), май 2021 года