Памяти протоиерея Павла Адельгейма
В августе один за другим следуют дни памяти людей, определивших очень многое в жизни России и Русской церкви. И особое место среди них занимает о. Павел Адельгейм – исповедник веры, убитый девять лет назад в своём собственном доме.
Его голос звучал среди нас совсем недавно, и может быть именно поэтому мы с таким вниманием прислушиваемся к нему. В Псковской епархии, где о. Павел служил начиная с 1990-х, его спустя годы после крушения советской власти епархиальное начальство втихаря осудительно честило «антисоветчиком» (видимо, само это начальство упорно продолжало оставаться «советским»). Прозвище было неслучайным: мало кто так отчётливо видел, что те ложные принципы, которые были положены в основу советского строя, принесли в постсоветской действительности ядовитые плоды – национальную и социальную рознь.
Отец Павел очень быстро увидел, что при кажущемся изменении жизни не произошло главного: не было ни суда над коммунистической партией, ни осуждения преступной деятельности советского государства. Не был осуждён и образ жизни, навязанный народу вопреки совести.
Так в постсоветской действительности продолжили действовать и привычка противопоставлять себя друг другу, и нетерпимость ко всему «другому», и признание абсолютного права за большинством, отказ оградить законные права меньшинства. Больше же всего восставал в своих выступлениях о. Павел против насилия. Много лет физическое ограбление, лишение крова и хлеба, изгнание целых народов с родной земли, преследование, тюрьмы, пытки, расстрелы практиковались на нашей земле. По отношению к «врагам» допускалось любое насилие, отказ от всех моральных обязательств под лозунгом «цель оправдывает средства». Именно из этих корней, как горько замечал о. Павел, продолжала расти отчуждённость, недоверие и неприязнь…
Церковь, которая одна могла бы помочь народу в усилии покаяния и возрождения, сама оказалась заражена стремлением к внешней власти и внешнему благолепию, увлёкшись строительством стен и почти забыв о том, что единственная власть, возможная в ней, – это власть Любви. С горечью подробно рассказывая об этом, о. Павел продолжал надеяться на чудо, и в одном из его выступлений звучат именно эти слова: спасение страны и церкви может совершиться только чудом.
Труды о. Павла не слишком охотно печатали при его жизни, да и сейчас его голос звучит всё глуше: говорить о тяжёлом наследии советской эпохи сегодня «немодно». Остаётся лишь надеяться, что всё-таки найдутся люди, которые решатся собрать и издать его труды – и напечатанные в разных изданиях, и хранящиеся в рукописи.
Плод народного почитания исповедника веры: тропарь и кондак
Тропарь, глас 1
От юности своей всем сердцем Христа возлюбив, / ты избрал путь служения Божьей Истине. / Соборность Русской церкви утверждая, / ты сражался за неё даже до крови. / О мученик Христов, пресвитер Павел, // ходатайствуй о спасении душ наших!
Кондак, глас 4
Во дни гонения безбожного / ты, построив храм, заключение претерпел, / но любовь к врагам словом и делом исповедал. / Ты избрал путь братской жизни / и удостоился милости Божьей, / посему, о священномученик Павел, // молись с нами за Братство наше!
Материал подготовила Александра Колымагина