Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Наша страна могла бы обогатить весь мир необычайными сокровищами…

Интервью со священником Георгием Кочетковым, духовным попечителем Преображенского братства

Священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства

Многие считают, что корни большинства сегодняшних проблем лежат в минувшем столетии. Прошедший год отмечен тремя или, если говорить точнее, четырьмя столетними «юбилеями». Что они значат для нас?

Этот год был богат воспоминаниями о разных событиях столетней давности, о которых все что-то слышали, может быть, даже что-то знают, но знают немного, неполно, часто неполноценно, а иногда и просто в перевёрнутом виде.

Начнём с очень большого события – изъятия церковных ценностей. Это было тотальное ограбление нашего народа, прежде всего русского народа, потому что в церквах хранилось очень многое из того, что ему принадлежало. После уничтожения большинства усадеб с их библиотеками, архивами, семейными портретами, коллекциями (иногда чрезвычайно ценными) и после продажи многого из этого наследия за границу или кому попало изъятие церковных ценностей, которым руководил Лев Бронштейн (Троцкий), выглядит особенно страшным. Потому что в храмах хранили святыни. Святыни для всякого народа – это не пустой звук. Это чрезвычайно важный фактор общей жизни, принципиально важный – что люди считают своей святыней, кого хранят в своей памяти, с кого берут пример, на кого равняются. Конечно, если вспоминать, чего хотели большевики, – а они хотели дать русскому народу право на бесчестье ради фантазии о мировой революции и всемирном счастье – то мы поймём, что эти ценности, устраивающие нашу традиционную многовековую жизнь, передаваемые благоговейно из поколения в поколение, намерениям большевиков мешали. Имея эти святыни, народ не мог принять право на бесчестье, как бы обстоятельства ни складывались.

В храмах было много прекрасных икон, имеющих мировое культурное значение. Сами храмы, построенные в разные времена, были часто совершенно замечательными, с росписями, с иконостасами, с драгоценными ризами на иконах. Народ вкладывал в них самое лучшее, часто приносил последнее, как бедная евангельская вдова, которая, принеся две лепты, внесла больше всех и была больше всех оправдана в очах Божьих.

Совершенно ужасна последующая судьба этих сокровищ – мы же знаем, что происходило, какая мизерная доля пришлась на помощь голодающим Поволжья, знаем, что всё остальное было разграблено (и многое пошло на собственные, часто личные цели большевиков), продано или уничтожено. Большевики здесь самым страшным образом обманывали народ. Некоторые обманывались, но большинство нет. Тогда ещё много было людей достаточно трезвенных и понимающих происходящее.

Но это же ещё было не только изъятие ценностей. Большевики, следуя секретному письму Ленина, старались уничтожить «как можно больше черносотенных попов», то есть цвет церкви. Среди них прежде всего митрополит Петроградский Вениамин вместе со своей командой, расстрелянный только за то, что остался верным своей вере и совести, своему служению. Это всё потери, которые потом сказывались на нашей судьбе из поколения в поколение. Мы до сих пор не можем оправиться от того, что происходило тогда, сто лет назад.

Вывоз церковного имущества
Вывоз церковного имущества1

Вспоминать эти события для нас очень важно. Во-первых, мы должны хорошо понимать, чего не должно быть в нашей жизни, что не оправдано, что требует покаяния, что требует достойной памяти о безвинно погибших в те годы, в то время, сто лет назад. Народ оказался ограбленным и обманутым людьми нечестивыми и недостойными, заботившимися только о том, как сохранить свою власть, которая была им нужна только как власть – и больше ни на что. Они прикрывали это какими-то мировыми задачами революции, какими-то фантазиями, какими-то сумасшедшими теориями. Но оправдания этому нет.

Церковь и наше братство, конечно, должны показывать всё так, как было. Не для того, чтобы призывать к мести, насилию или новым расстрелам, а для того, чтобы твёрдо стоять на ногах, чтобы гордиться теми дарами духовной жизни в нашей церкви, в нашем народе, о которых мы часто ничего не знаем и не приводим их в своих спорах и разговорах как аргумент. А ведь они подтверждают: мы можем и должны стремиться вернуться к достойной жизни и устроить по-новому эту жизнь, и тогда подобных вещей в нашей истории не будет.

