Интервью с протоиереем Михаилом Потокиным, настоятелем храма святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе, председателем Отдела социального служения Московской городской епархии
Ставите ли Вы перед своими прихожанами, духовными чадами задачу воцерковления всей жизни?
Честно говоря, я вообще перед ними задач не ставлю. Прежде всего потому, что они все очень разные. Поэтому если ты поставишь перед ними всеми задачу, то наверняка кто-то «не попадёт» в неё вообще. Он скажет, что не хочет её решать, и окажется вне общины. Скорее, это они ставят мне задачи. Они приходят с вопросами о церковной жизни, и мы пытаемся вместе как-то разобраться, что происходит.
А что касается воцерковления жизни, это вопрос непростой. Дело в том, что в Церковь ни один человек не приходит случайно. Это не мы его позвали – не священники, не кто-то ещё. Здесь действует Тот, Кто один только может позвать в Церковь. И Он человека зовёт где-то внутри. У кого-то возникает желание более осознанное, у кого-то менее осознанное. Наша задача в этом смысле не помешать происходящему своим вмешательством в духовную жизнь человека – потому что это тайна. И в то же время, если человек что-то спрашивает, постараться ответить так, чтобы это было искренне. Подойдёт ему мой ответ или нет, это тоже вопрос, потому что жизни очень разные – очень разный возраст, опыт и всё прочее. Поэтому, наверное, здесь как у врачей главным должно быть правило «не навреди». Потому что я вижу духовный путь людей как бы немножко со стороны. Я понимаю, что человек борется, старается, понимает или не принимает что-то в церкви, и это живое. Я боюсь только формального отношения, когда человек требует одного: «скажите мне, каковы правила». Это, наверное, фраза, которая должна нас насторожить.
А что касается живой жизни, то если она есть, Господь обязательно как-то поможет человеку. Когда он начинает искать, то где-то ошибается, где-то что-то находит, кого-то находит рядом с собой. Всё это – сложное дело. И наверное, я не отвечу на Ваш вопрос какой-то определённостью. Это просто жизнь, понимаете? В жизни ты участвуешь постольку, поскольку к тебе обращаются. Мы стараемся общаться. И, наверное, в этом наша задача. Слушая рассказ о чьём-то опыте, мы находим ответы на свои вопросы. Всё это живая жизнь, ни в какую схему она не помещается.
Меня всегда радует когда в общине много разных людей, совершенно разных – по образованию, по воспитанию, по воцерковлённости. Там есть и бабушки, есть и младенцы, есть и молодёжь. И ты видишь, что да, это живое, потому что живое привлекает к себе совсем разных людей.
Меня всегда радует знаете что? Когда в общине много разных людей, именно совершенно разных – по образованию, по воспитанию, по воцерковлённости. Там есть и бабушки, есть и младенцы, есть и молодёжь. И ты видишь, что да, это живое, потому что живое привлекает к себе совсем разных людей. А воцерковление жизни… Я никогда не думал об этом. Я знаю, что воля Божья в том, чтобы человек увидел духовный мир, а мы можем только помочь ему или помешать.
Эта тема возникла в связи со 100-летием РСХД. Они ставили эту задачу, имея в виду, что не надо разделять жизнь на священное и профанное, когда мы христиане по воскресеньям, приходя в храм, а в остальное время обычные люди. Это задача целостности жизни.
Для меня воцерковление жизни – это немного другое. Не внесение церковности в светскую жизнь, а умение видеть Бога. Его присутствие можно видеть везде: и в работе (в любой достойной профессии), и в природе. На самом деле Он там везде и есть. А Церковь может научить нас Его видеть. Это и есть воцерковление, потому что тогда вся жизнь становится связана с Ним.
А могут ли, на Ваш взгляд, миряне помогать друг другу в том, чтобы это увидеть?
Они-то в основном и помогают. Вы думаете, что священники помогают? Нет, в основном миряне общаются друг с другом, потому что когда человек приходит в церковь, он боится священника и боится у него что-то спросить, как мы боимся врача – вдруг не тот диагноз поставит… Поэтому у кого спрашивать? У больных. Прихожане спрашивают у других прихожан. И потом постепенно, когда они понимают, что ничего очень важного они не нарушили и ничего с ними не случится, тогда они уже начинают подходить к священнику и спрашивать. Чаще всего так. И то, что люди общаются – это прекрасно. В этом общении они помогают друг другу и находят друзей. И это очень живой процесс, живая жизнь.
Беседовала Анастасия Наконечная