Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

«Наступил уже час пробудиться нам от сна»

Из слова, сказанного святителем Тихоном в Прощёное воскресенье и день памяти священномученика Ермогена 17 февраля (2 марта) 1919 г.

Патриарх Тихон со священнослужителями и мирянами
Патриарх Тихон со священнослужителями и мирянами, среди которых архиепископ Коломенский Иоасаф (Каллистов) (1850–1920), протопресвитер Николай Любимов (1858–1924). Фотография предположительно сделана в 1918 или 1919 году

В дивной службе священномученика Ермогена, память коего мы ныне празднуем, возглашается устами святителя «спасение Руси – от Церкви Православной» (4-я стихира на «Господи, воззвах»). «Аще и пенится житейское море, аще и беснуется воздвизаемо напастею бурею, не потопити ему корабля Иисусова: не погибнет Русь православная и Богом любимая, и не бойся малое стадо, яко благоизволи Господь дать нам царство, на камене бо веры и правды стоим. Тако верова святитель и тем по вере восприят, и яко добрый кормчий правил кораблем Российской державы к тихой пристани Православной Церкви» (тропарь 8-й песни канона), от неяже ныне чает спасения страждущая страна наша.

Чем же и как может ныне помочь Церковь Родине нашей?

Быть может, тем, что будет способствовать восстановлению монархии и посадит опять на престол царя? Знаем, что недоброжелатели Церкви и духовенства такое подозрение приписывают нам и ставят в тяжкую вину, обвиняя нас как явных и скрытых контрреволюционеров. Пусть успокоятся. Установление той или иной формы правления государства – не дело Церкви, а самого народа. Будет ли царь, будет ли конституция, будет ли президент Российской республики, это решит сам народ, а Церковь не связывает себя на веки определённым образом правления, ибо таковой имеет лишь относительное историческое значение. Церковь несёт другое служение: она является и должна быть совестью государства. Подчиняясь власти в делах мирских, Церковь говорит ей, что власть поставлена Богом для того, чтобы служить народу, пещись о его истинном благе, защищать его интересы, и только такую власть – и такой строй – она может благословить, которые приносят людям мир и правду, а не насилие, обиды и классовую вражду. Быть может, от Церкви ожидают помощи в том, что она благословит иностранное вмешательство в нашу разруху, что она будет звать «варягов» прийти и помочь нам наладить наши дела. Те, которые «боятся страха, идеже не бе страх» (см.: Пс 13:5; Пс 52:6) и говорят, что патриарх обещал неведомому ему Локкарту отслужить благодарственный молебен, когда придут союзники и свергнут теперешних правителей. А патриарх заявляет, что он денно и нощно будет благодарить Бога и к тому приглашать верующих, если в страждущей Родине нашей водворится, наконец, прочный порядок; но он думает, что это настанет не тогда и не оттого, что придут иностранцы и водворят у нас порядки (пример тому Украина), а тогда, когда мы сами уразумеем наконец, что нельзя дальше жить так, как мы живём теперь, что мы задыхаемся в атмосфере ненависти и лжи, что нечего для спасения ждать человек со стороны, а нам, как евангельскому расслабленному, по слову Христа, нужно самим встать с одра болезни своей и погрузиться в спасительную купель покаяния, дабы очиститься от многолетних язв своих и обновиться в нового человека, созданного по Богу в правде и святости, и зажить действительно новой жизнью, в чём едва ли много помогут нам человеки из иной страны.

Главное зло, от которого страдает наша Родина, это междоусобная брань. За три года войны мы вошли во вкус её, но вместо того чтобы довести уже начатую войну с сильным врагом, стоившую нам стольких жертв и людьми и деньгами, мы занялись делом более лёгким, но ещё более предосудительным и стали истреблять друг друга: белогвардейцы и красноармейцы, Юг воюет с Севером, Восток с Западом, появилось столько домашних фронтов, что военные сводки занимают целые страницы газет; по жестоким расправам, разрушениям и опустошениям эта домашняя война не уступает и внешним войнам, в этой междоусобице Церковь обращала свой материнский глас ко всем её чадам с мольбой остановить кровопролитную бойню, безумное самоистребление, где подлинно родители восстают на детей и чада на родителей, и попробовать мирно сговориться друг с другом: ведь враждующие все ранее принимали участие в создании некогда великой и могучей России, а ныне разрушают свою прежнюю работу на радость врагам и завистникам.

