Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Церковь соборования

Из доклада «“Таинство соборования” как путь преодоления церковных разделений в трудах прот. Сергия Булгакова», прозвучавшего на Сретенских чтениях 2021 года

В столовой о. Сергия Булгакова
В столовой о. Сергия Булгакова. Слева направо, сидят: Ю.Н. Рейтлингер, В.А. Зандер, о. Сергий Булгаков, А.В. Оболенская, В.В. Зеньковский; стоят: Л.А. Зандер, А. Смирнова, Д. Бонч-Богдановская

Тема Церкви Христовой является центральной в богословском творчестве протоиерея Сергия Булгакова. Церковь он понимал двояким образом: как онтологическое и эмпирическое явление. С одной стороны, Церковь (с большой буквы) есть Богочеловечество как «соединение начал Божеского и тварного, нераздельное и неслиянное их взаимопроникновение»1, превечный замысел Бога о мире и конечная цель творения; с другой стороны – человеческая общность, совершающая исторический путь.

Церковь мистическая не вмещается в рамки истории: «Церковь есть божественная, благодатная жизнь на земле, в этом мире и за его пределами одновременно»2. Однако в процессе исторического развития Церковь призвана выявлять своё мистическое содержание: «человечество призвано стать Богочеловечеством, которое и есть подлинное основание творения»3.

Эмпирическая Церковь значительно уже, чем Церковь мистическая, не выявляет её глубины и широты, однако качественно она есть не просто «богоустановленное общество» или «общество верующих людей», но «Богочеловечество, как Тело Христово и храм Духа Святого <…> практически синергизм, подаяние Божественных даров и принятие их»4.

Однако не весь опыт жизни исторической Церкви можно считать её историческим развитием. Например, историческое разделение церквей вряд ли можно считать историческим развитием, потому что оно искажает и разрушает природу Церкви как единства. По мнению о. Сергия, единство – это не просто неотъемлемое качество Церкви, это сама её природа.

С одной стороны, Церковь есть Богочеловеческое единство как Тело Христово, в котором многие члены собраны вместе под главенством Христа. С другой стороны, Церковь как Богочеловечество понимается как Храм Духа Святого. Оба образа Церкви – как Тела Христова и Храма Духа Святого – выявляют идею собранности или соборности, согласно которой Церковь есть «живое многоединство», которое «в своём многоразличии и связанности раскрывается как полнота»5.

Историческое разделение церквей, как и любые церковные разделения, пришедшие на его жизнь, о. Сергий переживал очень остро. Разделение церквей для него – это не просто исторический факт, но мистическое действие; не вопрос церковной организации, но духовная рознь, поэтому – духовный вызов: «Воля к разделению есть тот злой гений, который расколол сначала западный и восточный мир и продолжает дальше и дальше своё недоброе дело… Он живёт иногда и в таких иерархах (как и мирянах), которые почитают себя самыми ревностными хранителями ортодоксии, но к которым, однако, относится слово Христово: “Не знаете, какого вы духа”»6.

Выявление соборности Церкви в ходе её исторического развития о. Сергий определял как «некое духовное единство и взаимообщение всего христианского мира, хотя и не выраженное ни в каких согласительных формулах», как «мистическое единство»7. Залогом этого единства является церковное Предание, к которому, пусть в разной степени и на разной глубине, приобщены все христианские церкви. С другой стороны, это единство нужно актуализировать, совершить: «благодатная возможность должна ещё стать действительностью в жизни человека»8. Акт осуществления христианского единства о. Сергий рассматривал как таинство: «единение во Христе, устанавливаемое сродством христианского опыта, есть некое таинство духовной жизни, как бы духовное сопричащение единого Христа, задолго до того, когда может совершится фактическое причащение из одной чаши»9. Это таинство он назвал таинством соборования, потому что понятие соборности он отождествлял с понятием церковности: «Церковь соборная есть и Церковь соборования»10.

Чтобы лучше понять идею «таинства соборования», нужно сказать несколько слов о том, что о. Сергий вкладывал в понятие таинства как такового. Он считал, что «в основе всех таинств и тайнодействий лежит <…> всетаинство, которое и есть сама Церковь как Богочеловечество, сущее Боговоплощение и Пятидесятница Духа в их пребывающей силе. И это всетаинство, как не имеющее для себя границ, совершается в мире и человечестве над всем миром и над всем человечеством <…> Таинства в отношении к всетаинству Церкви имеют производное значение».

Поэтому таинством в узком смысле слова о. Сергий считал всякое «явленное действие Церкви в человеке»11, и, соответственно, не ограничивал число таинств, например, семью литургическими: «нельзя думать, что семью таинствами, “не более, не менее”, исчерпывается сила Церкви и её действие в нас»12.

прот. Сергий Булгаков
Прот. Сергий Булгаков

Формы (или образы) соборования

Что касается обряда (форм), то о. Сергий пишет, что «могут быть различные образы соборования»13, наиболее адекватная из которых – собор:

– «церковные собрания, или соборы в точном смысле, являются наиболее естественными и прямыми средствами соборования»14;

– «Только они (соборы – Ю.А.) имеют возможность непосредственного переживания Церкви»15;

– соборам «дано выявлять соборность Церкви и через то самим становиться воистину соборами»16.

Потенциально каждое церковное собрание стремится осуществить соборную природу Церкви, но не всегда это удаётся: «Всякий съезд церковный молитвенно желает стать собором. Однако не все собрания церковные являются церковными соборами, хотя на это и притязают, а по внешним признакам этому и удовлетворяют»17.

