Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Церковные расколы на территории Украины в первой половине XX века. Часть 2

Первая часть опубликована в «Кифе» № 5 (297), май 2023 года»

Митрополит Евлогий (Георгиевский)
Митрополит Евлогий (Георгиевский), в годы Гражданской войны архиепископ Волынский. Эмигрировал после нескольких арестов в январе 1920 года
Митрополит Антоний (Храповицкий)
Митрополит Антоний (Храповицкий), в годы Гражданской войны митрополит Киевский и Галицкий. Эмигрировал после нескольких арестов в марте 1920 года

«Откровенно скажу, Ваше Святейшество, что у меня нет определённого желания идти в беспокойную Малороссию, желающую украинизации, и создавать там самостоятельную православную епархию»1, – писал еп. Макарий (Опоцкий) в письме к патриарху Тихону в сентябре 1923 г.

Действительно, к этому времени в православной церкви на территории Украины действовало уже два церковных раскола – «липковский» и «обновленческий». Стимулом для обоих расколов послужили две разные политические силы, поочерёдно захватывавшие власть на Украине.

В декабре 1918 г. работа Всеукраинского собора2 была окончательно прервана переворотом – гетман Павел Скоропадский покинул Киев, в город вошли войска Петлюры и установили новый правящий режим – Директорию. Гражданская власть объявила Украинскую православную церковь автокефальной.

«Петлюровские отряды вошли в Киев под предводительством галицийского генерала Коновальца. Первое, что они сделали, это расстреляли около Музея более ста офицеров старой русской армии. Мы, архиереи, члены Собора, сидели в Лавре, подавленные жестокой расправой, и ждали своей участи, по-прежнему посещая церковные службы»3, – рассказывал о событиях тех дней в своих воспоминаниях митр. Евлогий (Георгиевский), в годы Гражданской войны архиепископ Волынский.

Архиепископа Волынского Евлогия и митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) арестовали петлюровцы без объяснения причины ареста. «Один из петлюровских офицеров спросил митрополита Антония, за что нас посадили. “За православную веру…” – ответил владыка. Солдат усомнился: “За веру? за веру не сажают, наверно, какие-нибудь вы злодеи…”»

Вскоре митр. Евлогия и митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) арестовали петлюровцы без объяснения причины ареста. «Один из них (петлюровских офицеров. – Т. В.) спросил митрополита Антония, за что нас посадили. “За православную веру…” – ответил владыка. Солдат усомнился: “За веру? за веру не сажают, наверно, какие-нибудь вы злодеи…”»4. Митрополит Евлогий так и не смог вернуться к своей пастве на Волынь. После обретения свободы осенью 1919 г. он переехал к брату в Екатеринодар, а в январе 1920 г. на пароходе «Иртыш» вместе с несколькими другими священнослужителями эмигрировал из России через Константинополь в Югославию. Впоследствии митр. Евлогий будет вынужден эмигрировать в Константинополь и станет главой Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, которая в 1931 году уйдет от ультиматавных требований из Москвы под юрисдикцию Константинопольского патриархата. Митрополит Антоний (Храповицкий) осенью 1919 г. вернётся в Киев в качестве правящего архиерея вместе с армией генерала А.И. Деникина, но после взятия Киева большевиками навсегда покинет украинскую столицу и эмигрирует из России, а в эмиграции возглавит РПЦЗ.

В отсутствие митр. Антония Киевской кафедрой управлял еп. Назарий (Блинов). По воспоминаниям архим. Спиридона (Лукича), в то время послушника Киево-Печерской лавры, характер у еп. Назария, бывшего до сих пор викарием Киевской епархии, был резкий и неприветливый, но на его плечи лёг груз принятия решений взаимодействия Русской церкви и сторонников автокефалии.

Последние в короткий период правления Директории, чуть больше месяца, вновь, как и в 1917 г. образовали свой управляющий церковный орган – Церковную Раду. Епископ Феодосий (Процюк), автор работы о церковных расколах на Украине, упоминает, что в январе 1919 г. Семён Петлюра «начал переговоры с Константинопольским патриархом Дорофеем об автокефалии», снарядив к патриарху специальную делегацию, однако до патриарха она не доехала, но новое украинское правительство получило от главы Константинопольской церкви письмо, в котором тот выражал «религиозному народу Украинскому горячее сочувствие от Матери-Церкви, а вместе с тем и непоколебимую уверенность, что как народ, так и стоящая за ним высокая Директория и далее твёрдо будут пребывать в православной вере отцов»5.

5 февраля 1919 г. Киев захватили большевики и среди первых законов издали Декрет об отделении церкви от государства (согласно ему храмы и молитвенные здания передавались в собственность государству, а оно давало их в пользование религиозным общинам). Сторонники автокефалии, воспользовавшись новым законом, подали прошение на пользование храмом, получили в своё ведение Никольский собор и стали вести переговоры с еп. Назарием (Блиновым), чтобы в этом храме совершать богослужение на украинском языке. Тот очень неохотно благословил.

