Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Память – это боль, ведущая к воскресению

Интервью с председателем Свято-Георгиевского малого православного братства Людмилой Комиссаровой о Днях русской скорби

Председатель Свято-Георгиевского малого православного братства Людмила Комиссарова

В этом году вновь будут проходить Дни памяти и скорби, связанные с воспоминаниями о жертвах советского времени. Были ли какие-нибудь предшественники этой инициативы в традиции антибольшевистского сопротивления, русской эмиграции?

7 ноября (25 октября) – день захвата власти большевиками, – отмечался русскими эмигрантами как День скорби. У нас в стране в течение многих десятилетий привыкли отмечать его как «красный день календаря»: победа, революция, новая жизнь и т. д. А на самом деле это день скорбный, начало трагедии, русской катастрофы. И так он и вспоминался в русской эмиграции.

И когда духовный попечитель Преображенского братства отец Георгий Кочетков год назад напомнил нам это, разговор пошёл и о том, что, может быть, не только этот день отмечать, а вспоминать и другие катастрофы, произошедшие с Россией после установления большевистского режима? Может быть, делать это в течение нескольких дней, посвятить этому неделю, начиная с Молитвы памяти 30 октября, которая проходит уже много лет?

В прошлом году в эти дни проходили встречи Русского университета, посвящённые теме дореволюционной русской жизни, тому, что изменилось, что мы потеряли в советское время, что можно и нужно восстанавливать. В этом году Русский университет проводился в мае, и в ноябре он проведёт только одну встречу, посвящённую различию между русской государственностью и государственностью советской. В остальные дни будут проходить встречи, подготовленные несколькими малыми православными братствами Преображенского содружества. В эти дни, которые называются «Дни скорби и покаяния», мы будем поминать жертв тех катастроф, которые происходили после установления большевистского режима. Это не только Большой террор, не только сталинские репрессии, о которых много говорят. С первых дней установления советской власти были жертвы – среди них и те, кто погиб от бессудных расправ, и миллионы раскулаченных, и погибшие от голода, организованного в некоторых местах советской властью. Даже говоря о тех, кто погиб во время войн, можно говорить о действиях власти, которые привели к увеличению жертв. Это же относится к жертвам техногенных катастроф. В эти дни мы будем говорить и о том, что обычно вспоминаем ещё и в феврале, в День памяти новомучеников и исповедников: о том, какие жертвы понесла церковь. И это не только убитые люди. Это разрушенные храмы, это уничтожение в людях веры.

Говоря в целом, в эти дни скорби мы будем вспоминать те события, которые приводили разными способами к уничтожению русского народа, к тому, что мы называем Русской катастрофой. Конечно, все события охватить мы не смогли, взяли лишь некоторые из них. И рассматриваем их не просто как события: мы надеемся, что нам удастся связанные с ними темы раскрыть через судьбы людей, судьбы отдельных семей. (Среди событий этих дней будет инсценировка, небольшой спектакль, который готовится силами наших братьев и сестёр. Воспоминания, письма репрессированных людей будут читать их потомки – ведь практически в каждой семье есть такие воспоминания.)

Ну и, конечно, мы будем говорить о том, что актуально для нас сейчас, ведь это не только наше прошлое. Оно имело последствия для нашего настоящего и, может быть, будет иметь последствия для нашего будущего.

В подготовке этих встреч, в осмыслении этих тем участвуют братчики из разных городов. Петербург планирует разговор о трагедии в связи с проданными за бесценок за рубеж русскими культурными ценностями. Конечно, это предполагает и память о тех сотрудниках музеев, краеведах, исследователях, которые пострадали в то время. Разговор о техногенных катастрофах берут на себя братства из Воронежа, поскольку им эта тема близка.

Эти дни начнутся и закончатся, конечно, молитвой. 30 октября, в День проведения Молитвы памяти, возможно, будет и особенное молитвенное начало этих дней. 6 ноября, в субботу, в традиционный день поминовения усопших, предполагается послужить утром литию и потом провести поминальные трапезы с приглашением гостей, прежде всего тех людей, которые будут участвовать в Днях скорби и покаяния.

А 7 ноября, в воскресенье, мы надеемся встретиться и поговорить не только о скорби и памяти, но и о путях выхода из этой скорби – о возможности воскрешения нашего так много пострадавшего народа, нашей страны, нашей земли.

Мы предполагаем все эти события транслировать в интернете, к ним можно будет присоединиться по ссылке https://t.me/molitvapamyaty.

