Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Философский пароход: время памяти

К столетию высылки из России её интеллектуальной элиты в 1922 году Свято-Филаретовский институт совместно с Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына, РГПУ им. А.И. Герцена, КПЦ «Покровский остров» открыли выставку «Философский пароход: семь пассажиров».

Выставка «Философский пароход: семь пассажиров» в Москве

Семь пассажиров – это философы Николай Лосский, Николай Бердяев, Семён Франк, Иван Ильин, Фёдор Степун, протоиерей Сергий Булгаков и социолог Питирим Сорокин.

Среди экспертов проекта декан философского факультета МГУ кандидат философских наук Алексей Козырев, литературовед Ирина Роднянская, декан богословского факультета СФИ Давид Гзгзян, заведующий кафедрой философии и религиоведения ПСТГУ Константин Антонов, основатель СФИ священник Георгий Кочетков, старший научный сотрудник Института философии РАН Александр Цыганков, научный сотрудник Инновационного центра Нишского университета Ромило Александр Кнежевич, профессор кафедры русской философии и культуры СПбГУ Игорь Евлампиев. Через свидетельства широкого круга экспертов – тех, кто сегодня издаёт, изучает и развивает наследие изгнанников, устроители выставки постарались показать современное значение их вклада в мировую культуру, помочь прикоснуться посетителям экспозиции к их уникальной судьбе и вступить в диалог с мыслью тех, кого большевики выслали из страны сто лет назад под угрозой расстрела. Отдельные свидетельства экспертов представлены на стендах, а полностью интервью с ними опубликованы на онлайн-лэндинге philoship.ru. Помимо учёных и философов, о значении русского наследия для западной культуры свидетельствуют люди церкви и деятели искусства.

Открытие прошло в двух городах – в Москве и в Санкт-Петербурге и в целом выставка задумана как передвижная. В московской экспозиции представлены редкие зарубежные издания и автографы из собрания Дома русского зарубежья и частной коллекции Виктора Щедрина. В Петербурге выставка дополнена книгами авторов из запасов Фундаментальной библиотеки Герценовского университета, старинными предметами и фотографиями.

Москва

Алексей Павлович Козырев

«Вот семь имён, они выбраны и случайно, и не случайно, – отметил на открытии выставки декан философского факультета МГУ Алексей Павлович Козырев. – Забавно, что двое из них – Степун и Сорокин – пассажиры не пароходов, а поездов, хотя в метафорическом смысле они, конечно, тоже “философский пароход”.

Я хотел бы вспомнить, как они уезжали. На пароходе они сочиняли речь, которую должны были сказать по прибытии в Германию русским эмигрантам. Поручили это, кажется, Ильину – и он репетировал, готовился. Но когда они прибыли в Штеттин, никаких эмигрантов не было – их встретили немцы. Они прибыли в Берлин – их встретили немцы, очень ласково, гостеприимно: разместили, предоставили жильё. А ведь что они хотели сказать в этой речи: вот вы эмигранты, а мы не эмигранты, мы не отрывались от своей страны, мы не считаем себя чужими своей стране – нас выслали сюда поневоле, мы не хотели сюда уезжать. Это удивительное свойство этих людей, которые, даже пребывая в изгнании, духом своим оставались со своей страной. Вспомним военные дневники Булгакова, которые он написал в 1942–1944 годах. Вспомним Бердяева, как он болел о победе Красной армии, советской армии. Это были люди, которые центр своего сердца, своего духа оставляли на своей родине».

Алексей Борисович Мазуров

«Нельзя сказать, что столетие “философского парохода” сейчас не освещается, но зачастую что-то недоговаривают и какие-то нотки бывают фальшивыми, – отметил ректор СФИ доктор исторических наук Алексей Борисович Мазуров. – Эта операция, конечно, была продолжением гражданской войны в ином плане. Это была циничная борьба большевиков за власть. Подобного рода репрессиям была подвергнута прежде всего университетская профессура. Борьба шла за молодёжь, за то, что будет передаваться молодому поколению и какие семена будут посеяны».

