Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Перечитывая «Церковь Бога Живого»

Фрагмент беседы из новой видеорубрики нашей газеты – «Кифа и кофе»

Автор книги прежде всего заботится о том, как человек может войти в Церковь, как он может в этой Церкви жить и как он может в ней служить.

Анастасия Наконечная: Как возникло решение издать книгу «Церковь Бога Живого»? Я знаю, что её автор, священник Георгий Кочетков, основатель Свято-Филаретовского института, духовный попечитель Преображенского братства, практически всю жизнь думает о вопросах церковного устройства, вопросах жизни Церкви. Почему издательство СФИ решило издать эту книгу именно сейчас?

Кирилл Мозгов

Кирилл Мозгов, руководитель издательства СФИ: Решение издать эту книгу созрело лет пятнадцать назад. Но так получилось, что практически на 10 лет эта идея была отчасти отложена в сторону, хотя тексты начали собирать уже тогда. После завершения о. Георгием таинствоводственной темы по экклезиологии было важно собрать под одной обложкой его основные экклезиологические тексты. Стало понятно, что даже те статьи, которые писались давно (первый текст, вошедший в эту книгу, был опубликован в конце семидесятых годов), не теряют своей актуальности, потому что вопросы, которые там поднимаются, до сих пор до конца не решены.

Чтобы издание оказалось обозримым, мы отбирали лишь ключевые тексты, которые позволяют проследить какие-то этапы развития мысли в этой области и некоторые шаги в развитии общинно-братской экклезиологии. В результате получилась очень цельная книга.

Людмила Комисарова

Людмила Комисарова, катехизатор: Согласна. Именно такое впечатление от этой книги возникло у меня сейчас, когда я её стала читать именно как книгу – ведь некоторые разделы я читала много лет назад. И что ещё было, может быть, для меня самым радостным в этом чтении – это то, что отец Георгий антропологический аспект делает основным. Обычно академические исследования рассматривают очень подробно когда, кто и что именно сказал на какую-то конкретную тему, сравнивают различные учения и т. д., и иногда возникает впечатление, что всё это очень интересно, но непонятно кому предназначено. Автор же книги «Церковь Бога Живого» прежде всего заботится о том, как человек может войти в Церковь, как он может в этой Церкви жить и как он может в ней служить. И все разделы книги отвечают тем или иным образом на эти вопросы. Собственно, иначе и не могло быть, потому что о. Георгий всю жизнь занимался приведением людей в Церковь и их жизнью в Церкви.

Надежда Крапивина

Надежда Крапивина: Можно ли говорить, что в этой книге была раскрыта общинно-братская экклезиология?

К. Мозгов: Я думаю, что дело, может быть, даже ещё интереснее. В ней представлен путь к общинно-братской экклезиологии.

Юрий Крапивин

Юрий Крапивин: Как Вы думаете, какие разделы, какие темы будут наиболее интересны священнослужителям?

К. Мозгов: Наверное, ключ к этой книге – в очень важном предисловии. Оно здесь совершенно не технического характера, и поэтому начинать читать книгу лучше с него. Это поможет сориентироваться и в ней, и в каком-то смысле в своих ожиданиях, понять, на что обратить внимание, потому что там рассказывается и история её появления, и основные задачи, которые она нам может помочь решить. Ведь в ней действительно представлены очень разные грани экклезиологической тематики. Естественно, речь идёт не только об общинно-братской экклезиологии, тем более, что в те годы, когда были написаны первые из этих текстов, ещё не было Преображенского братства.

При этом важно помнить то, о чём мы говорили, – что есть некоторый путь исследования и цельность этой книги. Хотя это не исключает того, что можно выбрать ту тему, которая важна. Кому-то может быть интересно посмотреть на серьёзное критическое прочтение отца Николая Афанасьева или отца Сергия Булгакова. Кому-то – на вопросы взаимоотношения внутри православных церквей сегодня. Именно этому посвящён, в частности, последний текст, нигде ранее не публиковавшийся – «Братства как явление постконстантиновской эпохи, их роль в настоящий момент существования церкви». Он говорит о современных вопросах церковной жизни, связанных в том числе и с происходящими сегодня в церкви – и даже, можно сказать, в православных церквах – процессах. Есть какие-то вопросы, которые напрямую обращены к пастырскому опыту, поэтому настоящим или будущим священникам могут быть особенно интересны.

Наверное, ключ к этой книге – в очень важном предисловии. Оно здесь совершенно не технического характера, и поэтому начинать читать книгу лучше с него. Это поможет и в ней сориентироваться, и в каком-то смысле сориентироваться в ожиданиях.

Л. Комисарова: Мне кажется, что священнослужителям и, в частности, архиереям очень важен ещё и разговор о границах церкви и о роли в ней мирян. Сейчас это воспринимается некоторыми нашими православными священнослужителями довольно узко. Я просто приведу пример: когда-то мне пришлось встретиться со священником, который приходил сослужить в наш братский храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. И вот он прочитал книгу о. Николая Афанасьева «Служение мирян в церкви» (видимо, впервые, хотя он закончил семинарию) и отозвался о ней так: «Какой ужас, какая крамола написана в книге о. Николая!» И на вопрос: «Почему?» ответил: «Потому что он пишет, что они (то есть миряне) такие же, как мы!» Вот это всем воспитанием, обучением, мне кажется, входит в кровь и плоть наших священнослужителей и даже очень прогрессивные, мирно настроенные по отношению к братской жизни священники всё-таки до конца не могут вместить то, что лаики, или миряне, как сейчас часто говорят – это народ Божий, царственное священство, что их ответственность за церковь совсем не так сильно отличается от ответственности настоятеля храма, священника и даже епископа. Вместить это очень трудно, потому что и народ Божий проявляет себя не как народ Божий, и поэтому ответственность ложится на иерархию. И здесь есть некоторая трагедия. Мне кажется, что одно из её последствий – это выгорание священнослужителей. Потому что человек чувствует, что «церковь – это он». Что он один за всё отвечает. Это, кстати, привело в советское время нашу иерархию к тяжёлым последствиям, потому что владыка Сергий (Страгородский) тоже говорил: «Я отвечаю за церковь».