Свеча памяти

Как и в прошлом году, ежевечерне в 21:00 мы призываем всех с краткой молитвой зажигать Свечу памяти. Может быть, будет трансляция общей поминальной молитвы о тех жертвах, о которых мы говорим в этот день

Для многих людей, кроме сравнительно узкого круга, эти размышления, эта память – достаточно тяжёлый, иногда невыносимый психологический груз, и мало людей, которые смогут в это так или иначе включиться. На кого рассчитаны все эти встречи? Предполагается ли, что в них будут участвовать люди, которые, может быть, не так глубоко вовлечены в эти воспоминания?

Да, мы это предполагаем. Конечно, я не думаю, что это будет широкая аудитория. У нас есть знакомые, друзья, с которыми мы уже встречались во время дискуссий и круглых столов, связанных так или иначе с темой Русской катастрофы, и конечно, мы прежде всего ожидаем, что они присоединятся к нам в эти дни. Мы будем приглашать и своих родных, своих знакомых, особенно тех, кто как-то связан с судьбами людей пострадавших. Последнее время показывает нам, что людей, которые хотели бы помянуть своих родных, больше, чем это иногда кажется. Мы недавно проводили презентацию сайта «Спецобъект Коммунарка», и на нашу просьбу участвовать в этой презентации откликнулось довольно много людей, и даже из разных стран. Конечно, это не сотни, не тысячи, но, во всяком случае, люди изъявили желание участвовать, поделиться с нами материалами, рассказать о своих родных. И если осмысление самих трагических событий минувшего века, наверное, ещё сложно для широкой аудитории, то желание вспомнить о своих родных, как бы это ни было тяжело, есть у многих (почему мы и предполагаем говорить на наших встречах о судьбах людей). И даже тема покаяния за то, что происходило, звучит не только от нас. Она звучит и от людей в обществе, в том числе и нецерковных. Хотя, конечно, есть и противоположное отношение, но с агрессией, с которой мы порой встречались раньше, мы сейчас пока не сталкивались.

Уже 30 лет День памяти жертв политических репрессий отмечается на государственном уровне. С другой стороны, уже выросло поколение людей, которые не жили в советское время, и часть его приняла ту мысль, что «были репрессии, но зато мы подняли страну», то есть совершенно советское отношение к судьбе страны как к набору заводов, ракет и балету и так далее, а не как к людям. Есть ли какие-то способы преодолеть это? И размышляли ли об этом устроители тех встреч, о которых Вы рассказываете?

Мне кажется, этот изъян (на мой взгляд, не психологический, а какой-то духовный), когда люди считают, что человека можно уничтожить для того, чтобы что-то поднять, устроить промышленность или сельское хозяйство и так далее, довольно трудно преодолевается. Он существует и в пожилых людях, даже достаточно образованных (я с этим встречалась), и в молодых. Но мы надеемся, что нам удастся провести встречи, на которых будет показано, что это ещё и в значительной степени миф, ведь мы столько всего потеряли из того, что у нас было, – например, свели на нет наше сельское хозяйство. Когда мы будем говорить о теме голода, я думаю, об этом зайдёт речь. И тогда этот тон оправдания – «зато у нас вот появилось то-то, то-то и то-то» – можно будет пытаться развеять. Насколько это удастся, посмотрим.

Вы говорили, что эти дни начнутся и закончатся молитвенно. А будет ли какая-то ежедневная молитва?

Как и в прошлом году, ежевечерне в 21:00 мы призываем всех с краткой молитвой зажигать Свечу памяти. Может быть, будет трансляция общей поминальной молитвы о тех жертвах, о которых мы говорим в этот день.

Беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная

Памятные кресты о голодоморе 1932–1933 гг. на Кубани
Правда о погибших от спровоцированного властями в самых плодородных областях страны голода 1932–1933 гг. скрывалась до начала 2000-х годов. До сих пор на Кубани есть лишь два небольших креста, напоминающих об этой катастрофе, унёсшей 7 миллионов жизней. Трагические надписи у основания крестов, рассказывающие о жертвах двух (из пятнадцати наиболее пострадавших) станиц не так легко разглядеть…
Химкомбинат «Маяк». Озёрск (Челябинск-40)
Территория одной из первых в стране (сентябрь 1957 г.) страшных техногенных ядерных катастроф. Химкомбинат «Маяк». Озёрск (Челябинск-40

Кифа № 10 (278), октябрь 2021 года