Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Церковные расколы на территории Украины в первой половине XX века. Часть 1

Последние события, трагически затронувшие жизнь Украинской православной церкви, невозможно никак не отразить в церковном издании. Однако журнал (в отличие от соцсетей) не может оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, поэтому мы планируем серию публикаций, посвящённых не столько обзору текущих событий, сколько корням украинских церковных расколов.

В церковной истории (особенно в последние столетия) проблемы противостояния различных юрисдикций, их признания или непризнания, их конфликтов (вплоть до захвата или юридического «отсуживания» храмов) всегда были связаны с политическим контекстом. Но верно и обратное: «дом, разделившийся сам в себе, не устоит».

В этих ситуациях всегда важна трезвенность и молитва. Именно к этому мы и призываем наших читателей, несомненно, глубоко переживающих те события, которых мы можем лишь кратко коснуться ниже.

Стояние верующих у Киево-Печерской лавры, которую собираются отнять у верующих Украинской православной церкви, продолжается с 29 марта. С 1 апреля наместник Лавры митрополит Павел находится под круглосуточным домашним арестом; по его сообщениям, сотрудники Службы безопасности Украины предъявили ему подозрения в разжигании религиозной розни и работе на Россию. С 20 апреля полиция и спецназ взяли под контроль вход в Лавру, пропуская верующих и монашествующих только по паспортам; иногда перекрывались входы в храмы и клирики были вынуждены причащать прихожан через решётку; 29 апреля группа радикалов возле Киево-Печерской лавры попыталась напасть на предстоятеля УПЦ митрополита Онуфрия, набросившись на него с криками (полицейские вместе с иподиаконами и верующими, которые закрыли собой митрополита, успели предотвратить нападение). Всё это время предпринимались задержания операторов видеотрансляций.

К моменту подготовки номера к печати захвачено около 300 храмов УПЦ, в ходе некоторых захватов происходят избиения, в селе Требухов Броварского района Киевской области один из активистов ПЦУ демонстративно сжёг Библию и молитвословы на русском (молитвословы, видимо, на церковнославянском, возможно, русской графикой. – Ред.) языке, назвав книги мусором.

Открыты десятки уголовных производств в отношении священнослужителей Украинской православной церкви, части из них вынесены приговоры. Распространённое обвинение – в ведении антиукраинской подрывной деятельности, поддерживании тесных отношений с патриархом Московским и всея Руси Кириллом, распространении в церквях российских книг.

В некоторых епархиях верующие начали собираться по домам для богослужений.

Врез составлен Александрой Колымагиной с использованием материалов сайта Патриархия.ru

Члены общины Свято-Георгиевского храма
Члены общины Свято-Георгиевского храма – одной из общин Хмельницкой епархии, вынужденно перешедших к богослужениям по домам

Время соборов

Отправной точкой для начала нестроений и впоследствии нескольких расколов так и не уврачёванных до нынешнего дня в Православной церкви на территории Украины стал 1917 год. Февральская революция нанесла первый удар существованию Российской империи. В некоторых кругах Киева зазвучал вопрос: о том, не возникнуть ли новой независимой украинской республике со своим национальным языком и не иметь ли ей и свою национальную православную церковь. В Киеве создаётся Центральная рада1, а вслед за ней в начале декабря 1917 года появляется и Церковная рада, члены которой ратовали за украинизацию церкви, т. е. полную независимость (автокефалию) от Российской православной церкви и повсеместное введение украинского языка вместо церковнославянского. Чтобы получить повсеместную поддержку украинских священников и мирян Церковная рада настаивала на созыве Всеукраинского собора. А до его созыва заявляла об отказе в поминовении избранного на Поместном соборе в ноябре 1917 года патриарха Московского и всея Руси Тихона (Беллавина). Новости о том, что происходит на юго-западе, дошли до Москвы. Об этом редко упоминают, но украинский вопрос стал одним из активно обсуждаемых на Поместном соборе в Москве. Высказывались разные мнения по поводу того, как действовать в сложившийся ситуации, какими путями предупредить раскол и потерю значительной и древнейшей части Русской церкви.