А дерзновение о. Георгия – как раз в вере в то, что отвечает за церковь народ Божий, а не кто-то один, кто на себя вот эту ответственность взвалил, а потом под этой ответственностью рухнул.

Анастасия Наконечная

А. Наконечная: А я хочу в связи с этой темой поделиться радостью. На прошлой неделе я встречалась с человеком, который окончил учёбу в Санкт-Петербургской семинарии и писал диплом о евхаристической экклезиологии, опираясь на труды отца Николая Афанасьева. Он хотел приобрести в интернет-магазине «Предание» очередную книгу Свято-Филаретовского института и выяснилось, что он читал и «Церковь Бога Живого», и какие-то другие вещи. И мне, конечно, стало интересно, как вообще о евхаристической экклезиологии отзываются сегодня в семинарии. Там же разные люди. Он сказал, что его руководитель, священник, очень хорошо к ней относится, а его оппонент очень плохо. По крайней мере тут соотношение один к одному…

Елена Мигунова: Я вспоминаю, что книга о. Павла Адельгейма называется «Догмат о Церкви». Но догмата о Церкви нет. Почему его нет? И отвечает ли на этот вопрос как-нибудь книга о. Георгия?

К. Мозгов: Как всегда, самый простой вопрос требует хорошего разговора. Начну с конца. Да, книга на этот вопрос отвечает: есть в ней раздел, который называется «Начало веры человека в новозаветную Церковь. Экклезиология», где собраны не только мысли о. Георгия, но и позиции разных авторов на тему «учения о церкви» и, в конце концов, о том, как, собственно, и звучит тема веры церкви в Церковь. А вопрос веры в Церковь – это как раз вопрос догмата о церкви. И в этом смысле кроме формулы, вошедшей в Символ веры, у нас нет других формул нашей веры. Конечно, в этом есть и свой большой плюс, потому что даже эти понятия – «единая, святая, соборная и апостольская» – требуют очень серьёзного осмысления. Вот чему в значительной степени эта книга и посвящена, на этот вопрос она помогает ответить.

Ведь важно же понять, когда мы говорим о том, что церковь святая, соборная и апостольская, что это означает сегодня? Во что мы верим? Мы же верим не просто в некоторую абстрактную идею или в какую-то историческую бывшую когда-то при апостолах церковь. Церковь ведь жива и сегодня. Как увидеть в ней её святость, соборность и апостоличность? Вот об этом и правда нужно размышлять, и без этой веры действительно очень трудно что-то всерьёз сделать. Ведь часто у человека вера в Бога есть, а веры в церковь нет. И ради Бога человек ещё готов на что-то, а готов ли ради церкви – непонятно. Потому что ему непонятно, что такое церковь. Вот конкретно данный приход – это что? То, что говорится, то, что звучит с экранов, например, от лица кого-нибудь в облачении, – это мнение церкви или нет? Тут очень много вопросов совершенно простых и конкретных, очень практических. И если мы границ церкви не видим, и не чувствуем, и не понимаем, то эти вещи плывут.

Было бы хорошо, если бы появлялись другие тексты, за которыми стоял бы тоже какой-то опыт жизни, а не только кабинетные размышления.

Александра Колымагина

Александра Колымагина: Каковы могут быть практические выводы из этой книги? Не получится ли так: что бы человек ни попытался сделать, руководствуясь тем, что в ней написано, будет выходить очередное малое православное братство Преображенского содружества? Насколько то разнообразие, которое возможно в жизни церкви, разные возможности, которые могли бы гармонично сосуществовать, отражены в этой книге? Или для этого нужны другие авторы, какая-то живая дискуссия, где люди свой опыт представят тоже как живой и ведущий к возрождению церкви?

К. Мозгов: Очень важно, что текст о. Георгия в значительной степени – это опыт жизни, и не только его личной, но и всего братства. И конечно, было бы хорошо, если бы появлялись другие тексты, за которыми стоял бы тоже какой-то опыт жизни, а не только кабинетные размышления. Если человек, прочитав эту книгу, вдохновившись, начнёт созидать общинную жизнь, то у него всё равно получится что-то своё. Ведь общинный опыт – очень разнообразный. Но очень важно, чтобы это «своё» было прежде всего для церкви, потому что если человек пытается что-то делать для себя и под себя, то это ещё трудно назвать общиной. Мне кажется, эта книга помогает понимать, как в церкви действовать церковно. И пусть будет больше разных общин, путь люди вдохновляются и строят что-то своё, только чтобы это было ради Бога и ради церкви.

Кифа № 9 (277), сентябрь 2021 года


Георгий Кочетков «Церковь Бога Живого: Очерки общинно-братской экклезиологии»

Свящ. Георгий Кочетков. Церковь Бога Живого : Очерки общинно-братской экклезиологии. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2020. 304 с.

Твердый переплет. Суперобложка. Печать офсетная. Бумага офсетная.