К 170-летию со дня рождения Н.Н. Неплюева мы публикуем фрагмент доклада председателя Свято-Николаевского малого православного братства Ксении-Оксаны Кудряшовой «Николай Неплюев и Крестовоздвиженская православная школа»
Николай Николаевич Неплюев родился 11 сентября 1851 года в малороссийском местечке Янполь в богатой и родовитой семье. Он блестяще окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и был направлен в Мюнхен советником в Императорском посольстве. Ежедневно посещая балы и светские рауты, он некоторое время был очарован блеском этой жизни. При этом его тяготила бессмысленность того, что он делает. Несколько раз ему снился сон, в котором он видел себя в избе, беседующим с крестьянскими детьми, при этом общение с ними было наполнено необыкновенной радостью. Позже он рассказывал: «Я понял, что в то время, как я никому не нужен в Мюнхене, на родине моей, в деревне, я, напротив, необходим для блага многих душ живых, неподготовленных историческим прошлым для новой жизни на свободе, предоставленных самим себе среди моря искушений и нищеты окружающей жизни. Я понял, что и для меня это единственный способ осмыслить мою жизнь, помириться с ней».
В 1878 г. Неплюев оставляет службу в посольстве, приезжает в Москву и поступает вольнослушателем в Петровскую земледельческую академию (ныне Тимирязевская сельскохозяйственная академия). Этот неординарный для знатного аристократа поступок свидетельствовал, что он хотел войти досконально в труд крестьян, знать всё, что ему необходимо для того, чтобы понять, как им помочь.
Неплюев предложил русским помещикам объединиться и взять на себя труд воспитания одного-двух детей из нуждающихся семей и поместить не в барском доме, но в простой и опрятной избе, воспитывать их ежедневным общением и научением, дать им сельскохозяйственные знания, приучить к труду. Тогда эти крестьяне станут примером остальным. В ответ на него обрушился град критики.
Но первое испытание не угасило решимости молодого дворянина, осенью 1880 г. он возвращается в фамильное имение в Янполь и обращается к отцу с просьбой выделить средства для устройства приюта для сирот. Отец не захотел дать на это денег, но выделил во временное пользование домик, почти избу.
Решив: «Лучше начать дело в малом размере, чем отложить на неопределённое время», отрезав себе пути отступления, Неплюев взял на воспитание 10 детей из нищих крестьянских семей и разместил их в доме. Он проводил с ними дни, читал и объяснял Священное писание, стараясь пробудить в них совесть, добрые взаимные тёплые отношения, изучал их характеры. Самым главным достижение для него было то, что он сумел всем сердцем полюбить своих воспитанников и именно эту любовь он считает залогом, нравственным основанием для их воспитания.
К 1884 году в школе было уже 30 детей.
В 1885 г. открывается мужская низшая сельскохозяйственная школа в Воздвиженске. В первые 4 года складываются ключевые элементы педагогической системы, определившие её уникальность и эффективность: отказ от внешних преподавателей (т. е. преподавателями становились наиболее способные ученики, окончившие эту школу), Старший и Младший братские кружки, связанные с ответственностью старших детей за младших. Из шести выпускников трое в 1889 г. захотели основать христианскую трудовую общину. Незадолго до этого Неплюев вместе с одним из выпускников поехал в Троице-Сергиеву Лавру, где старец Гефсиманского скита Варнава благословил его на создание христианского братства.
Центром в духовном воспитании школы являлось заботливое попечение старших о младших, благодаря чему воспитанники находились в живой связи с учителями и с блюстителем братства и школы Н.Н. Неплюевым.
В 1891 г. начала работу женская школа, которой заведовала Мария Уманец, сестра Неплюева.
Цель школы, зафиксированная в уставе, заключалась в научении детей сельскохозяйственным наукам, но главная – воспитать ум и сердце в любви к Богу и ближним, развить и укрепить духовные начала в человеке.
Ещё в стенах школы воспитанники должны были твёрдо стать на путь веры, любви и труда, научиться воплощать в своей жизни те принципы, на которых основывалось Крестовоздвиженское братство, естественным образом сложившееся из выпускников школ, которые не захотели расходиться, а стали устраивать общую жизнь в братстве. Естественным плодом воспитания ребёнка была его сознательная вера, братолюбие и – по желанию – вступление в Трудовое братство.
Нравственное состояние детей, поступавших в школу, было чрезвычайно низким: «Грубая гордость… эгоизм… неуважение к человеческой личности… самодовольное равнодушие ко всему… прекрасному… восторженное отношение к грубому, пошлому и безобразному, грубое суеверие на месте веры живой… грубая требовательность… и совершенное непонимание своих обязанностей». Поэтому Неплюев считал необходимым прежде всего выстроить последовательную этическую систему воспитания. Этот переход от сугубо этических упражнений к духовным совершался почти синхронно.
Братская школа ставила себе целью задать различные формы и ритмы жизни для нравственного совершенствования воспитанника. Например, старшие и младшие школьные кружки, субботние собрания, написание характеристик младших старшими и др. Все они дополняли друг друга и работали на устроение вертикальных и горизонтальных связей в братстве на христианских основаниях. Центром в духовном воспитании школы являлось заботливое попечение старших о младших, благодаря чему воспитанники находились в живой связи с учителями и с блюстителем братства и школы Неплюевым.
Для членов старшего школьного кружка главным была ответственность за младших, ограждение их от соблазнов.
Для членов старшего кружка главным была ответственность за младших, ограждение их от соблазнов. Кружок строго подходил к принятию в свою среду новых членов, своевременно удаляя тех, кто упорством во зле мог повредить кружку и всей школе. Во всём действовало правило общей ответственности за дело духовного возрастания.
