Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Вопреки невозможному

Фрагменты презентации нового тома из серии «Беседы о братстве», посвящённого педагогическому опыту Н.Н. Неплюева1. Москва, 5 февраля 2023 года

Христианская педагогика: вопреки невозможному : Воздвиженские школы Н.Н. Неплюева

Ирина Петровна Пономарёва, ведущий круглого стола, преподаватель русского языка и литературы гимназии №3 (Архангельск):Удивительно, но сам факт презентации этой книги – уже явление надежды для тех, кто ищет сейчас ответ на непростые вопросы и задумывается о том, как в своей жизни защититься от идеологизации, от схематизированности во всём, от унификации, бюрократизации и т. д., будь он учитель, или родитель, или бабушка детей, которые ходят в современную школу. Все эти слова многим из нас знакомы. И надеюсь, что сегодня разговор об этой книге станет ответом на многие из наших вопросов, потому что надежда заключается уже в этом местоимении – мы. Мы с вами не первые переживаем трудные времена. Есть те, кто прошёл через горнило трудностей, опасностей и держал спину прямо, сохранил самостояние и достоинство, сохранил внутреннюю свободу, несмотря ни на что. И я надеюсь, что открытие этой книги, её появление – это глоток свежего воздуха для многих.

На презентации этой книги в Твери один из выступающих сказал, что ему очень дорога статья Сергея Сергеевича Аверинцева о том, что школа – это мир. И действительно, если мы с вами воспринимаем школу как модель мира, то наш разговор сегодня – это и разговор о том, как в этом мире учиться, ощущая себя человеком, который не подвластен выученной беспомощности, как нам научиться отвечать за то, что нам даровано Богом.

Наталья Дмитриевна Игнатович, церковный историк, исследователь жизни и деятельности Николая Николаевича Неплюева, сотрудник Свято-Филаретовского института: Это шестая книга из серии бесед о братстве, выпущенная Свято-Филаретовским институтом. До этого вышло пять книг: лекции, которые Николай Николаевич Неплюев читал в Московской духовной академии, его размышления о том, что такое братство, что такое братская жизнь, отчёты братства (это фактически всенародная исповедь жизни братства, отражение её в том числе во всех её немощах). Выходила книга «Христианская альтернатива революционным потрясениям в России» – это голос Николая Николаевича, обращённый к церкви, к обществу, призыв созидать, преодолевая тенденции разрушения, которые были очень сильны в начале XX века. И вот сейчас вышла шестая книга, посвящённая педагогической системе, которую создал Николай Николаевич Неплюев. Она была поистине уникальной, потому что не была спланирована. Самое основное её достоинство – то, что она родилась из жизни с детьми, которых он взял на воспитание. Человек, который был потомственным дворянином одного из самых знатных родов и мог бы жить так, как ему хочется, обладая огромными средствами и уникальными возможностями для построения карьеры, отказывается от всего, берёт на воспитание маленьких крестьянских детей и начинает проводить с ними всё своё свободное время. И вот из этой жизни вместе и рождается педагогическая система.

Старшие дети вели младших, помогали им, но помогали прежде всего не в учёбе и не в том, чтобы они, скажем, приучились к порядку (хотя всё это они тоже делали). Старшие помогали младшим прежде всего полюбить Бога и в том, чтобы вера стала не просто одной из сторон жизни, а её основой, тем, на чём строится всё остальное.

Воздвиженская мужская низшая сельскохозяйственная школа была открыта в 1885 году. Она стала одной из первых низших сельскохозяйственных школ в России2. Элементы воспитательной системы, которая сложилась в ней, появлялись постепенно, по мере развития педагогического опыта Николая Николаевича. И уникальными элементами её стали младший и старший братские кружки. Старшие дети вели младших, помогали им, но помогали прежде всего не в учёбе и не в том, чтобы они, скажем, приучились к порядку (хотя всё это они тоже делали). Старшие помогали младшим прежде всего полюбить Бога и в том, чтобы вера стала не просто одной из сторон жизни, а её основой, тем, на чём строится всё остальное. В этом, кстати говоря, было коренное отличие той школы, которую создал Николай Николаевич, от очень близкого к нему знаменитого опыта Сергея Александровича Рачинского. Сергей Александрович воспитывал детей для приходской жизни, для того, чтобы вера была важной частью жизни, но не всей жизнью. А Николай Николаевич готовил детей к тому, чтобы вера стала всей жизнью для них. Из этой цели и рождается вся его педагогическая система.

