Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Русский холокост – это беда всего мира

Во множестве городов России и ближнего зарубежья молитвенно вспомнили всех погибших в годы советских репрессий

В этом году 30 октября во многих городах России вновь проходила Молитва памяти – молитвенное поминовение жертв советских репрессий. С Молитвы памяти начались традиционные Дни скорби и покаяния, продлившиеся вплоть до 7 ноября. В течение всего этого времени каждый день в разных городах России проходили события, связанные с темой советских репрессий. А вечером, в 21.00, желающие зажигали в своих окнах свечи памяти, вспоминая почивших, замученных, убитых, но и молясь за тех, кто мучил, убивал и предавал этих людей. На youtube-канале «Православное богослужение на русском языке» в это же время совершалась особая молитва о России.

В завершение Дней скорби и покаяния священник Георгий Кочетков сказал:

«Это были дни памяти о прямых и косвенных жертвах советских репрессий, о десятках миллионов людей. Многие из этих жертв никогда не были оплаканы, многие не были по-человечески погребены. Их останки до сих пор лежат в безвестных могилах. Многие из массовых захоронений репрессированных неизвестны, их расположение до сих пор является тайной, что, конечно, кощунственно.

Но если мы начнём помнить, если мы начнём с себя, начнём жить достойно, по-новому, не так, как нам часто указывалось, то эта тяжкая страница нашей истории наконец перевернётся и начнётся новая история, достойная призвания, данного нам Богом.

Эти дни многое, многое нам открыли, многое дали. И нужно стремиться к тому, чтобы они стали для народа не просто днями траура, но днями надежды, возвращения закона веры и любви в сердца наши, в жизнь нашу. Эти дни не должны быть днями уныния, не должны быть поводом для умножения страха и сомнения. Они должны быть днями начала возрождения. И пусть Господь всех нас благословит – всех, у кого есть живое сердце, кто способен откликнуться на эту страшную беду нашего народа, нашей страны, нашей церкви, кто способен воспринять русскую Катастрофу, русский Холокост как беду всего мира, в преодолении последствий которой нужно всем объединиться, сплотиться, проявить не просто солидарность, но и настоящую новую соборность, которая способна обновить каждого человека, и наше общество, нашу культуру, нашу историю, наше настоящее и будущее, нашу церковь. Пусть будет благодать Божья и благословение Божье над всеми нами, над всеми, кто разделил мысли и чувства этих Дней между собой. Пусть же Господь укрепляет Своё присутствие в наших сердцах и пусть каждый из нас ответит Господу любовью, верой и надеждой, даром свободы и истины во славу Его!»

Священник Георгий Кочетков
Священник Георгий Кочетков

30 октября первыми к Молитве памяти присоединились жители восточных регионов нашей страны, где день начинается раньше. Каждое место, где совершалась молитва, связано со своей историей – где-то было больше лагерных сидельцев, где-то – ссыльных, или раскулаченных, или «виновных» лишь в принадлежности к определённому народу. Читая имена конкретных людей, молитвенники вспоминали и исторические события, связанные со своим конкретным городом или селом.

В Красноярске молящиеся собрались в храме св. Иоанна Предтечи. В Красноярском крае в советское время было много ссыльных: гораздо больше, чем тех, кто сидел в лагерях или был расстрелян. Сегодня число только реабилитированных жертв советских репрессий в этих местах превышает 500 тысяч человек.

В Хабаровске близких и родственников поминали у часовни Воскресения Христова на Хабаровском кладбище. В 1930-е годы его называли «расстрельной столицей» Дальнего востока из-за огромного числа заключённых, находившихся здесь.

В Томске Молитва памяти проходила у Поклонного креста на Каштаке, где захоронены тысячи репрессированных. Сюда, под Томск, привезли не менее 300 тысяч раскулаченных, позднее сюда же привозили в годы войны депортированных – русских немцев, калмыков, жителей Кавказа.