Вот что хочется сказать в связи с трагическим юбилеем «кампании по изъятию церковных ценностей», как говорили большевики, а на самом деле в связи со столетием ограбления и унижения всего нашего народа, в связи с тем, что его оставили без истории, без красоты, без святынь.

«Философский пароход» – это тоже ограбление, равносильное убийству, это тоже отрицание всего творческого, интеллектуального, духовного, высшего, самого ценного, что есть в человеческой жизни. Философские пароходы и поезда лишили нас по воле тех же самых большевиков возможности свободно и открыто говорить о самых трудных вопросах. Они лишили нас возможности спорить по этим вопросам, воспринимать их всерьёз. Лишившись цвета нации – интеллектуального, философского, богословского, научного, культурного – мы были снова и снова унижены и, как я сказал, ограблены. Это страшное преступление, не менее страшное, чем ограбление церкви. И, к сожалению, мотивы были те же и последствия те же. Кому-то очень хотелось «задрать подол матушке-России»2, хотелось этого насилия, этого унижения. Вся эта скверна продолжает жить. Не случайно – и мне приходилось слышать это в жизни не однажды – люди забыли о том, каким богатством они обладали и значит, могут обладать, если дать им возможность свободно дышать, мыслить, общаться, свободно верить, надеяться и любить. Часто мне говорили: «А какие там у вас, русских, философы? Мы их что-то не знаем». А надо знать!

Прошедшие в этом году выставки, посвящённые «философскому пароходу», показали, что под знаменем Бердяева, его идей, мыслей, прозрений, пророческих откровений жил в ХХ веке весь мир (конечно, не тот мир, который увлекался Лениным, Троцким, Мао Цзэдуном и Че Геварой). Значение тех людей, которых выслали под угрозой смертной казни сто лет назад из России, невозможно переоценить. То, что у нас до сих пор нет ни одного памятника Бердяеву, ни одного музея Бердяева или Булгакова, даже в Москве, невозможно оправдать ничем. Люди ничего не знают, забыли, люди в обмороке, они как манкурты. От этого надо срочно уходить. Это всё недостойно нашей истории, нашего народа, нашей страны, нашей церкви. Поэтому людям надо обо всём напоминать. И церкви об этом нужно заботиться точно так же, как об этом должны заботиться все слои культурных людей нашей страны, все, кто ответственен за её сохранение и развитие, за то, что в ней происходит. Так уж сложилось в нашей истории в ХХ веке, что те, кто ей правил, делали всё, чтобы обо всём бывшем забыть. А вот сейчас нужно делать усилия обратные. Именно поэтому так важно воспоминание этой страницы истории.

Конечно, были свои грехи и у белых, были и какие-то иногда искренние, добрые пожелания у красных. Но это не меняет главного. Нельзя было допускать разрушения одной из величайших культур, мировых цивилизаций, нельзя было допускать разрушения исторической России

Ну и, наконец, столетний юбилей окончания Гражданской войны и создания СССР. Это тоже трагическая страница, не имеющая никакого оправдания ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Это всё какие-то бесовские наваждения, какой-то шабаш ведьм (или ведьмаков). И конечно, конечно, мы виним себя в том, что не смогли преодолеть большевистскую рать, большевистскую толпу, большевистскую ненависть, большевистское невежество, большевистскую ложь. Они стали господствовать в нашей стране всё больше и больше, уничтожая всё живое, и ценное, и святое на своём пути. Да, мы должны в этом каяться, мы тоже должны это помнить. Некоторые говорят, что и не кончилась гражданская война, но она и не кончится до тех пор, пока всё не встанет на свои места, пока не произойдёт покаяния, а вместе с ним и вослед за ним – возрождения церкви, страны и народа. Русский народ должен приложить к этому усилие. Он должен не пожалеть на это времени и средств. Сейчас редко кто об этом вспоминает. Но это надо делать. Без этого никак нельзя, без этого не будет доброго, настоящего будущего. Дело не в том, была ли хоть какая-то правда на стороне большевиков или нет, была ли какая-то неправда на стороне белых сил, белых войск, или нет. Конечно, были свои грехи и у белых, были и какие-то иногда искренние, добрые пожелания у красных. Но это не меняет главного. Нельзя было допускать разрушения одной из величайших культур, мировых цивилизаций, нельзя было допускать разрушения исторической России, какие бы недостатки мы в ней ни находили. Положительных сил, прекрасных плодов было значительно больше. И всё шло к тому, что если бы не победа большевиков, наша страна могла бы обогатить весь мир необычайными сокровищами, от которых мир ушёл или которых не знал. Да, часто этот мир, соблазнённый политическим или экономическим могуществом, воспринимал Россию как конкурента, мешающего его честолюбивым планам, и делал всё, чтобы её не было. Этому миру не нравились большевики, но ещё больше они боялись самой России. Так было и на международной арене, так часто было и внутри нашей страны, особенно на национальных её окраинах. Конечно, можно об этом сказать: имея, не ценим, потерявши, плачем. Но так было, было.