Много страдает наша Родина и от продовольственной и экономической разрухи: когда-то могучая и обильная матушка-Русь стала убогая и бессильная. Об этом нет нужды говорить, и это всем ведомо. И Церковь, как чадолюбивая мать, не может удалить из своего сердца попечение о хлебе насущном своих детей. Спаситель милосердовал о Своих слушателях, в пустынном месте не имевших хлебов, и говорил апостолам: «Вы дайте им ясти» (см.: Мф 14:16; Мк 6:37; Лк 9:13). По завету Господню церковные учреждения одевали и питали нуждающихся, когда сами имели, теперь у них имущества отобраны, но остались души верующих, которым Церковь внушает чувства милосердия и сострадания к неимущим. В душе каждого борются два человека: один – земной, себялюбивый, безбожный, другой – духовный, совестливый христианин. Поскольку берёт перевес первый, происходит группировка людей на почве интереса, будут, например, рабочие или фабриканты, капиталисты или крестьяне, поскольку побеждает второй, духовный человек, получают преобладание высокие запросы совести, правды и любви. Могущественное влияние Церкви и должно сводиться именно к тому, чтобы дать перевес влиянию совести над влиянием интереса, чтоб каждый искал не своих сил, а блага ближнего и чтобы попечение о плоти, о необходимом, житейском не превращалось у нас в похоти, в алчность и непотребства, как говорит сегодняшний Апостол (См.: Рим 13:13–14).

Только сила нравственная, духовная может положить предел всеобщему разложению, резне, грабежу, насилию. И Церковь, как носительница и провозвестница этой силы, внушающая любовь к ближним и уважение к человеку как образу и подобию Божию, указует нам путь спасительный не только для отдельных лиц, но и для целых народов.

Возвратимся же к началу, к словам сегодня празднуемого святителя Ермогена: «Спасение Руси – от Церкви Православной». Среди переживаемых русской жизнью разрушений Церковь одна выходила целой из пламени и вновь собирала воедино распавшееся на части народное тело. Подвергалась и она ударам тяжким, но «смерти не предал её Господь» (см.: Пс 117:18). «Не умру, но буду жить и повем дела Господня» (см.: Пс 117:17). Она одна из всего народа осталась нам «как гроздь от винограда, светильник, поставленный в тёмном месте и как пристань и корабль, спасённый от бури» (3Езд 12:42). Верим, что она вновь должна стать средоточием нашей народной надежды.

То разрушительное движение, которое на наших глазах разрастается, не может быть остановлено никакой внешней материальной силой, – вещественное оружие тут бессильно. Только сила нравственная, духовная может положить предел всеобщему разложению, резне, грабежу, насилию. И Церковь, как носительница и провозвестница этой силы, внушающая любовь к ближним и уважение к человеку как образу и подобию Божию, указует нам путь спасительный не только для отдельных лиц, но и для целых народов: спасение Руси – от Церкви Православной. И сегодняшнее апостольское чтение говорит: братие, «наступил уже час пробудиться нам от сна. Ныне ближе к нам спасение, нежели раньше. Ночь прошла, а день приблизился. Итак, отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружия света. Как днём будем вести себя благочинно, не предаваясь непотребствам, ни ссорам и зависти» (см.: Рим 13:11–13). Начнем пост светло, не во вражде и брани. Ныне «прощёный» день, когда особенно Церковь призывает нас сказать друг другу «братие», обнять и простить все согрешения, и тогда мир и благословение Божие снизойдут на нашу грешную землю, и последует спасение Руси.

Богословский сборник. Вып. 11.
М.: ПСТБИ, 2003. С. 455–461.

Кифа № 2 (294), февраль 2023 года