Виктор Александрович Москвин

«Ленин, предложивший заменить расстрел высылкой, лично занимался подготовкой этой кампании вместе с Троцким, Дзержинским и другими и придавал ей огромное значение, потому что боялся потерять власть, – напомнил директор Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына кандидат исторических наук Виктор Александрович Москвин. – Русская интеллектуальная элита не принимала большевизм как таковой, а влияние этих людей было огромным. Большевики почувствовали угрозу для своей власти, и был нанесён продуманный, тщательно спланированный удар».

Нельзя не отметить, что это изгнание не только сохранило жизни выдающимся русским учёным, богословам и мыслителям, но и сделало их творчество известным во всём мире.

«В этом доме я не раз слышал слова Никиты Алексеевича Струве, что он благодарен Ленину только за то, что тот сохранил жизнь Бердяеву, Булгакову и многим другим выдающимся представителям русской науки. Помнится, в Ливнах, на родине отца Сергия Булгакова, Никита Алексеевич говорил, что отец Сергий для православия столь же значим, как Фома Аквинский для католицизма. И подобное можно сказать о многих из тех, чьи имена представлены на этой выставке», – добавил Виктор Москвин.

Дмитрий Сергеевич Гасак

«Те, кто был вынужден уехать “философским пароходом” во время этой кампании, конечно, стоят особняком, и их ни в коем случае не нужно целиком ассоциировать с эмиграцией, – подчеркнул первый проректор СФИ Дмитрий Сергеевич Гасак. – Были эмигранты, а были изгнанники. Меня снова поразили процитированные здесь на одном из столбов слова Троцкого, сказанные им американскому журналисту: “Вы должны оценить нашу предусмотрительную гуманность”. Те, кто знает, что за этими словами стоит, – и последующую историю, и тот исторический момент, когда они были сказаны, и то, в связи с чем были высланы эти деятели русской культуры, понимают меру цинизма этих слов. Конечно, о гуманизме советской власти говорить не приходится ни в коем случае и никогда. И слова Никиты Алексеевича Струве о благодарности Ленину – это не благодарность “советскому гуманизму”, а скорее пророческое свидетельство сродни словам Бердяева, который говорил, что готов взять ответственность и за Ленина. Мне хотелось бы отметить именно их ответственность за русскую культуру, за Россию, за то пространство – и историческое, и географическое, и национальное, и культурное, – в котором Бог им дал родиться, жить и действовать. То, что они сделали, – это настоящий подвиг. И для нас нынешних, для всех, кто хоть в какой-то мере считает себя русским и отвечает за Россию, за землю и за народ, их пример является указующим путь. Другое дело, что в нынешней ситуации свои трудности, и нам тоже предстоит искать путь, внутренне преемственный тому, который они тогда нашли».

Петербург

Выставка «Философский пароход: семь пассажиров» в Санкт-Петербурге

Юлия Валентиновна Балакшина, председатель Свято-Петровского малого православного братства: Мне, как представителю тех людей и институций, которые готовили эту выставку – Центра изучения русской классики при кафедре русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена и Свято-Филаретовского института – хотелось бы сказать несколько слов о её концепции. В первую очередь эта выставка адресована молодому поколению. Те люди, которые много лет занимаются изучением творчества Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, П.А. Сорокина, может быть, не откроют здесь для себя чего-то принципиально нового. Наша задача заключалась в другом: нам хотелось засвидетельствовать, что творчество этих людей, их наследие нужно и важно людям сегодня. И поэтому в основу этой экспозиции положены свидетельства людей, которые сегодня изучают наследие философов, социологов, богословов, судьба которых дала название нашей выставке, высказывания тех, кто сегодня их мысли считает своими, их развивает и продолжает.

Идея выставки родилась около года назад. Мы выбрали для представления только семь имён, хотя, конечно, все мы знаем и помним, что высланных из страны сто лет назад было гораздо больше. На «философских пароходах» из страны было выслано по разным данным от 230 до 270 человек.

Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова, директор фундаментальной библиотеки имени императрицы Марии Фёдоровны РГПУ им. Герцена: Наша библиотека выбрана как место проведения выставки, наверное, не случайно. Миссия любой библиотеки, прежде всего, хранить информацию. Но сохранением информации занимаются и архивы, и музеи. Библиотека же, в отличие от названных организаций, активно предлагает ознакомление со всем тем, что накоплено человечеством. Каждое поколение будет осмысливать события по-своему. Но цепь этих событий, отражённых в источниках информации, мы с вами как раз и увидим в собраниях библиотек. И в таких как наша фундаментальная библиотека Герценовского университета – особенно. Я не буду сейчас рассказывать о библиотеке подробно. Единожды побывав в ней, вы обязательно сюда вернётесь! И уже ближе познакомитесь с теми богатствами, которые мы предоставляем читателям. А сегодня мы просто рады видеть всех на открытии этой, как я уже слышала по отзывам тех, кто пришёл, грандиозной выставки!

Алексей Алексеевич Грякалов, профессор кафедры философской антропологии и истории философии РГПУ имени Герцена: От имени участников конференции «Философия образования и педагогическое наследие русской эмиграции», в рамках которой проходит выставка, приветствую тех, кто здесь собрался. Хочу напомнить слова о том, что в библиотеках всегда сохраняется несуетная мудрость. Здесь в прекрасном собрании есть и книги, написанные учёными нашего университета, радостно видеть, когда за столами сидят люди и их читают. Непосредственно предстаёт теплота сплачивающей тайны – выставка соединяет разные времена и поколения. Тем более что Иван Иванович Лапшин и Николай Онуфриевич Лосский преподавали в Женском императорском педагогическом институте, где теперь находится Институт философии человека Университета, – это диалогическое соединение поднимается над временем. Ноосфера, о которой писал Владимир Иванович Вернадский, соединяет людей. Сердечная благодарность организаторам выставки.

Ольга Владимировна Евдокимова, доктор филологических наук, руководитель Центра по изучению наследия русской классики: аксиологические основы и культурные традиции, созданного на филологическом факультете РГПУ имени Герцена: Всем известна особая связь русской классической литературы и русской религиозной философии. Николай Александрович Бердяев просто называл себя сыном Достоевского. Семён Франк говорил о том, что началом и условием русской религиозной философии была русская классика, потому что в ней есть совершенно оригинальные глубокие мыслящие умы. Так что у русской классики и русской философии единое пространство творчества. И для русской классики существенно, что она в этом пространстве творчества, то есть в работах русских религиозных философов, продолжает своё сотворчество как нигде. Многое в этом со-творении стоит изучать. Для меня, например, чрезвычайно любопытна проблема сущности познания, которая связана с трудами Семёна Франка. Его «Непостижимое онтологическое введение в философию религии» не только завершает путь его собственного философского развития, но и итожит многое из того, что свойственно русской классике. Я прочту из этого труда один прекрасный фрагмент, имеющий отношение и к тому, о чём я говорила, и к сегодняшней выставке. «Но в максимальной мере эта единственность меня самого выявляется в моём бытии с Тем, Кто по самому существу Своему есть Единственный и вместе с тем для каждого есть особый, иной, “только мой”, – несказанный для других в том образе, каким и в каком Он открывается мне. Моё бытие-с-Богом есть – повторим ещё раз меткое слово Плотина – “бегство одинокого (единственного) к единственному”». Так вот, главная тенденция русской классической литературы как раз и состоит в том, чтобы совершать бесконечные усилия по освобождению той единственности, о которой идёт речь. И я считаю, что обращение к русской религиозной философии, а тем более в формате такой выставки, совершенно необходимо.

Марина Васильевна Ломоносова, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета, исследователь наследия Питирима Сорокина: Нужно сказать, что организаторы выполнили колоссальный труд по подготовке, собиранию материалов, по обработке формы, подачи этого материала. Герои этой выставки – как грани одного магического кристалла, который требует осмысления, который согревает всех светом любви, научной мысли и, наверное, в этом отношении Питирим Сорокин здесь уникальная фигура, которая связывает и объединяет многих героев этой выставки. Например, Ивана Лапшина он включил в исследовательскую группу по сбору материалов для фундаментального научного труда «Социальная и культурная динамика», тем самым оказал ему серьёзную финансовую поддержку в сложное время. Фёдор Степун, внимательно изучив книгу Питирима Сорокина «Социология революции», дал ей свою оценку, вскоре став своеобразным «соперником» Сорокина по «историософии русской революции» в эмиграции.

