Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Последний священник села Дубовицкое Иоанн Смолин

На этом месте ещё в 70-х годах ХХ века располагалось исчезнувшее ныне село Дубовицкое.
На этом месте ещё в 70-х годах ХХ века располагалось исчезнувшее ныне село Дубовицкое.

«Последний священник храма» – это проект, в котором планируется рассказать о священниках, служивших в храмах Воронежской епархии в годы гонений советской власти на Русскую церковь. Основой проекта являются материалы архивно-следственных дел архива политической истории Воронежской области. Имена этих людей не известны или почти не известны миру. Как неизвестен и их духовный подвиг. Этих имён десятки, а может быть и сотни. После их ареста, ссылки, расстрела храм, где они служили, как правило, был закрыт на долгие годы, а иногда и навсегда. Судьба священника после ареста и осуждения в большинстве случаев неизвестна. Проект «Последний священник храма» – это попытка отдать дань памяти тем, кто в годы гонений на веру остался верен Христу. Пока описаны судьбы двух священников. Но есть материал для того, чтобы это было несколько десятков имён священников, дьяконов, певчих, псаломщиков, ктиторов храмов Воронежа и Воронежской области.

Последним священником храма в селе Дубовицкое Терновского района Воронежской области был Смолин Иван Лукьянович1. Вместе с арестом этого священника 1 октября 1937 года был закрыт и храм. Сегодня в селе уже никто не живёт.

Смолин Иван Лукьянович родился в крестьянской семье в 1875 году. Детство он провёл в деревне Бурьяновка Шпикуловского района Воронежской области. Сегодня на карте Воронежской области нет и этого села. До революции Иван Лукьянович работал учителем в церковной школе несмотря на то, что имел неполное среднее образование. Рукоположен священником он был в тяжёлые годы гонений на церковь – в 1926 году. Из материалов архивно-следственного дела мы узнаём, что Иван Лукьянович Смолин был женат на Марии Ивановне (1877 года рождения). Супруги имели трёх детей: сына Ивана 1919 года рождения, дочь Серафиму 1921 года рождения, сына Нила 1924 года рождения. Семья проживала в соседнем селе Терновка.

В 1930 году за свои взгляды он был привлечён к уголовной ответственности и выслан по линии ОГПУ в Зырянскую область (сегодня это Коми). В 1934 году Иван Лукьянович вернулся в село Терновка.

1 октября Смолин И.Л. был арестован и привлечён к уголовной ответственности по статье 58 п. 10 ч. 2 УК. Уголовное дело было окончено в короткие сроки: с 22 сентября 1937 года по 3 октября 1937 года. 2 октября у священника был проведён обыск, в ходе которого ничего изъято не было.

Из Анкеты арестованного:

Смолин Иван Лукьянович 1875 года рождения

Священник

Дубовицкое Терновского р-на

Паспорта не имеет

Социальное происхождение – из крестьян-бедняков

Социальное положение – служитель религиозного культа

12. Партийность – не состоял.

13. Национальность и гражданство русский гр-н РСФСР.

14. Категория воинского учёта – не военнообязанный, как священник.

15. У белых не служил.

Вместе с арестом священника 1 октября 1937 года был закрыт и храм. Сегодня в селе уже никто не живет.

Из протокола допроса обвиняемого:

Показания обвиняемого Смолина Ивана Лукьяновича 2 октября 1937 г.

Вопрос: Вы арестованы за контрреволюционные действия. Признаёте себя виновным?

Ответ: В контрреволюционных действиях виновным себя не признаю.

Вопрос: По возвращении из ссылки Вы проводили провокационную клевету, что на Дальнем Востоке среди населения идут волнения и в случае войны высказывали пораженческие взгляды и гибель советской власти?

Ответ: Из ссылки я вернулся в декабре месяце. Про клевету и провокационные разговоры, а также и гибели советской власти я ничего никому не говорил.

Вопрос: В декабре м-це 1936 г. в группе крестьян Вы высказывали клевету, что во время всесоюзной переписи населения неверующим будут класть 3 печати на спину, на руки и на лбу. Признаёте себя виновным в этом?

Ответ: О всесоюзной переписи населения нигде мною вопрос не обсуждался, что неверующим будут класть печать даже не говорил.

Вопрос: Признаёте себя виновным, что Вы клеветали на руководителей советской власти, а восхваляли идеи Рыкова и Троцкого?

