Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Праздник Святой Троицы – Откровение Единства

Интервью с председателем Преображенского братства Дмитрием Сергеевичем Гасаком

Дмитрий Сергеевич Гасак

Тема нашего номера – «Взирая на Святую Троицу». Что Вы хотели бы сказать в связи с этой темой нашим читателям?

В русской духовной традиции Откровение о Святой Троице воспринято как Откровение Единства. Это важная тема для каждого человека, ведь каждый переживает единство с родителями, с супругом, с детьми, каждый ищет единства с другом, с соседом, со своими коллегами по труду. Человек ищет единства с судьбой народа, к которому принадлежит, с землёй, со своей родиной. Душа с душой ищет единства. Однако для русского единство имеет особый акцент: мы не удовлетворены локальным единением среди разрозненности, для нас тесны границы, до которых можно дотянуться, которые видны «невооруженным взглядом». Русские ищут единения безмерного. Поэтому и дружба в понимании русских имеет не столько символический характер, сколько экзистенциальный: друг это то же, что ты сам, и даже больше. Дружба – это глубоко личная сторона жизни и поэтому друзей не может быть много. Такое понимание дружбы отражает стремление к единству безграничного в личностном плане. В откровении Божественной Троицы, связанном в нашей традиции с духовным опытом преподобного Сергия Радонежского, на что гениально откликнулся преподобный Андрей Рублёв своей знаменитой иконой, явлено единство человека с Богом, человека с человеком и со всем миром беспредельное, безграничное. Откровением единства вызвана русская философия всеединства.

Алексей Степанович Хомяков
Алексей Степанович Хомяков

В греческом догматическом определении прп. Иоанна Дамаскина есть различение в троическом единстве: «ипостаси неотступны одна от другой, нераздельны между собой, но соединены и неслиянно друг друга проницают». В нашей традиции это открыто и во взаимной открытости, в общении до взаимопроникновения, в том, что это именно единство взаимной любви. Так эта тайна Церкви как Единства открылась и для нашего знаменитого богослова Алексея Хомякова, с чьим именем связано выявление соборного характера Церкви как единства взаимной любви. В его трудах эти древние догматические свойства открываются по-новому и выглядят не как умозрительные постулаты, а как явление духовного и личностного единства между людьми, где личность, свойственная каждому человеку, соединяется с единством соборным.

Архимандрит Сергий (Савельев)
Архимандрит Сергий (Савельев)

Тайна духовного единства в русской традиции (преимущественно в монашеской традиции XV–XVIII веков, а затем в общинных и братских союзах XIX и XX века, и конечно, в опыте исповедников российских) была явлена с особой пронзительностью. Неслучайно строки книги архимандрита Сергия (Савельева) «Далёкий путь», где он рассказывает о судьбе их духовной семьи в годы советских гонений, откликаются в нас с особой силой. Великая правда есть в том, что праздник Святой Троицы, как День рождения Новозаветной Церкви, в нашей духовной истории связан с обретением единства церкви и народа в мире и любви в духе прп. Сергия, в том духе, который уже в конце XIX века выражен замечательными словами: «взиранием на Святую Троицу будем побеждать страх ненавистной розни мира сего».

Беседовала Анастасия Наконечная

Кифа № 6 (322), июнь 2025 года