Если говорить о том времени, в котором мы сегодня живём, то Питирим Сорокин актуален как никогда. Это человек, который заложил теории социальной динамики и социальной мобильности, стал пионером таких важных отраслевых направлений в социологии как социология революции, социология войны, социология науки. По большому счёту, это социолог кризисного времени и времени социальных катастроф, но он показал и выход из этого кризиса: это философия любви и философия альтруизма. Наследие Питирима Сорокина, несмотря на то, что его цитируют очень часто и активно, недостаточно изучено, поэтому те студенты, которые к нему обратятся, обогатят и себя, и наше российское общество ценным знанием, весьма актуальным и полезным в наше время.

Ю.В. Балакшина: Мы вспоминаем сегодня научное, философское, богословское и духовное наследие этих людей, но для самих этих людей то, что с ними произошло ровно 100 лет назад, было огромной личной трагедией. Они были оторваны от родины, и родины этой они больше никогда не увидели. И, может быть, чтобы мы могли хотя бы отчасти прикоснуться к тому, что с ними происходило, я прочитаю финал знаменитого текста отца Сергия Булгакова, хорошо знакомого и очень дорогого для многих из нас – «Моя родина». «Родина – святыня для всякого и, как таковая, она всегда дорога и прекрасна. И моя родина есть прекрасный дар Божий, благословение и напутствие на всю жизнь. И вот бреду я эту долгую жизнь и внемлю завещанию, и всё яснее она раскрывается мне, как первозданная улыбка Софии Божественной, которой она позвала, приласкав меня как младенца, и тихим, тихим шёпотом сказала мне своё имя. Но ложные обманные следы для меня гасли вместе с видимыми красотами, и душа прозревала вечное и нездешнее. И теперь, на дороге иной и новой жизни, я возвращаюсь сердцем на эту мою родину и узнаю её Имя. Узнать его значит перейти в другой мир. Не увидеть мне Ливны в этой жизни»…

Священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства: Я очень рад тому, что открываются такие выставки. Да и вообще с 2017 года, со столетия начала трагических событий вековой давности, открылась какая-то новая страница в нашей истории. Я бы назвал её «временем памяти».

И вот, сейчас настало время отметить столетие «философского парохода». Это тоже память о прошлом, но уже в лице тех достойнейших людей, которых мы вспоминаем сегодня. Они – наша гордость! Это то, что мы можем подарить миру, т. е. людям разных культур, разных национальностей и вер, подарить не просто в прошлом, а, может быть, ещё и в будущем. При этом нам всем важно не забыть и о настоящем, потому что всё, о чём писали те семь человек, которым посвящена выставка, сейчас очень актуально.

Нам нужно, конечно, приложить некоторое усилие для того, чтобы на достаточной глубине это разглядеть, расслышать и понять. Потому что базируясь на том, что было, с помощью тех мыслителей, тех деятелей нашей страны, нашего народа, которых мы вспоминаем, мы сами уже должны, решая современные проблемы, сказать своё слово на будущее. Новое слово и в гуманитарной культуре, и в социальных науках, и, может быть, в каких-то иных научных направлениях.

Среди нас очень много талантливых людей, но беда наша в том, что мы часто не можем эти таланты как следует раскрыть и как следует показать. Мы часто буквально ходим по золоту. Наше наследие – оно как золото, но мы часто этого не замечаем и не ценим. И вот эта выставка, хотя и небольшая, но насыщенная разными смыслами, ведёт нас хоть и по узкому, но очень верному пути возрождения памяти о нашем наследии в прошлом, настоящем и будущем.

Священник Георгий Кочетков (в центре) с председателем Свято-Петровского братства Юлией Балакшиной и членом братства Александром Буровым. Санкт-Петербург, набережная Невы
Священник Георгий Кочетков (в центре) с председателем Свято-Петровского братства Юлией Балакшиной и членом братства Александром Буровым. Санкт-Петербург, набережная Невы

Во вступительной и московской части материала использована новость с сайта Свято-Филаретовского института, автор Софья Андросенко
В петербургской части материала использованы выступления на открытии выставки
Фото: Александр Волков, Екатерина Бим, Людмила Багрянская

Кифа № 10 (290), октябрь 2022 года