Книга «Христианская педагогика. Вопреки невозможному» в той серии, о которой я рассказывала, занимает совершенно особенное место, потому что Николай Николаевич здесь предстаёт как любящий воспитатель. Она уникальна и тем, что передаёт сам дух ежедневной жизни школы, описывает нам обстановку, раскрывает переживания детей. Сама по себе книга представляет собой совокупность очерков, которые написаны как Николаем Николаевичем, так и педагогами, и самими воспитанниками. Так что она доносит до нас голос самих этих детей.

Два первых раздела книги в основном воспроизводят материалы, которые были опубликованы в прижизненном издании «Воздвиженская школа. Колыбель трудового братства», вышедшем в 1895 году.

Первый раздел – статьи и очерки. Они посвящены описанию того, что есть Воздвиженская школа, какие обязанности у попечителя, у преподавателя, у воспитанников, как организована жизнь школы, как проходят субботние, воскресные дни.

Второй раздел включает источники, документы, раскрывающие различные стороны жизни Воздвиженских школ3. Во-первых, это речи самого Николая Николаевича. Одна из них была сказана при открытии Воздвиженской школы в 1885 году, а вторая, произнесённая позже, посвящена значению школьного значка. Интересен блок документов, связанных с деятельностью старшего и младшего братских кружков. Это и письма, и характеристики (старшие дети писали характеристики младших, а преподаватели составляли характеристики членов старшего братского кружка). Приведу небольшой фрагмент одной такой характеристики.

Вся эта книга – очень живая, раскрывающая нам внутренний мир и самого Николая Николаевича, и педагогов, и воспитанников.

«27-го я переселился уже со своими младшими в одну спальню4. Свою койку я поставил посередине с одной стороны Ивана, а с другой другого младшего, возле койки шкафчик. Уголок получился уютный и красивый. Иван был весел, всё время улыбался и наконец сделал мне сюрприз. Несмотря на слякоть и дождь он отправился на поле и там где-то на канаве нарвал целый пучок какой-то старой пожелтевшей травы с пушистыми верхушками. Он тщательно перевязал его нитками, обрезал и сделал букет очень старательно, но и очень безвкусно. Этот букет он тайком поставил мне в изголовье таким образом, что длинные листья травы легли мне на подушку. Когда, ложась спать, я спросил его, не он ли поставил букет, он очень смутился, покраснел и опустил голову, стыдливо улыбаясь. Я поблагодарил его за букет. Он немного оправился от смущения и рассказал, что на канаве такой травы сколько угодно и что он ещё когда-нибудь принесёт мне букет ещё больший и красивейший. Мне так даже стало его почему-то очень жаль. Посмотрел я на его фигурку, и мне показалась его фигурка в ту минуту почему-то несчастнее, чем когда бы то ни было». Вся эта книга такая – очень живая, раскрывающая нам внутренний мир и самого Николая Николаевича, и педагогов, и воспитанников.

Во второй раздел книги вошли помимо писем и характеристик также инструкция учителям и членам старшего братского кружка, речи по случаю выпускных актов школы (они назывались «сочувствиями»), постановления старшего братского кружка. О них хотелось бы сказать особо. Дело в том, что раз в год на Рождество зачитывались характеристики; это чтение продолжалось несколько дней, оно происходило вместе с Николаем Николаевичем и сопровождалось обсуждением того, насколько верно старший понял характер младшего, насколько верные методы общения с ним и воспитания он применяет. Иногда отмечались какие-то ошибки, которые старший, может быть, не всегда понимал. На что-то обращалось внимание, ставились какие-то акценты, и всё это записывалось как постановления старшего братского кружка.

В этой книге есть и очень редкие документы, в частности, документ из личного архива потомков члена братства, Михаила Яковлевича Куницы, – Ирины Леонидовны Денисенко и Никиты Владимировича Борисова, которые живут в Ярославле.