Главным делом для учителей братских школ был личный пример и помощь воспитанникам без какого-либо насилия над ними. Учителя не должны были учить ненависти ни в какой форме, но только тому, что соответствует вечной, абсолютной истине, стараясь всегда «пробуждать живой интерес к тому, что должно быть согласно христианской правде, никогда не соблазняя их не только сочувствием, но и легкомысленным проявлением живого интереса ко злу»; ограждать учеников и всю школу от всех вредных внешних влияний.
В братской школе было обязательным регулярное совместное богослужение утром и вечером. Участие в храмовых богослужениях также было регулярным и должно было совершаться таким образом, чтобы всё происходящее соотносить непосредственно со своей жизнью.
Помимо обучения в школах, воспитанники трудились на работах, которые позволяло время года. Одним из критериев возрастания в любви являлся труд, его ответственное и качественное совершение, забота об окружающих.
По окончании школы у воспитанников была возможность вступить в братство.
Неплюев не стремился заставить ребёнка соблюдать непонятные религиозные обряды или зубрить катехизис. Он старался развивать воспитанника умственно, физически, эстетически и нравственно.
Неплюев предполагал, что воспитание это не дрессировка, основополагающим принципом его педагогики было воспитание любовью и свободой. В школах царила атмосфера любви, доброжелательности, семейной открытости и доверия. Но если ребёнок не отвечал взаимной любовью и доверием, его не заставляли проявлять те чувства, которых он не испытывал.
Любовь не означала вседозволенности, важен был принцип добровольной любви, который включал в себя умение обуздать своеволие и индивидуализм, вносящие разлад в общение, общее дело.
Умственное развитие было чрезвычайно важно, оно включало в себя навык сосредоточения внимания и развитие логики. Это достигалось регулярными совместными чтениями, литературными вечерами, беседами, где школьники научались систематизировать свои мысли по вопросам и связно их излагать. Он позволял пользоваться своей обширной домашней библиотекой и школьной, включающей в себя 3 отдела: богословский, научный и исторический. Сам Неплюев рассматривал свои альбомы путешествий с воспитанниками. Но интеллектуальное развитие не было самоцелью, главное христианские добродетели веры, любви и трудолюбия. Уровень интеллектуального развития воспитанников братских школ был очень высок. Вот такое воспоминание сохранилось в отзыве одного из гостей братства: «Помнится, мы шли смотреть их работы на опытном поле, проходили мимо стада породистых свиней, которых пас воспитанник. Один из гостей полюбопытствовал заглянуть в книгу, которую читал интеллигентный пастух. Оказалось, что он читал изложение философского учения Бенедикта Спинозы».
Эстетическое воспитание, любовь к музыке, поэзии, живописи были важной частью педагогики Неплюева. Он часто играл своим воспитанникам на фортепиано произведения великих композиторов и собственные сочинения. Со временем дети приучались к классической музыке. В Воздвиженске был организован прекрасный хор, в храме он исполнял произведения Бортнянского, Рахманинова, Чайковского. В школах и братстве любили ставить спектакли, вместе играли, пели, читали.
Частью педагогики Неплюева было приучение детей к простоте материальной обстановки и постоянному труду. Он сам, его мать и сёстры своим личным примером учили ребят. Неплюев считал необходимым создать такую материальную обстановку для своих воспитанников, какую они в состоянии будут иметь всю жизнь, он не хотел приучать их к роскоши, т. к. они в дальнейшем не смогут зарабатывать на такой уровень жизни. Но вся обстановка школ и Братства соответствовали принятому правилу здоровой, дешёвой, изящной простоты, опрятной аккуратной и функциональной, чтобы материальная обстановка соответствовала человеческому достоинству. Физическое воспитание было очень важной частью общего развития воспитанников. Оно было направлено на формирование здорового тела, ловкость и изящество движений. Приезжавшие в Воздвиженск гости отмечали, что воспитанницы женской школы держат себя с таким изяществом и непринуждённостью, как будто все они были воспитаны в каких-нибудь пансионах или институтах.
Результаты педагогической системы, созданной Неплюевым, были налицо: в большинстве своём бывшие крестьянские дети становились высококультурными, образованными и интеллигентными людьми.
* * *
Впоследствии братство пополнялось выпускниками обеих школ и людьми со стороны. К 1907 году братчиков было около 500 человек плюс 207 воспитанников школ и 600 наёмных работников.
Братство определяло три главных цели своей жизни:
1. Христианское воспитание и научение детей в духе православия в братских школах.
2. Православное нравственное совершенствование взрослых через жизнь в трудовой общине на началах христианской любви и правилах Церкви.
3. Поддержка вне братства всего того, что родственно первым двум целям.
В 1901 г. Неплюев оформил дарственную, утверждённую нотариусом в суде, по которой всё своё состояние передал Крестовоздвиженскому братству.
* * *
Неплюев не случайно старался призывать других помещиков объединяться и также организовывать братства. Он предчувствовал революционную катастрофу и видел единственный путь избавления страны от неё в возрождении духовных основ в народе. Но идею всероссийского братства осуществить он не успел, потому что в 1908 году тяжело заболел и умер на 57-м году жизни. А само братство просуществовало до 1925 г., пока не репрессировали его руководителей. Окончательный разгром братства пришёлся на 1929 г., когда оставшиеся братчики насильственно были изгнаны советскими властями из Воздвиженска.
Кифа № 9 (277), сентябрь 2021 года