Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Продолжая работу над христианским словарём

VIII Аверинцевские чтения открыли серию встреч «Диалоги о христианстве»

Сергей Сергеевич Аверинцев

Аверинцевские чтения, традиционно проходившие в Твери (в этом году – в онлайн-формате) поставили перед собой новую задачу. Рассказывая о том, как возник этот замысел, Ольга Седакова поделилась воспоминаниями о планах академика Сергея Аверинцева продолжать работу над христианским тезаурусом1, в который в виде академических статей входили бы наиболее значимые для христианства понятия. При жизни Сергея Сергеевича был издан его словарь «София-Логос», однако эта работа не была закончена. Он предлагал Ольге Александровне разрабатывать тему справедливости и сам планировал продолжать составление тезауруса. Идею приняли участники конференции и в этом году взяли в разработку понятия, связанные с покаянием: вину, грех, прощение, совесть, правду, справедливость, милость.

Целиком трансляцию конференции можно посмотреть на страницах, в Facebook и на Youtube-каналах Форума «Имеющие надежду» и Свято-Филаретовского института. Здесь же мы познакомим читателей с некоторыми размышлениями докладчиков об этих понятиях в творчестве Сергея Сергеевича Аверинцева и в современном христианском контексте.

Алексей Павлович Козырев, кандидат философских наук, исполняющий обязанности декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по научной работе, говоря о надежде, напомнил интонации Аверинцева.

– Варвара, дочь моя, Варвара,
что в третье окно ты слышишь?
– Я слышу, как поёт дева
в руках мучителей, в темнице:
отнята её земная надежда,
и Жених её с нею навеки.

В руках мучителей Варвара лишена земной надежды, но надежда на Жизнь вечную с ней соприсутствует и поэтому она так спокойна перед смертью, Жених её с нею навеки.

На что я могу надеяться – третий вопрос Канта в его Критике чистого разума. Этот вопрос открывает для него перспективу морального доказательства бытия Божьего. Всё не заканчивается в этом мире: если надежда есть, есть и Бог.

Ещё одна интонация Аверинцева – его маленькое слово, переданное в 1989 году в частной беседе.

«“Надежда – это не льстивое безумие”, – сказал Шиллер. И рождественская мудрость подтверждает это, возводя надежду в ранг одной из трёх христианских добродетелей. Необходимо мужество, чтобы сохранить верность рождественской надежде. Разве рождественская надежда не такая же маленькая, хрупкая, беспомощная, как Младенец в яслях? А Ирод – он такой великий, его воины тоже не зря едят хлеб. Разве рождественская надежда не такая же хрупкая, как солома в яслях и запах, как пахнет в хлеву? И Младенцу здесь не очень уютно. И жалко, что хозяин гостиницы так легко забыл о Новорождённом. Но ещё хуже, что злой царь очень хорошо о Нём помнит. Так вот она какая – эта невозможная рождественская надежда, единственная, которая ещё никого не обманула».

* * *

Из выступления Александра Александровича Медведева, кандидата филологических наук, заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы Института социально-гуманитарных наук Тюменского госуниверситета (Тюмень): Справедливость в западном христианском сознании по Аверинцеву – это срединная область, лежащая между адом жестокости и благодатью христианской любви. Католическое мировоззрение делит бытие не надвое (свет и тьма), а натрое. Между горней областью сверхъестественного благодатного и преисподней областью противоестественного до поры до времени живёт по своим законам (хотя и под властью Бога) область естественного. Государственная власть принадлежит именно этой области. Только еретик способен видеть в ней устроение дьявола. Но попытки неумеренно сакрализовать её тоже неуклонно осуждались. Вот эту срединную область по Аверинцеву выражает добродетель умеренности, латинское понятие Clementia. Когда носитель власти какого-либо рода, практикуя эту власть, иначе говоря, практикуя насилие, ограничивает это насилие пределами абсолютно необходимого, щадя каждого, кого он может пощадить, без урона для своей власти, ограждая себя от безудержности, от того, что Августин назвал похотью власти, в этом больше выдержки, самоуважения, чувства меры, чем доброты.

Русская духовность делит мир не на три, а на две части: Божье и антихристово подходят друг к другу вплотную, без всякой «буферной зоны» между ними. И носитель власти стоит точно на границе обоих царств. Это не просто значит, что он несёт перед Богом особую ответственность, нет, сама по себе власть, по крайней мере, власть самодержавная – это нечто, находящееся либо выше человеческого мира, либо ниже его. Во всяком случае, в него как бы не входящая. Благословение здесь очень трудно отделить от проклятия.

И эта концепция власти, связанная с темой справедливости, очень интересна. Это отношение к справедливости очень близко к концепции Георгия Петровича Федотова, который в своём фундаментальном исследовании «Русская религиозность» писал, что на Руси начиная с XIII века практика неправедных судов, ставшая обычным явлением, привела к тому, что акцент на милосердии по сути компенсировал отсутствие государственного правосудия. Это ударение на милосердном правосудии является, по Федотову, безусловно частью библейской пророческой традиции. Однако, как он пишет, трудно избежать впечатления, что в древней Руси в отличие от ветхозаветного образца милосердие слишком часто без остатка поглощало правосудие, так что происходило отмирание специфических функций суда. И здесь, говорит Федотов, мы касаемся самой сути этики, оказавшейся роковой для развития русского гражданского правосознания. Русский или выше закона, или ниже его, но никогда, кроме как за редким исключением, он не ценил закон как таковой, как этический минимум, или как необходимое связующее звено между Царством Божиим и животной борьбой за существование. По-моему, в этих словах он действительно очень близок к позиции Аверинцева, который говорит об этом расхождении между милосердием и справедливостью.

Материал подготовила Анастасия Наконечная

————

1 Тезаурус (от греч. θησαυρός «сокровище») – словарь, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности, что должно способствовать пониманию в общении и взаимодействии лиц, связанных одной дисциплиной или профессией.

Кифа № 12 (268), декабрь 2020 года