Третий раздел, «Приложения», тоже очень интересен, там есть уникальные материалы. Во-первых, это биографические сведения о членах братства, о педагогах и воспитанниках, которые упоминаются в этой книге. Эти биографические сведения были составлены мной на основе работы в том числе с архивными документами и до этого в таком виде нигде не публиковались. Здесь есть и фрагмент брошюры Ольги Дмитриевны Пистолькорс, которая была знакома с братским священником о. Александром Секундовым. Познакомились они ещё до того, как отец Александр попал в Воздвиженск, в братство: в Новгородской губернии они были соседями. Ольга Дмитриевна не раз приезжала в Воздвиженск по приглашению отца Александра. По итогам посещения Воздвиженска в июне 1909 года, уже после смерти Н.Н. Неплюева, она составила брошюру «Живо ли братство после смерти Неплюева». В наш сборник вошёл небольшой фрагмент, в котором рассказывается о собрании братства и школ, которое было посвящено чествованию Полтавского боя. На этом собрании один из учителей школы зачитывал реферат. В ходе этого чтения не всё, что было сказано, понравилось Марине Николаевне Уманец, которая в этот момент возглавляла братство, о. Александру и другим старшим. И буквально в перерыве после чтения реферата они собрались Братской думой, обсудили сложившуюся ситуацию и решили, как отреагировать на неё. И вот в этом фрагменте рассказывается о том, как это происходило. Нам показалось очень интересным включить этот фрагмент в книгу, потому что он показывает очень живую ситуацию. Здесь же, в приложении, опубликовано духовное стихотворение «Нафанаил». Оно было написано архимандритом Макарием (Глухарёвым), основателем Алтайской миссии. Почему же оно вошло в нашу книгу? Дело в том, что это стихотворение издавалось с нотами, и в Крестовоздвиженском братстве его пели. И благодаря нашей сестре Елене Николаевне Ткачёвой, которая нашла этот нотный сборник, мы смогли понять – что это было за песнопение. И теперь читатели сборника его могут спеть, потому что есть ссылка на сборник нот5.

Александра Николаевна Неплюева с детьми Братства
Александра Николаевна Неплюева, мать Н.Н. Неплюева, урождённая баронесса Шлиппенбах (1827–1917), с детьми Братства

Максим Владимирович Дементьев, выпускающий редактор книги «Христианская педагогика: Вопреки невозможному», сотрудник издательства Свято-Филаретовского института: У меня была возможность стать одним из первых читателей этой книги, причём читателем тщательным, и это очень важный опыт, частью из которого я хотел бы с вами поделиться. Около 10 лет назад я познакомился с трудами Неплюева, и с тех пор и до сего момента сам духовный облик Николая Николаевича для меня – некоторая загадка. С одной стороны, он предстаёт как плоть от плоти своего века, своего класса, своей социальной и культурной страты. И при этом он имел уникальнейший, на мой взгляд, личностный опыт переживания веры, который и определил как всю его жизнь, его судьбу, так и его педагогический и шире – катехизический опыт. И его педагогика, его школы – не просто плод реализации некоей идеи, пусть самой возвышенной и благородной. Это именно тот вывод, который он сделал из живого подлинного опыта веры и даже некоего личного духовного откровения, о котором он пишет. Мне кажется, что в двух первых очерках – «Предисловие» и «Исторический очерк» (так они назывались в оригинальном издании, и мы оставили эти названия) – максимально полно задаётся тот тон, благодаря которому мы можем лучше, глубже и точнее понимать, что такое неплюевская педагогика.

Ещё одна удивительная вещь: при всём его таланте педагога, систематика и практического деятеля он не держался за однажды найденное решение и был открыт к тому, чтобы делать выводы из ошибок, а не держаться за схему. Он сам прямо говорит, что в его опыте не было никакого догматизма. И, конечно, на первом месте, впереди всех принципов и методов, у него всегда было живое любящее отношение к конкретному человеку.

И последнее, но, может быть, самое главное: как мне представляется, неплюевская педагогика не была самодостаточна, она выступала как средство для того, чтобы помочь ребёнку, подростку стать не просто самостоятельной ответственной взрослой личностью, но обрести личный опыт встречи со Христом и из этого опыта христианской веры уже устраивать свою дальнейшую жизнь (и жизнь своих ближних) так, чтобы опыт живой веры был для неё главным, целе-, ценностно- и смыслообразующим.

Здесь, мне кажется, можно дерзновенно сказать, что Неплюев стоит в ряду новых открывателей христианства, к которым мы в XIX веке причисляем – из традиционной христианской православной аскетики и святости прп. Серафима Саровского (вспомнил о нём в связи с недавней встречей, проходившей здесь же, в клубе «В поисках смысла», в день памяти преподобного 15 января), с другой стороны, новое откровение Фёдора Михайловича Достоевского, и наконец, свидетельство о соборности и церкви, связанное с именем Алексея Степановича Хомякова (которого Неплюев очень глубоко почитал).

