Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Русская церковь в изгнании и плоды Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг.

В 1920-е годы в изгнании оказались миллионы русских людей. Они надеялись вернуться на родину и стремились сохранить русскую культуру, воспитать в любви к России младшее поколение. В среде русских эмигрантов рождались различные церковные объединения – братства, общины. Одним из них было Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД), которое стало одним из наиболее ярких духовных явлений всей Русской православной церкви ХХ века. РСХД зародилось в 1923 году как объединение христианских студенческих кружков. Во всех странах Европы, где жила русская эмиграция, – в Чехословакии, Югославии, Франции, Германии, Англии, Прибалтике, – в течение первого десятилетия своего существования РСХД интенсивно развивалось и расширяло свою деятельность: создавались кружки, ежегодно проводились общие и местные съезды, организовывались поездки секретарей и лекторов, с 1925 года было начато издание журнала «Вестник РСХД».

Руководителями РСХД были представители духовной и интеллектуальной элиты русской эмиграции, религиозные мыслители профессора протоиерей Сергий Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, и, конечно же, бессменный председатель Движения будущий протопресвитер В.В. Зеньковский. Являясь последователями славянофилов и активными деятелями религиозно-философского возрождения в 1900-е годы, они заложили в основу РСХД идеи «оцерковления жизни и культуры», творческого преображения культуры через возрастание духовной жизни и воцерковление личности.

Цели и задачи Движения, сформулированные на втором общем съезде РСХД, звучали следующим образом: «Русское студенческое христианское движение в Европе ставит своей задачей пробуждение религиозных вопросов среди молодёжи, привлечение внимания к вопросам веры и укрепление духовной жизни. В этих целях оно стремится к сближению и объединению молодёжи на почве совместного изучения Слова Божия, посильного углубления церковного сознания в духе православия ради оцерковления себя и своей жизни»1.

На одной из встреч РСХД
На одной из встреч РСХД. В центре профессор Свято-Сергиевского института В.Н. Ильин

Ключевые слова – «оцерковление жизни» – впервые прозвучали для Движения на первом съезде. Впоследствии эта идея разрабатывалась в разных направлениях русскими религиозными философами и богословами – о. Сергием Булгаковым, Н.А. Бердяевым, о. Василием Зеньковским и другими. «Оцерковление» понималось достаточно широко как преображение в свете учения Церкви не только личной, но и общественной, культурной, национальной и государственной сфер жизни: «Хозяйство и профессиональная жизнь… социальный вопрос… наука и искусство… – всё это принадлежит Христу, всё это должно быть видами церковного служения»2. Протоиерей Сергий Булгаков говорил: «Наша задача… укоренение себя в том, что есть Столп и утверждение Истины, – в нашем церковном бытии, в христианском устроении нашего духа»3. Протопресвитер Василий Зеньковский писал, что «оцерковление» сочетает в себе несколько взаимосвязанных направлений духовного развития каждого человека: религиозное просвещение и образование – для создания целостного религиозного мировоззрения, личные аскетические усилия каждого человека как внутренняя работа по преображению своей духовной жизни, участие в жизни Церкви и её таинствах, т. е. связь с Церковью через таинства4. Именно в этих направлениях, заданных в самом начале жизни РСХД, и развивалась его дальнейшая работа.

«Оцерковление» личности в РСХД понималось и как вхождение, и как постоянное углубление в жизнь церкви на протяжении всей жизни. Этому напрямую соответствовали цели Движения – во-первых, миссия среди молодёжи: «развивать “миссионерскую” работу, т. е. призывать молодёжь, утратившую веру, к вере во Христа Спасителя» и, во-вторых, её воцерковление: «объединять молодёжь, уже живущую верой во Христа… содействовать развитию церковного сознания у неё, укреплять решение связывать со Христом и Его учением всю жизнь».

Таким образом, «оцерковление жизни» понималось в РСХД как воцерковление личности, каждого человека, из которого складывается воцерковление общества, культуры, а целью Движения становилась борьба с секуляризмом.

Летний лагерь девочек
Летний лагерь девочек

Воцерковление жизни было напрямую связано с церковностью Движения, его укоренённостью в православном вероучении и в Православной церкви, что было установлено как основа Движения с самого начала его существования. С этим же была связана и литургичность Движения как собрания и служения народа в общей молитве и причастии Св. Таин, как выражение соборности.

Соборность была одной из глубинных основ РСХД. На Поместном соборе 1917–1918 годов, с которым были непосредственно связаны руководители Движения, была предложена система церковного управления, основанная на началах соборности, идея соборноправности, которая заключается в деятельном участии в церковной жизни всех членов Церкви – мирян, клира и епископата. С самого начала – и это был принципиальный момент – Движение выступало как объединение мирян, хотя среди его членов было много представителей духовенства. Важным обстоятельством оказалось то, что митрополит Евлогий, под чьим покровительством Движение существовало многие годы, стремился к воплощению постановлений Поместного собора, в том числе и вовлечению мирян в управление и жизнедеятельность церкви. Нужно отметить, что попытки воплощения соборности и в Западно-Европейском экзархате в целом, и, в частности, в РСХД стали возможными благодаря уникальной церковно-исторической ситуации – когда церковь была свободна и от опеки государства, и от репрессий со стороны власти большевиков.

Ульяна Гутнер

————

1 Хроника // Духовный мир студенчества. Вестник русского христианского студенческого движения в Европе. 1925. № 5. С. 26.

2 Булгаков С., прот. Церковь, Мир, Движение (доклад на VII Общем съезде РСХД) // Вестник РСХД. 1929. №11. С. 2; Зеньковский В.В. Религиозное движение среди русской молодёжи в эмиграции // Собрание сочинений. Т. 2. М. : Русский путь, 2008. С. 131.

3 Булгаков С., прот. Цит. соч. С. 3.

4 Зеньковский Василий, прот. Русское студенческое христианское движение: История, деятельность, задачи // Собрание сочинений. Т. 2., М.: Русский путь. 2008. С. 387.

Кифа № 8 (300), август 2023 года