Интересно привести высказывание одного из участников Собора философа и активного общественного деятеля С.Н. Булгакова, тогда ещё мирянина: «Собор должен проявить пастырское отношение к Украине. Украинское движение следует не защемлять, а направлять в каноническое русло»2. Профессор Киевской духовной академии и активный участник Киевского религиозно-философского общества П.П. Кудрявцев настаивал на том, что не стоит бояться созыва Всеукраинского собора, но для разрешения ситуации необходимо послать в Киев делегацию: «Церковное движение в Малороссии имеет глубокие корни; подавить его невозможно, но нужно употребить все меры к тому, чтобы оно не отрывалось от связи с Церковным Собором; нужно предупредить разделение между паствой и архипастырями. Поэтому нужно немедленно послать посольство и не к братству (имеется в виду возрождённое Кирилло-Мефодиевское братство, в которое входили ярые сторонники автокефалии. – Т.В.), и не к Раде, хотя оно и будет беседовать с представителями и братства, и Рады. Это посольство обследует дело и постарается внести умиротворение в церковную жизнь. Оно немедленно должно поехать к лицам, которые захвачены национальной стихией, и сказать, что нет надобности действовать обособленно, что они могут встретить самое внимательное отношение к своим нуждам»3.

Отношение к автокефалии и на самой Украине было среди духовенства и мирян не однородным. Например, есть сведения о том, что в июне 1917 г. в Полтаве проходил епархиальный съезд, на котором большинство участников высказалось против автокефалии. Один из них, прот. Сергий Четвериков, в будущем духовник РСХД, говорил, что «Автокефалия ослабит силу Церкви, поставив её в зависимость от светской власти, и лишит её солидарности с Православной Церковью Русской». Однако в связи со сложившейся политической обстановкой можно было рассмотреть вариант не полной церковной независимости от Москвы, но частичной – обретение статуса автономии.

В конце 1917 года в Киев была отправлена комиссия Всероссийского Поместного собора под руководством митрополита Тифлисского Платона (Рождественского). Он привёз соборное постановление с благословением на проведение Всеукраинского собора4. Это решение было, с одной стороны, вынужденным, так как Церковная рада уже самостоятельно заявляла о созыве собора в декабре, с другой стороны, вводило нестроения в каноническое русло, открывая путь для диалога и предотвращения раскола. После окончания работы комиссии и своего возвращения в Москву митр. Платон докладывал соборянам: «Стремление к украинизации церковной жизни на Украине имеется в Киеве, в некоторых слоях тамошнего общества, количественно пока небольших, и готово принять острый характер, опасный для единства Русской Церкви. Но ещё не все потеряно: время для мер, какие угодно будет принять, ещё есть: можно взять это дело в свои руки, нормировать его и это может дать благие результаты для всей Церкви и для части её – Украины»5. Первая сессия собора была открыта 7 января 1918 г. Однако уже через две недели после его открытия работу собора пришлось прекратить – Киев на непродолжительное время был взят большевиками. Вскоре пришли новости об ужасной гибели митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), председателя Собора. Известно, что изначально митр. Владимир был против созыва Всеукраинского собора, но согласился на его проведения после получения грамоты от патриарха. В.В. Зеньковский, участник и Всероссийского Поместного, и Всеукраинского собора, пишет в своих воспоминаниях о том времени, что тайна смерти митр. Владимира так и осталась нераскрытой. «По одной версии его убили украинцы, ненавидевшие его за его сопротивление украинскому церковному движению, по другой – кажется, более близкой к истине версии он был убит несколькими послушниками из самой же Лавры, которые ограбили митрополита и, полуизбитого, вытащили далеко за пределы Лавры (около 1/2 версты) и там убили»6. В межсоборный период, в мае 1918 года, архиерейским собором митрополитом Киевским избирается конфликтующий с Церковной радой епископ Харьковский Антоний (Храповицкий).

