Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Мы должны бороться за смысл истории

Из проповеди священника Георгия Кочеткова в день празднования перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург

священник Георгий Кочетков

К сожалению, мы так плохо знаем свою историю, что иногда можем прямо сказать: слышали звон, но не знаем, где он. Это жаль, потому что на самом деле наша история очень богата. Это славная, замечательная история. Хотя, конечно, человеческая история всегда связана не только с победами, не только со славой земной. Она может быть связана или не связана со славой небесной. Хорошо, когда связана, хорошо, когда исторических деятелей можно причислить к лику святых, поставить в пример церкви. Это, конечно, относительно, все всегда понимают, что когда исторические или тем более государственные деятели прославляются в лике святых, это всегда немножко условность, и что-то при этом мы всегда ставим в скобки. И тем не менее всё-таки отвечая себе на вопрос: «Совсем не связана или всё-таки связана история с исполнением Божьей воли, с желанием прославить Бога и Его Царство?» – мы в нормальном случае должны понимать: она должна быть связана, хотя так часто она идёт против Бога.

Сейчас мы живём в какую-то мутную эпоху постмодерна, совсем антихристианскую, отвратительную эпоху, и, к сожалению, это распространилось по всему цивилизованному свету. Люди, не стесняясь, говорят: «Ну, знаете, у каждого своя правда. Нельзя судить, кто прав, кто виноват. Если кто-то судит о правоте, о том, что что-то истинно, а что-то неистинно, то это не дело, это приводит к разделениям, а значит, это плохо во всех случаях». Надо всегда понимать, что это сугубо аморальная позиция. Те, кто это говорит, должны идти до конца и сказать, что им всё равно, где добро, где зло. А мы же с вами знаем: как только человек так говорит, или думает, или делает, сразу побеждает зло. И нам это важно знать. Как только мы снимаем самоконтроль, это желание познать пути Господни и волю Божью и исполнить эту волю, побеждает зло, побеждает мрак, побеждает ад. Уж сколько этого ада было в ХХ веке! Нам не надо это напоминать, мы знаем, что такое ад, лучше всех народов в мире. И тем не менее люди продолжают нести подобную постмодернистскую ахинею. Это прямой вызов не только людям, не только истории, но и Богу…

Надо бороться за христианскую историю, чтобы она как можно ближе была к тому, что сказал Господь! Да, до сих пор идёт борьба Бога с дьяволом, да, она идёт не только в сердцах людей, она, конечно, идёт и через сердца людей – в этой самой истории. И нам совсем не безразлично, повторяю, на чьей мы окажемся стороне. Да, в мире сем – два начала: есть Господь Иисус Христос, Которому «дана вся власть на небе и на земле», а значит, во всём мире, но есть и «князь мира сего». Мир сей – это немного другой мир, это мир, лежащий во зле, и его князь, правитель – дьявол, сатана. Это не шутки! Однажды проигранная нами по нашей медлительности одна лишь только битва стоила потом жизни десяткам миллионов наших людей, чуть ли не сотне миллионов! Такого человеческая история не знала. А могло бы ведь этого не быть, и мы это прекрасно знаем. Не было рока! Не было такой всепобеждающей судьбы, которую нельзя было бы преодолеть…

Мы должны бороться за смысл истории, который может быть по-настоящему только христианским и никаким более, а когда он другой – это уже не история, это что-то иное. И как мир сей – это «антимир» по отношению к миру Божьему, так же существует и «антиистория». Мы продолжаем наблюдать её проявления совсем не редко, а если человек что-то делает всерьёз ради Бога, то он это наблюдает и на своём примере, даже если он не какой-нибудь великий святой, а просто честный, живой, верующий человек…

Кифа № 10 (278), октябрь 2021 года