Молитвенное чтение в Екатеринбурге проходило на площади у храма Большой Златоуст. Там вспоминали не только расстрелянных членов семьи императора Николая II, но многих людей самых разных профессий, молодых и старых, рабочих, крестьян, партийных и беспартийных, русских, эстонцев, финнов, узбеков, украинцев… Найти рационально объяснимую связь между всеми ними совершенно невозможно…

Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл

В Казани жертв советских репрессий поминали у Никольского кафедрального собора. Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл призвал горячо молить Бога о Его милости к нашему народу:

«Дорогие друзья, братья и сёстры! Наши родители, родители наших родителей пережили период огромных страданий, огромного страха за жизнь, за себя, за своих близких, потому что это было время больших испытаний. Важно вспомнить о том, что это началось тогда, когда человек хотел построить светлое будущее. Эта дорога была полита кровью наших соотечественников, невинноубиенных, кто прошёл лагеря, унижения, кто до смерти пострадал, может быть, только за то, что принадлежал к другому классу или был человеком других взглядов и имел другое видение будущего нашей страны. Мы должны вернуться к подлинным евангельским ценностям, когда мы их вспоминаем, и обратиться с горячей молитвой к Богу, чтобы Он вернул Свою милость нам с вами, нашему народу. Это наша история, мы не должны об этом забывать. Без внутреннего состояния прощения, без полного доверия Богу мы не можем жить. И для того, чтобы мы выжили, мы собираемся в эти дни и вспоминаем тех, кто ушёл из этой жизни в горьких страданиях и печалях за свою судьбу, судьбу своих близких».

В Москве молитвенные чтения имён репрессированных проходили на Введенском кладбище, в Саду памяти Музея истории ГУЛАГа, в Свято-Филаретовской часовне.

Молитва памяти. Москва. Введенское кладбище
Москва. Введенское кладбище

В Петербурге впервые церемония «Хотелось бы всех поимённо назвать…» проходила у стен Петропавловской крепости, на месте расстрела заложников Красного террора 1918–1921 гг. В течение дня в Петербурге молились о репрессированных у Соловецкого камня на Троицкой площади, у Казанского собора, у храмов Порт-Артурской иконы Божьей Матери и «Всех скорбящих Радость (с грошиками)», у памятника Достоевскому, во дворе музея Ахматовой и в других местах.

Протоиерей Александр Пашков после литии у Казанского собора в Петербурге призвал собравшихся к покаянию:

«Сложно представить, особенно молодому поколению, что происходило с нашими соотечественниками. Их вычеркнули из истории, из людской памяти как “врагов народа”. Дети отрекались от родителей, родители – от детей. Людям закрывали рот, запрещали говорить о репрессиях, были безымянные могилы, всего не перечислишь. Сегодня нам это кажется дикостью. При этом в СССР провозглашались равенство и братство, свобода вероисповедания, право на труд. Несмотря на эти многочисленные “свободы”, мы жили в гетто. Я это могу засвидетельствовать как сын священника. Было как бы два Советских Союза: в одном все “ходили строем”, в другом – позволяли себе, несмотря на риск притеснений, свободно мыслить, в том числе верить в Бога. Тогда никто и представить не мог, что настанет время, когда мы будем здесь, у Казанского собора (тогда на его фронтоне красовалась надпись “Музей истории религии и атеизма”), совершать поминовение наших соотечественников. Это должно стать для нас уроком истории, призывом к молитве и покаянию»1.

В Самаре молитвенное поминовение проходило в сквере Авиаконструкторов. Первые расстрелы здесь начались ещё в 1919 году и длились до самой смерти Сталина. К расстрелу были приговорены около 40 тысяч человек.

Протоиерей Максим Кокарев, ректор Самарской семинарии:

«У меня два повода участвовать в Молитве памяти: с одной стороны, это очень личная история, семейная наша история. Прадед, будучи священником, попал под репрессивное колесо, дважды арестовывался, в начале 1930-х и потом в 1937-м. Это мой долг перед ним. С другой стороны, для меня как для человека церкви важно отдать дань людям, которые отстояли и сохранили для нас церковь в очень сложных условиях, часто ценой своей жизни, свободы, комфорта. Конечно, мы некоторых из них знаем – тех, кто официально прославлен как новомученик. Но мы должны помнить всех, мы помним всех. Эту страницу истории забывать нельзя, как бы нам ни хотелось видеть историю своего Отечества только в каких-то радужных и торжественно-победных тонах, трагические моменты истории страны надо помнить не меньше, чем светлые. Забвение таких вещей, как правило, приводит к повторению трагедии».

В Молитве памяти приняли участие жители Костромы, Нижневартовска, Малоярославца, Воронежа, Кишинёва, Твери, Архангельска, Северодвинска, подмосковных Воскресенска, Королёва, пос. Глебовского и других городов и посёлков.

Материал подготовила Анастасия Наконечная
Фото из телеграм-канала «Молитва памяти»

————

1 Цитата приведена с сайта Санкт-Петербургской митрополии.

Кифа № 11 (291), ноябрь 2022 года