Ставшее результатом большевистского переворота и победы красных в Гражданской войне уничтожение исторической России было выступлением падшего человека против Бога. Это было преступлением, которое поменяло курс человеческой истории, которое породило дальнейшие войны, включая Вторую мировую войну. И поэтому мы должны понимать, что, вспоминая все эти вещи, мы должны думать о качестве своей жизни, о качестве своей веры, думать о том, как мы общаемся, кому мы служим, а кому и чему служить не должны.

Конечно, вспоминать и говорить об этих вещах тяжело. Однако и когда человек кается, очищает свою совесть, очищает своё сердце, очищает свою жизнь, ему это тоже делать тяжело. Так и здесь. Принося пред Богом свои воздыхания, своё покаяние, мы можем переживать трудные минуты жизни. Но мы знаем, что потом будут новые плоды – добрые, светлые, прекрасные. Этого и надо пожелать всем нам и каждому человеку, живущему на нашей земле. Мы должны стремиться к этому, сколько бы кто-то ни говорил, что нам нечего делать на этой земле, что проклята она, что нас здесь ничто не держит и мы можем бежать куда угодно. Именно отсутствие ценностей и святынь приводит к такому манкуртству, приводит к беспамятству, к потере человеческого образа, к потере Бога в жизни человека, к разрушению духа и дела Христова, которому наша страна и наш народ служили целое тысячелетие.

И пусть же Господь поможет нам освободиться от всего злого и тёмного, от всего бесовского, и обрести светлую жизнь, благодатную, радостную и плодотворную!

И ещё одно могу сказать: не теряйте надежду. Мы – имеющие надежду. Наша надежда в Боге, в любви к ближнему, во взаимопомощи и в обретении духа и смысла, которые часто терялись в нашей среде, но которые должны быть с новой силой обретены всеми нами. Во всяком случае, теми, кто не потерял ещё совсем ни голову, ни ответственность, ни веру, ни совесть.

Беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная
Фото c сайта www.ogkochetkov.ru

————

1 Точная дата неизвестна. Государственный архив Саратовской области. Фотофонд. Оп. 1-Н. Ед. хр. 10113.

2 По одной из версий, Л.М. Каганович лично включил рубильник для взрыва храма Христа Спасителя со словами: «Задерём подол матушке-России!» Сам Каганович уже в 1980-х годах эту версию опровергал. Он утверждал, что был сторонником строительства так и не построенного Дома Советов не на месте храма Христа Спасителя, а на Воробьёвых горах, а к идее сноса храма, построенного в честь 100-летия Отечественной войны 1812 года, относился отрицательно. Аргументация Кагановича, однако, выглядит сомнительно, так как в 1931–1934 гг. (напомним, храм был взорван в 1931 г.) он занимал должности первого секретаря Московского горкома и секретаря Политбюро ЦК ВКП(б), и трудно представить осуществление такого мероприятия «через его голову». В то же время устойчивое предание о включённом рубильнике отражает, скорее всего, именно представление о степени его влияния на происходящее в то время в Москве.

Кифа № 12 (292), декабрь 2022 года