Ответ: Виновным себя не признаю и отрицаю, чтобы я восхвалял идеи Троцкого и Рыкова в переустройстве народного хозяйства.

Вопрос: Вы призывали крестьян организовываться вокруг церкви в дружины и собирали верующих, а в случае войны выступить против советской власти, признаёте себя в этом виновным?

Ответ: Я никогда не призывал и не высказывался в создании дружин, а также в восстании против Советской власти.

Вопрос: Признаёте себя виновным, что Вы после расстрела врагов народа Тухачевского и других служили о них панихиду, и высказывали террористические намерения против коммунистов.

Ответ: Нет это ложь, я террористических намерений нигде не проводил при каких бы обстоятельствах не было.

Вопрос: Зимой 1937 г. около кооперации Вы клеветали на сельских активистов, а восхваляли христианское духовенство. Признаёте себя виновным в этом?

Ответ: Нет, виновным себя не признаю по этому вопросу.

Вопрос: Признаёте себя виновным, что Вы в 1937 г. на базаре говорили, что в газетах пишут всего много, а зайдёшь в магазин – ничего нет, кроме зубных порошков?

Ответ: Я это никогда не говорил.

Из протоколов допросов свидетелей:

«В августе месяце 1937 г. Смолин в группе крестьян, где был и я, говорил, что коммунисты – антихристы разогнали все монастыри, разграбили мощи, но они все живы и живут с нами

со священным божьим законе и ходят среди верующих. Мы братья должны беречь свой Божий Дух и не давать его антихристам».

«Зимой 1937 г. в кооперации села Терновка мне ещё раз пришлось встретиться со священником Смолиным, где он говорил, ведь правду я говорил, что лучше служить иконам, а то вот видишь год был без дождей и на поле всё посохло, крестьяне остались без хлеба, сидим без хлеба и голодные и без корма дохнет скотина. Только пишут коммунисты, что помогают, а на самом деле ничего не дают. В старое время в таких случаях священники беспокоились за народ, бывало священник напишет об этом епископу, доложит царю-батюшке и сейчас же помощь, а сейчас правители весь хлеб вывозят за границу и кормят чужих, а свои голодают…»

«В 1937 г. В августе месяце на базаре в пос. Терновка в группе крестьян куда подошёл и я священник Смолин говорил, что в газетах коммунисты пишут всего много и дёшево, а зайдёшь в магазин, ничего нет, только зубной порошок, и с православных деньги дерут на займы…

Бывало при царе-батюшке зайдёшь в магазин полки трещали, что душе угодно, всё было.

Но ничего, скоро будет война, всех коммунистов уберут, свергнут советскую власть и мы освободимся…»

Обвинительное заключение по следственному делу № 12810 по обвинению Смолина Ивана Лукьяновича

Смолин Иван Лукич, проживал в селе Терновке систематически проводил за последнее время контрреволюционную деятельность среди населения, высказывая клевету на руководителей партии и правительства, призывал к совершению террористических актов над сельским активом, а также высказывал пораженческие взгляды в будущей войне, роспуск колхозов и гибели советской власти, а в случае войны повернуть оружие на Советский Союз, высказывался в защиту Тухачевского и других врагов народа.

Во время всесоюзной переписи 1937 г. Смолин проводил клевету, что во время переписи запишется неверующим там будут класть 3 печати на лбу, на кисти правой руки и на спине между лопатками, то есть в совершении преступления, предусмотренного ст. 58 п. 10. ч. 2 УК РСФСР, а потому руководствуясь директивой НКВД по Воронежской области № 2453 от 3/08-37г. И Приказа НКВД № 00447

ПОСТАНОВИЛ:

Следственное дело по обвинению Смолина Ивана Лукьяновича направить на рассмотрение Тройки УНКВД по Воронежской области.

Выписка из Протокола от 7 октября 1937 г.

Смолина Ивана Лукьяновича заключить в исправтрудлагерь сроком на 10 лет, считая срок с 1 октября 1937 г.

Дело сдать в архив.

* * *

Смолин Иван Лукьянович был реабилитирован 30 сентября 1989 года.

Анна Самсонова

————

1 По материалам архивно-следственного дела Архива политической истории Воронежской области № П-10882 опись 2 фонд 9353.

Кифа № 12 (280), декабрь 2021 года