На протяжении 1918–1919 годов Киев становится ареной для постоянной смены власти. На смену оставившей город Центральной раде в него на неделю приходят большевики, затем вместе с немецкими оккупационными войсками Центральная рада возвращается, чтобы через два с половиной месяца окончательно упраздниться с установлением поддержанной немцами властью гетмана Павла Скоропадского. Режим гетмана сменяется очередным военным переворотом и установлением на полтора месяца Директории под руководством Симона Петлюры, потом в город вновь входят большевики, через полгода после них – Добровольческая армия под командованием генерала Деникина… Во время удержавшегося чуть более полугода режима гетмана Скоропадского на пост министра исповеданий вступает В.В. Зеньковский, радевший за примирение между русской и украинской частями Православной церкви. Зеньковскому удаётся настоять на созыве 2 сессии Всеукраинского собора (20 июня – 11 июля 1918 г.), 3 сессия собора прошла с 30 октября и была прервана входом в Киев войск Петлюры. Результатом собора стало учреждение Высшего церковного управления и установление автономии Православной украинской церкви, благословлённой Московским собором и патриархом Тихоном. Согласно этому решению патриарх Московский утверждал и благословлял митрополита Киевского, право на утверждение остальных архиереев с благословения патриарха передавалось Украинской церкви. Предполагались регулярные созывы Всеукраинского собора с участием правящих епископов, избираемых на уездных собраниях клириков и мирян. Впрочем, последнее решение, как известно, не было воплощено. Языком богослужения оставался церковнославянский. Правда, собор разрешил произносить проповеди на украинском языке. Такое решение не устраивало сторонников автокефалии, поддерживаемых новым правительством Директории. Их противостояние с митр. Антонием (Храповицким) усугубило движение к дальнейшему расколу.

Продолжение в «Кифа» № 10 (302), октябрь 2023 года

Татьяна Васильева (Москва)

————

1 Центральная рада (март 1917 – апрель 1918) возникла как представительный орган украинских политических, общественных, культурных и профессиональных организаций; с апреля 1917 года, после Всеукраинского национального съезда, взяла на себя функции законодательного органа, координирующего развитие украинского национального движения, провозгласила в одностороннем порядке национально-территориальную автономию Украины в составе России. В период между февралём и октябрём представляла собой на территории Украины третий центр власти наряду с Временным правительством и Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (все три центра по факту были в разной степени нелегитимны). После октябрьского переворота Центральная рада провозгласила Украинскую народную республику в федеративной связи с Российской республикой, а после разгона Всероссийского учредительного собрания начала вооружённый конфликт с Советской Россией. Важно помнить, что все эти события происходили не только во время революции в России, но и во время продолжавшейся Первой мировой войны, перед которой и в ходе которой противники Российской империи, прежде всего Австро-Венгерская империя, прикладывали огромные усилия для отделения территории Украины от России.

27 января (9 февраля) 1918 года представители Центральной рады подписали в Брест-Литовске сепаратный мирный договор с Германией и Австро-Венгрией, после чего обратились к ним за военной помощью в борьбе против советских войск. На основании этого обращения а также подписанного в марте большевиками Брестского мира (одним из условий которого было признание УНР независимым государством) Украина была оккупирована австро-германскими войсками.

В конце апреля 1918 года Центральная рада была упразднена в результате государственного переворота гетмана П.П. Скоропадского, поддержанного оккупационными войсками.

2 Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М., 2004. С. 43.

3 Там же. с. 39–40.

4 «Братски предостерегая против сеятелей смуты и соблазна, толкающих на путь разделения, которое пошло бы на пользу лишь врагам православной веры, Собор призывает Божие благословение на весь православный народ Украйны и на труды поместного областного Собора, имеющего быть созванным в соответствии с каноническими началами для устроения украинской церковной жизни. Святейший Патриарх и Священный Синод, совместно с Соборным Советом не оставят принять меры к безотлагательному осуществлению указанных целей и обеспечению церковного единения в духе мира и любви». Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Издание Соборного Совета. Пг., 1918. Книга V. С. 392–401.

5 Доклад митрополита Тифлисского Платона на пленарном заседании Собора № 65, 9 декабря 1917 года // Священный собор Православной Российской церкви 1917–1918 гг. и Всеукраинский собор 1918 г. об украинском церковном вопросе / Сост. Р.Г. Иферов, под ред. А.И. Мраморнова. М., 2019. С. 11.

6 Зеньковский Василий, прот. Пять месяцев у власти. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkovskij/pjat-mesjatsev-u-vlasti/#0_6 (дата обращения 9.05.2023). По словам свидетелей, митрополита Владимира в дни большевистского террора расстреляли пятеро вооружённых солдат, искавших деньги киевских храмов.

Кифа № 5 (297), май 2023 года