В истории церкви традиционный состав собора – епископский. В ХХ веке применительно к евхаристическому служению активно возрождалась идея всеобщего священства народа Божьего (трудами протопр. Николая Афанасьева, протопр. Александра Шмемана). Эту идею можно также приложить к совершению таинства соборования. В нормальном случае церковное собрание в таинстве соборования должно быть представлено не только архиереями и клириками, но и лаиками. Действительно, о. Сергий напоминает об опыте Поместного собора 1917–1918 гг., активным участником которого он сам был ещё до своего рукоположения.

Кроме традиционной формы – собора – о. Сергий также перечисляет те формы, которые были доступны в современных ему исторических обстоятельствах. Нам они тоже знакомы:

– Взаимное общение представителей богословской мысли в печати;

– Молитва Господня, псалмы, молитва своими словами;

– Общие размышления «над Евангелием»;

– Образы святых, которые являются достоянием всего христианского мира, их житийная письменность, сочинения нравственно-религиозного, аскетического и мистического характера;

– Духовная жизнь, в которой происходит касание божественной реальности, через которую мы познаём, что «Христос посреди нас».

Так как предание в Церкви не только хранится, но и развивается – оно есть Предание «живое», то в Церкви могут рождаться новые формы соборования.

* * *

Таинство соборования, по мнению о. Сергия, является путём для осуществления единства Церкви, так как оно способствует обретению мистического единства между христианами не только различных Поместных православных церквей, но различных христианских конфессий: «перегородки Церкви исторической не доходят до неба»18. Так как таинство соборования не входит в число литургических таинств, оно позволяет преодолеть сакраментально-иерархические границы церквей: «чем выше напряжение духовной жизни, тем естественнее оно переливается за вероисповедные грани и соединяет людей»19.

Отец Сергий предлагает возрождать церковную соборность как соборование «снизу», т. е. как духовное служение всех членов Церкви вне зависимости от их иерархической принадлежности, направленное на собирание членов Церкви в духе единства и любви.

В константиновский период истории Церкви соборование выглядело большей частью как особое усилие иерархии20. Провозглашая начало постконстантиновского периода, о. Сергий предлагает возрождать церковную соборность как соборование «снизу», т. е. как духовное служение всех членов Церкви вне зависимости от их иерархической принадлежности, направленное на собирание членов Церкви в духе единства и любви.

Надежды на осуществление таинства соборования о. Сергий связывал, с одной стороны, с личным служением отдельных членов народа Божьего, лаиков. С другой стороны, возрождение соборности Церкви связывалось им со служением церковных общин, где под общиной о. Сергий подразумевает епископию как «сакраментальную единицу» Церкви21. Здесь, как нам кажется, обнаруживается противоречие. Если таинство соборования осуществляется поверх сакраментально-иерархических границ церкви, то вряд ли осуществление его следует связывать со служением поместно-приходских церковных сообществ. Уместно вспомнить о рождении в 1928 году братства свв. Албания и Сергия, которое осуществляло взаимообщение православных христиан и англикан – это было реальное единение в молитве и в богословском диалоге22. Со стороны православной церкви братство было представлено Русским христианским студенческим движением и Свято-Сергиевским институтом более, чем Экзархатом. Мне кажется, что опыт жизни о. Сергия показывает: опыт соборования уместнее связывать со служением харизматических объединений – общин и братств как духовных движений.

Юлия Антипина

————

1 Булгаков Сергий, прот. Невеста Агнца. М.: Общедоступный

православный университет, 2005. С. 283.

2 Булгаков Сергий, прот. Очерки учения о Церкви // Путь. 1925. № 1. С. 55.

3 Булгаков Сергий, прот. Агнец Божий. М. : Общедоступный православный университет, 2000. С. 364.

4 Булгаков Сергий, прот. Невеста Агнца. С. 283.

5 Там же. С. 277.

6 Булгаков Сергий, прот. У кладезя Иаковлева // Христианское возсоединение. Экуменическая проблема в христианском сознании. Париж : YMCA-PRESS, С. 12.

7 Булгаков Сергий, прот. У кладезя Иаковлева. С. 21.

8 Булгаков Сергий, прот. Невеста Агнца. С. 311.

9 Булгаков Сергий, прот. У кладезя Иаковлева. С. 19.

10 Булгаков Сергий, прот. Православие. Очерки учения православной Церкви. Париж: YMCA-PRESS, 1985. С. 164.

11 Там же. С. 294.

12 Булгаков Сергий, прот. Невеста Агнца. С. 312.

13 Булгаков Сергий, прот. Православие. Очерки учения православной Церкви. С. 171.

14 Там же.

15 Там же. С. 173.

16 Там же. 17 Там же.

18 Булгаков Сергий, прот. Невеста Агнца. С. 314.

19 Булгаков Сергий, прот. У кладезя Иаковлева. С. 19.

20 «Иерархия одной автокефальной церкви поднимает свой голос в защиту православия, повреждённого действием другой, возникает церковное соборование, иногда сопровождаемое смутой, до тех пор пока так или иначе, чрез посредство ли церковного собора или письменного общения, восстанавливается нарушенное церковное единение, или же наступает состояние раскола, иногда становящееся хроническим и застарелым». Там же. С. 207–208.

21 «Внутреннее единство существует как внутреннее согласие и солидарность всего христианского мира, в его различных общинах, существующих самостоятельно, но не обособленно друг от друга». Там же. С. 206.

22 Булгаков Сергий, прот. У кладезя Иаковля. О Реальном единстве разделённой церкви в вере, молитве и таинствах // Христiанское возсоединение.. Париж : YMCA-PRESS, 1933. С. 9–32.

Кифа № 5 (273), май 2021 года