Накануне 9 (22) мая 1919 г., дня престольного праздника, в Никольском соборе свящ. Василий Липковский впервые служил всенощную на украинском языке. Музыку для этого богослужения написал композитор Н.Д. Леонтович, автор всемирно известной обработки народной колядки «Щедрик», он же руководил хором. Историки свидетельствуют, что богослужение посетили несколько тысяч человек6. На нём не поминали митр. Антония и патриарха Тихона (Беллавина), поминали только еп. Черкасского Назария. Не удивительно, что богослужение на украинском пользовалось такой популярностью. Очевидно, его ждали. В своих воспоминаниях, написанных уже в эмиграции, гетман Павел Скоропадский пишет, что киевская «мелкая» интеллигенция «всегда увлекалась украинством; все мелкие управляющие, конторщики, телеграфисты всегда говорили по-украински, получали “Раду” (газета, выходившая в Киеве с 1906 по 1914 г. – Т.В.), увлекались Шевченко, а этот класс наиболее близок к народу»7. Вскоре при содействии советской власти сторонникам автокефалии был отдан второй собор в центре Киева – Андреевский. В нём еп. Назарий благословил совершать богослужение на украинском языке один раз в неделю после Троицы. Вскоре к сторонникам автокефалии перешла и София Киевская, где еп. Назарий уже не благословил совершать богослужение на украинском языке. Но его благословение было нарушено, и в середине лета 1919 г. в Софийском соборе была совершена первая литургия на украинском языке. Отказавшись от диалога с непокорными, еп. Назарий обратился с письмом к патриарху Тихону, описав развитие церковной смуты в Киеве. Ответ патриарха не сохранился. Сведения о нём есть только в статье о. Василия Липковского, которая была написана уже после его ухода в раскол. Липковский пишет о том, что ответ святителя был невнятным «в искусственно-ласковом тоне»8. К сожалению, прения с еп. Назарием, поддержка автокефалистов советской властью привели к самым печальным последствиям – расколу.

В мае 1920 г. легализованная (на основании декрета об отделении церкви от государства) Церковная Рада созвала пленум, который заявил об автокефалии Украинской церкви, неподчинении вл. Назарию и выпустила в оправдание разрыва послание «От Всеукраинской Православной Церковной Рады к Украинскому православному народу». В послании говорится, что от начала христианства до присоединения к Московскому государству Украинская церковь «не знала над собой чужеземного владычества», фактически была автокефальной и лишь в духовном плане подчинялась Константинополю. Послание построено на обвинениях Москвы в насаждении своей иерархии, языка богослужения – «славянского с московским выговором»9, в конце концов, звучат обвинения в адрес вл. Назария, который отказался идти на уступки Церковной Раде и начал запрещать в служении непокорных ему украинских священников. Послание утверждало, что украинское церковное движение является каноничным, так как «базируется на фундаменте своего старого устройства»10; народным, а следовательно, и живым. Московский епископат объявлялся врагом украинского народа. При этом авторы послания объявляли, что в отсутствии епископа до созыва Всеукраинского церковного собора церковью будет управлять Церковная Рада. Все приходы на территории Украины призывались к тому, чтобы перестать подчиняться московской иерархии. Послание было зачитано во всех приходах, занятых Директорией (в Киеве в июне 1920 г. снова и теперь на долгие десятилетия установилась советская власть) и на территориях, оставленных войсками генерала А.И. Деникина.

Владимир Чеховский
Владимир Чеховский, основной идеолог раскола, автор теории «самосвятского рукоположения»
Василий Липковский
Василий Липковский, один из инициаторов «самосвятского» («липковского») раскола

Разорвав отношения с Русской церковью и выйдя из послушания еп. Назарию, в действительности не ожидая никакого Всеукраинского собора, созыв которого, учитывая смену власти на власть большевиков, был невозможен, раскольники озаботились поиском своего епископа. Сначала они обратились к Полтавскому епископу Парфению (Левицкому), слывшему украинофилом, сочувствовавшему украинскому движению. Епископ Парфений согласился рукоположить нескольких священников и исполнил своё обещание, однако в то же время написал патриарху Тихону письмо, уверяя его в «сыновней преданности». Рукоположенных им священников Всеукраинский церковный синод, действовавший со времени его избрания на Всеукраинском соборе, вскоре запретил в служении.

В мае 1921 г., на день свт. Николая, автокефалисты собрали Киевский епархиальный съезд, где избрали еп. Парфения Киевским митрополитом, но сам избранный на него не явился, сославшись на болезнь. Также на съезде отсутствовал и еп. Антонин (Грановский), которого также несмотря на отсутствие избрали заместителем еп. Парфения. Участники съезда признали недействительными решения I Всеукраинского собора. Высшим органом управления церковью была признана Всеукраинская Православная Церковная Рада.

