Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

«Я очень верю, что мы ещё увидим расцвет различных братств и общественных организаций»

Архиереи о православных общинах и братствах

Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан
Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан

Сейчас всё больше и больше говорят о важности общинной и братской жизни в церкви. О том, чтобы люди в той ситуации, которая сейчас есть, не обособлялись, а вместе по-христиански отвечали на вызовы времени. Как Вам кажется, что здесь можно сделать, как помочь людям объединяться, а не разъединяться?

Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан: Да, это важное дело. Дело в том, что людей объединяют не какие-то организационные начала, а единый дух, единая вера. Отсюда истоки всего. Невозможно, как говорится, поставить телегу впереди лошади. Речь идёт о том, что народ русский должен вернуться к своим истокам – к вере православной, от которой он был насильственно и жесточайшим образом отлучён в течение ХХ века и последующего разложения, наступившего в 1990-е гг. Сейчас наступает момент истины, то есть очевидным образом открывается новая история нашей страны, которая как раз и нацелена на то, чтобы привести людей обратно, чтобы вновь возникла Святая Русь.

В какой мере это получится, как быстро? Это невозможно ускорить, это промысел Божий, и он требует времени. Вы спрашиваете, каким образом нам объединиться. Откуда бралась общинная жизнь в дореволюционной России? Она просто была естественной как дыхание. Люди были едины в своей вере, в своих традициях, ценностях. Современный мир и то, что нам накатывает с Запада, от нас требует разделения, всячески предлагает дух индивидуализма: каждый делает что хочет, у каждого своя свобода, «не мешайте самовыражению». И эта сатанинская закваска, к сожалению, проникает в умы и нас разделяет, поэтому, конечно же, всё зависит от того, насколько успешен будет наш путь в этом новом периоде истории России, который наступил и никуда не исчезнет, пока не будет выполнена в полной мере эта задача.

До революции были самые различные братства, и я думаю, что очень важным является то братство, которое у нас в епархии сейчас формируется довольно масштабно, – это братство Трезвости. Мы возвращаемся к истокам, ведь перед революцией было колоссальное движение, которое нашло великий отклик у русского народа. Это были десятки тысяч людей, которых объединяла идея трезвости, чистоты. Это то, что сейчас требуется. Поэтому братства, конечно, нужно создавать по разным направлениям, но это невозможно совершить просто «потому что мы взяли и решили».

Безусловно, мы должны идти по этому пути, и Господь, увидев наши намерения, окажет нам поддержку. Я очень верю, что мы ещё увидим расцвет различных братств и общественных организаций.

Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Никанор: Вы знаете, сейчас пришло то время, когда наши общины действительно становятся общинами не только по названию, но и по духу. Сейчас произошло, наверное, самое главное за последнее время, когда люди стали объединяться. Сейчас такая сложная ситуация, когда есть и совместная молитва, и совместные дела, помощь слабым, нуждающимся, среди которых есть и прихожане. Ведь иной до последнего будет молчать и не говорить о своих проблемах; не каждый может сказать об этом, наше воспитание не позволяет это человеку. А когда мы друг друга знаем и община не только по названию, но и по духу община, тогда действительно все эти вопросы снимаются и людям действительно идёт помощь. У нас на нескольких приходах очень активная приходская жизнь. И она не только литургическая, когда люди объединены общей молитвой, но и в каких-то житейских делах. И это действительно сильные и серьёзные общины.

Вот, например, в Холмске у нас замечательные батюшки служат – о. Виктор, о. Сергий, о. Димитрий. Такие молодцы! Там три храма, четвёртый строится, несмотря на то, что город небольшой.

Мирянам же мне хотелось бы сказать: самое главное – понимать, что вы приходите в храм не к священнику, а к Богу. А Господь всех нас любит как родитель, который любит своих детей, сколько бы лет им ни было, какими бы они ни были. Так и Господь всех нас принимает, в каком бы духовном состоянии мы ни были. Помните, что когда вы приходите домой, то там нет ненужных рук. Поэтому чем можете, тем помогайте. И батюшке помогайте, и людям, которые нуждаются. Ведь каждое доброе слово, которое одинокому человеку сказано, очень многое может значить.

Архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан: Во главе общины должен стоять хороший священник, который будет объединять эту общину и станет добрым пастырем и отцом для всех. И все ему будут одинаково любимы, потому что они члены Церкви Христовой. Епископ может объединять целую епархию, а священник именно общину объединяет. Какую-то часть власти, которую имеет епископ, он передаёт священнику, потому что не может разделиться на каждую общину. А правило говорит нам: где епископ – там церковь. Где не признают епископа, там нет церкви. Поэтому священники вместе с епископом объединяются, и мы все вместе создаём единую семью, которая называется Русской православной церковью.

Епископ Галичский и Макарьевский Алексий
Епископ Галичский и Макарьевский Алексий

Епископ Галичский и Макарьевский Алексий: Основание одно – это приход. Приход – это и есть первая община, в которую мы и должны объединяться. А вот объединения вне общин, вне храма – это как минимум что-то очень странное. Поэтому приход – это самое лучшее объединение.

Но дело в том, что нет общинности. Община – это основание прихода. Правда, это уже зависит от самих людей, которые ходят в этот приход. Надо чтобы они были не захожанами, а прихожанами, т. е. это должны быть люди, которые не просто заходят в храм, где они постояли, помолились, причастились, исповедались и всё. Тогда они не живут общинной жизнью, не живут приходской жизнью. А чтобы жить приходской жизнью, необходимо участвовать в таких простых вещах, как совместные праздники, совместно отмечать какие-то дни рождения и т. д. и т. д. Например, навести порядок вокруг прихода, к Пасхе приготовить весь храм, чтобы не только свечницы и алтарники трудились, а все пришли, отчистили, отмыли весь храм, подготовили, вокруг навели порядок. Точно так же и к Рождеству, точно так же к Пасхе и к любому празднику, т. е. чтобы какое-то общее дело было. Вот и всё. Община начинается с совместного труда, с совместной молитвы, с совместной трапезы. После службы не разбегаться, а чай накрыть. Пускай они сами будут инициаторами. Если батюшка не может это сделать, пускай сами будут инициаторами, совместную трапезу организуют простую: чай, пирожки, самовар – самое простое.

Беседовали Анастасия Наконечная и Александра Колымагина
Фото: Александра Колымагина, Анастасия Наконечная, а также с сайта patriarhia.ru

Кифа № 2 (294), февраль 2023 года