О.Н. Неплюева и А.И. Фурсей с воспитанницами братской школы
О.Н. Неплюева (сестра Н.Н. Неплюева) и А.И. Фурсей с воспитанницами братской школы

Фрагмент презентации сборника «Христианская педагогика: вопреки невозможному» в Твери 1 февраля 2023 года

Юлия Анатольевна Корпусова, историк педагогики, кандидат педагогических наук (Тверской государственный университет): Историей педагогики я занимаюсь давно и уверена: всегда, когда происходят какие-то движения в обществе, когда намечаются какие-либо перемены, всё начинается с образования. Школа Николая Николаевича основана на лучших традициях, в том числе на традиции Царскосельского лицея. Царскосельский лицей создавался для того, чтобы воспитать поколение людей, которые способны нести ответственность за свою страну и способны свершить те реформы, которые были необходимы в жизни общества.

Это образование – образование крестьянских детей – да, очень разнообразное, да, прекрасное, прежде всего было элитным образованием.

Для меня, как это ни парадоксально прозвучит, то образование, которое давал в своих школах Николай Николаевич Неплюев, является элитным образованием. Я сейчас объясню, почему. Мы слово «элитное» часто понимаем извращённо. Нам кажется, что элитное образование – это образование для какой-то группы людей, обладающих либо финансовыми возможностями, либо властью и т. д. Но на самом деле, если мы посмотрим на определение элиты, то это прежде всего те люди, на которых возложена определённая ответственность за тот мир, за ту страну, в которой они живут, это те, кто, по словам Николая Бердяева, берёт на себя «великую обязанность». Не случайно, когда мы сейчас слушали историю о школах, мы услышали, что первые выпускники остаются и продолжают собирать братство. Это обычные крестьянские дети, которые ничего в своей жизни не видели, а им преподают искусство, музыку, их учат новым технологиям. И кажется, всё, что тебе дают, можно использовать очень утилитарно, как определённый социальный лифт, сделав карьеру где-то в другом месте. Но мы видим совершенно парадоксальный момент: те выпускники, которые уже закончили школу и готовы выйти в этот мир, продолжают вкладываться в традицию братской школы. Причём эту ответственность они несут даже после того, как Николая Николаевича Неплюева не стало. Не случайно братство сохранилось и после его кончины. И это позволяет мне сделать вывод, что такое образование – образование крестьянских детей – да, очень разнообразное, да, прекрасное, прежде всего было элитным образованием. И в связи с этим встаёт целый ряд вопросов. Прежде всего возникает вопрос: а как сейчас? Как мы сегодня понимаем элитное образование, и вообще – возможно ли в современном обществе давать такое образование, чтобы люди потом могли взять на себя ответственность? Чтобы на них не просто кем-то возлагалась ответственность, но чтобы эта ответственность возникала изнутри. Можем ли мы сейчас воплощать те ценностные основания, которые закладывались в школах Неплюева? И в чём? в каких формах?

Можно, конечно, говорить о теории. В истории педагогики очень много теории, когда систематизируются подходы, определяются ценностные основания. Но всегда встаёт вопрос, который, пожалуй, является одним из самых сложных: как и через что мы можем те аксиологические основы, которые были заложены в педагогике Николая Николаевича Неплюева и в других лучших образцах отечественного образования, сейчас воплощать? И вот этот вопрос очень часто остаётся открытым.

————

1 Христианская педагогика: вопреки невозможному : Воздвиженские школы Н.Н. Неплюева. – М. : Свято-Филаретовский институт, 2023. – 460 с. (Беседы о братстве. 6).

2 Попытки создать такие школы в первой половине XIX века не удались. После долгого перерыва в 1876 году была образована первая низшая сельскохозяйственная школа. Воздвиженская школа стала одной из первых 18 таких школ.

3 Спустя несколько лет после основания Воздвиженской мужской школы была открыта ещё и Преображенская школа для девочек. Педагогическая система, которая была реализована в Преображенской школе, была точно такой же, как в Воздвиженской. Немного различались лишь программы обучения.

4 Школа была организована как интернат.

5 Ссылку на сборник нот см. на стр. 447 книги «Христианская педагогика: вопреки невозможному».

Кифа № 3 (295), март 2023 года