Автокефалисты пошли на беспрецедентный шаг: в октябре 1921 г. в Софийском соборе был «хиротонисан» во епископа поочерёдным возложением рук всех присутствующих священников и мирян один из лидеров Церковной Рады женатый священник Василий Липковский.

Тем временем в августе 1921 г. в Киев прибыл назначенный патриархом Тихоном экзарх Украины еп. Михаил (Ермаков). Опытного епископа послали для оздоровления церковной обстановки, с которой не мог справиться еп. Назарий. Митрополитом Киевским и Галицким продолжал именоваться Антоний (Храповицкий), в то время уже эмигрировавший, а еп. Михаил продолжал именоваться Гродненским и Брестским. Титул митрополита Киевского он получит позже уже от патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), когда вернётся в Киев из ссылки в 1928 г., а уже через год вследствие пережитых потрясений скончается от инсульта. Прибыв в Киев, митр. Михаил пригласил участников Церковной Рады для личного разговора, чтобы попытаться уврачевать раскол. Однако никто из представителей Рады не вышел на переговоры. Эта «невстреча» повлекла за собой новое разделение: Священный Синод отказался давать автокефалистам епископов. Последние предприняли ещё одну попытку добиться епископских хиротоний в Грузинской православной церкви, которая провозгласила автокефалию сразу после Октябрьского переворота 1917 г. Однако и тут автокефалисты потерпели поражение и в итоге, чтобы добиться своего, пошли на беспрецедентный шаг. В октябре 1921 г. в Софийском соборе был «хиротонисан» во епископа поочерёдным возложением рук всех присутствующих священников и мирян один из лидеров Церковной Рады женатый священник Василий Липковский. Через день подобным образом был посвящён в епископы прот. Нестор Шараевский и ещё несколько священников. По свершившемуся акту утвердившийся отныне раскол получил название «самосвятского», или, по имени одного из его главных зачинщиков – «липковского»11. Раскол распространился по всей Украине, захватил, согласно сведениям, опубликованным у обновленцев, 1200 приходов12.

Основным идеологом автокефалии и автором теории «самосвятского рукоположения» был Владимир Чеховский, сын священника, выпускник Киевской духовной академии, социал-демократ по политическим убеждениям, бывший председатель Совета министров Директории. Несмотря на своё прошлое, он был принят советской властью и работал в советском вузе13. Чеховский писал: «В автокефальной Церкви национальное дело должно господствовать над церковным. Церковность есть лишь форма, которую нужно наполнить националистическим содержанием»14.

К «самосвятскому» расколу в основном присоединялись националистически настроенные священники. В основном же в православной церкви событие посвящения вызвало резкое неприятие. Однако, к сожалению, этот раскол надолго дискредитировал возможность перехода православной церкви на территории Украины на украинский язык, так как богослужение на украинском стало однозначно восприниматься как раскольническое.

Татьяна Васильева

————

1 Письмо епископа Макария Святейшему патриарху Тихону от 5/ 18 сентября 1923 года [с резолюцией патриарха Тихона: «18 сент. Собору епископов»] // Дмитренко А. За святую правду любви и братства : Епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий), 1872−1941 : Биография. Проповеди. Письма. Литургическое наследие. Воспоминания / Предисл. С. Л. Фирсова. М. : СФИ, 2021. С. 287.

2 Об обстоятельствах, связанных с этим собором, см статью «Церковные расколы на территории Украины в первой половине XX века. Часть 1: Время соборов» в «Кифе» № 5 (297).

3 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни : Воспоминания. М. : Московский рабочий; ВПМД, 1994. С. 291.

4 Там же. С. 293.

5 Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917−1943). М. : Изд-во Крутицкого подворья; Об-во любителей церковной истории, 2004. С. 150.

6 Там же. С. 153.

7 Скоропадский П. Воспоминания : Конец 1917 года по декабрь 1918 года [Мои Воспоминания]. URL: https://history.wikireading.ru/14366 (дата обращения 26.09.2023).

8 Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917−1943). С. 155.

9 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. С. 167.

10 Там же. С. 170.

11 После того, как Липковский и ВПЦР обратились в НКВД с декларацией о «лояльности и преданности советскому строю», опубликованной в киевском журнале «Коммунист», 10 декабря 1926 года был зарегистрирован устав УАПЦ в качестве централизованной организации (ранее регистрацию имела только ВПЦР). Это давало автокефалистам преимущества перед патриаршей церковью, не имевшей тогда официального статуса. 15 января 1927 г. было разрешено издание журнала УАПЦ «Церква й життя», тогда как каноническая церковь была лишена права иметь свой печатный орган. Также УАПЦ получила от местных властей еще ряд храмов в Киеве. Одновременно государственная власть установила полный контроль над деятельностью автокефалистов, инициировав кадровые изменения в «самосвятской» иерархии. 21 октября 1927 года решением 2-го «Всеукраинского собора» УАПЦ Липковский был уволен на покой, а в 1937 году арестован органами НКВД и расстрелян. – Ред.

