Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

В чём надежда богословских диалогов

Кратко – о дискуссиях в истории, современности и в перспективе

Протоиерей Владимир Шмалий
Протоиерей Владимир Шмалий
Глеб Ястребов
Глеб Ястребов

Острые дискуссии я помню, но «плодотворных» из них, к сожалению, не было ни одной.

Была ли в Вашем личном опыте острая, но плодотворная дискуссия на богословские темы?

Протоиерей Владимир Шмалий, доцент Общецерковной аспирантуры и докторантуры им свв. Кирилла и Мефодия1: Острые дискуссии я помню, но «плодотворных» из них, к сожалению, не было ни одной.

Глеб Гарриевич Ястребов, библеист, преподаватель Свято-Филаретовского института: Когда мои взгляды формировались, на меня очень повлияли долгие беседы-споры с Дмитрием Щедровицким2 о взгляде на Священное Писание, с Джорджем Паттисоном3 – о современных вызовах, с Кристером Сайрсингхом4 – о значимости старой классики… Перечислять дискуссии последующих десятилетий можно ещё долго…

Какие темы богословия сегодня наиболее «горячие»? Какие публикации на эти темы и какие авторы Вам приходят в голову первыми?

Протоиерей Владимир Шмалий: Из последних тем мне кажется интересной дискуссия вокруг книги Дэвида Бентли Харта5 «That All Shall Be Saved»6.

Глеб Ястребов: Даже основное перечислить невозможно. Одних интересуют секс и гендер, других – постметафизический дискурс, третьих – миссия… На стыке библейской и систематической теологии вспыхнули дебаты в связи с работами Дугласа Кэмпбелла7 – настоящим «крестовым походом» против (вульгарно понятой?) теории оправдания верой. По-прежнему спорят о естественной теологии (например, книги Алистера Макграта8, который хорошо пишет и на другие темы).

Интересны перспективы выхода из стереотипов, разделявших деноминации. Например, «финская школа» лютероведения (Туомо Маннермаа9 и его последователи) показала нам Лютера, который утверждал идею теозиса. Это вызвало споры с «немецкой школой», но помогло лютерано-православному диалогу. Брюс Моррилл10 создал творческий синтез между литургической теологией о. Александра Шмемана (Восток) и политической теологией Иоганна-Баптиста Метца11 (Запад).

Сохраняют актуальность классики: не только ХХ века (Карл Барт, Томас Торранс, Эберхард Юнгель), но и более старые (как Джонатан Эдвардс). Воскрес интерес к Остину Фарреру, что радует. Небезнадёжность нашего времени показывает и то, что продолжают читать и обсуждать Клайва Льюиса, который лучше многих модных авторов.

В истории острые темы богословия обсуждались по-разному в разные века, в зависимости от характеров персонажей. Какие из этих дискуссий в истории кажутся Вам наиболее удачными, а какие – наиболее неудачными?

Протоиерей Владимир Шмалий: Ответ зависит от того, как мы понимаем «удачность» этих дискуссий. На протяжении веков классическая «удача» – это победа над еретиками. В XX веке, в рамках экуменического диалога, под «удачей» дискуссии стали понимать достижение какой-то степени взаимопонимания между конфликтующими богословскими/конфессиональными традициями. Именно в этой смене целеполагания – от установки на интеллектуальное уничтожение богословского/конфессионального Другого к стремлению понять позицию Другого и видится мне надежда богословских диалогов.

Глеб Ястребов: Печальнее всего, когда педалируют различия, не пытаясь найти общий язык. Это было характерно для межконфессиональных полемик: абсолютизация мелких «истин» (вместо Истины), неготовность допустить другую интерпретацию, нетерпимость, оскорбления. Сейчас межконфессиональные дебаты стали тише, но споры вокруг сочетания новизны и традиции подчас неприличны. На Востоке это чаще вина консерваторов, на Западе либералы бывают не менее нетерпимыми, чем их визави.

Беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная

————

1 В 1998–2015 годах протоиерей Владимир Шмалий был секретарём Синодальной богословской комиссии и одним из организаторов и активных участников крупнейших в то время международных богословских конференций Русской православной церкви, проходивших раз в несколько лет и посвящённых актуальным проблемам антропологии, экклезиологии, эсхатологии, учения о таинствах и других областей богословия.

2 Дмитрий Владимирович Щедровицкий (род. 1953) – российский библеист, поэт и переводчик, автор ряда комментариев на книги Священного Писания.

3 Джордж Паттисон (род. 1950 г.) – англиканский священник, профессор богословия в Университете Глазго. Специально выучил русский язык, чтобы в подлиннике читать Шестова и Бердяева.

4 Кристер Сайрсингх – англиканский теолог. Из браминской касты, в юности обратился в христианство. Учился в Йельском и Гарвардском университетах, ныне преподаватель философии и богословия в Высшей школе экономики в Москве.

5 Дэвид Бентли Харт (англ. David Bentley Hart; род. 1965) – обратившийся из англиканства в православие американский богослов, культуролог и философ.

6 Все будут спасены (англ.).

7 Дуглас Кэмпбелл (англ. Douglas A. Campbell, род. 1961) – профессор Нового Завета в Дьюкском университете. Исследователь богословия ап. Павла.

8 Алистер Эдгар Макграт (англ. Alister Edgar McGrath, род. 1953) – британский англиканский священник, теолог и молекулярный биофизик. Профессор науки и религии факультета теологии и религии Оксфордского университета.

9 Туомо Маннермаа (1937–2015) был почетным профессором богословия в Хельсинкском университете. Считается отцом «Новой финской интерпретации Лютера» или «Финской школы Туомо Маннермаа».

10 Брюс Морилл (англ. Bruce T. Morrill) – профессор католических исследований в Вандербильтском университете, католический священник, иезуит.

11 Иоганн Баптист Метц (1928–2019) – католический богослов, священник. Преподавал фундаментальную теологию в университете Мюнстера. Считается основоположником католического политического богословия в Германии.

Кифа № 12 (268), декабрь 2020 года