12 Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917−1943). С. 186.

13 В 1920 году В.М. Чеховский был одним из лидеров Украинской коммунистической партии (независимых). В октябре 1927 года был председателем второго Всеукраинского собора УАПЦ. Работал в историко-филологическом отделении Всеукраинской Академии наук (ВУАН), был профессором медицинского и политехнического институтов в Киеве, преподавал на социально-экономических курсах. 29 июля 1929 года арестован по делу «Союза освобождения Украины». Расстрелян в урочище Сандармох в 1937 году. – Ред.

14 Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917−1943). С. 188.

* * *

«Беспокойная Малороссия»

В истории церковные проблемы очень часто были связаны с политическим контекстом. Как мы уже писали, в этих ситуациях всегда важна трезвенность и молитва, к которым мы и призываем наших читателей. Сейчас эта молитва особенно нужна одному из архиереев Украинской православной церкви, митрополиту Тульчинскому и Брацлавскому Ионафану.

Год назад, в октябре 2022 года работники СБУ провели у владыки обыски и якобы нашли листовки, которые он собирался распространять в городе. Ему было объявлено подозрение в разжигании вражды на религиозной почве. По заявлению митрополита, эти «улики» никакого отношения ни к нему, ни к Тульчинской епархии не имеют.

Месяц назад, 7 августа 2023 года, митрополит Ионафан Винницким городским судом был признан виновным по всем статьям государственного обвинения и приговорён к лишению свободы на пять лет с конфискацией имущества. Говоря об этом, нельзя не вспомнить некоторые эпизоды биографии приговорённого, по свидетельству адвокатов, фактически к смерти больного 74-летнего архиерея.

В середине 1970-х он окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом.

В середине 1980-х был обвинён КГБ в распространении среди семинаристов книги «Архипелаг ГУЛАГ» и лишён временной ленинградской прописки. В течение года не мог найти нового места служения из-за препятствий, которые чинил КГБ.

В 1988 году был назначен наместником только что вновь открытой Киево-Печерской лавры1.

В 1991 году на основании лжесвидетельств был заочно судим и запрещён в священнослужении впоследствии лишённым сана и анафематствованным главой раскола митрополитом Филаретом (Денисенко)2 (в тот момент возглавлявшим УПЦ). После низложения митрополита Филарета в 1992 году Харьковским архиерейским собором Украинской православной церкви, Синод УПЦ признал неканоничность прещения в отношении еп. Ионафана.

Митрополит Ионафан

Непростая и удивительная биография! Однако нам, как и всем верующим, ожидающим возрождения церкви, особенно близка переводческая деятельность владыки. Вот что он говорил нашей газете в 2009 году: «Когда мне пришлось излагать литургические тексты по-русски и по-украински, то музыкальное чутьё мне подсказывало, где в предложении должно иметь место мелодическое его начало, развитие, кульминация и завершение. Тогда при чтении возникает ощущение лёгкости и даже церковнославянской напевности. Что же до обиходных песнопений, то много лет, например, я «бился» над текстами перевода херувимской песни, чтобы они были пригодны для музыки разных композиторов прошлого. Испортил сотню килограммов писчей и нотной бумаги, просиживая над гимном множество бессонных ночей. И, как кажется, только сейчас кое-что стало получаться»3.

Призывая всех читателей к горячей молитве за митрополита Ионафана, который на момент выпуска этого номера находится под домашним арестом, но в любой момент – как только приговор вступит в силу – может быть препровождён в тюрьму, мы продолжаем и серию публикаций, посвящённых истории расколов на территории Украины. Взгляд на исторические корни сегодняшних проблем поможет, как мы надеемся, обрести ту трезвенность, к которой мы тоже не устаём призывать.

Врез к материалу подготовила Александра Колымагина

————

1 Киево-Печерская лавра – старейший монастырь на территории Киевской Руси, упоминается в летописи с XI века. В 1930 г. был закрыт по распоряжению советской власти. Возобновил свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично был закрыт в 1961 г. во время хрущёвских гонений. О событиях, разворачивающихся вокруг Киево-Печерской лавры сегодня, «Кифа» писала в № 5(297) в мае 2023 года.

2 Хорошо известно, что именно Филарет был одним из наиболее связанных с КГБ архиереев.

3 «Кифа» №15(105) ноябрь 2009 года.

Кифа № 10 (302), октябрь 2023 года