Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Каждому человеку известна и тоска по правде, и жажда мира

Интервью с председателем Свято-Петровского малого православного братства Юлией Балакшиной (Санкт-Петербург)

Юлия Балакшина

Недавно в соцсетях Вы пригласили желающих присоединиться к «Молитве о правде и мире», составленной группой верующих людей. Известно ли Вам, насколько они опирались на текст 84 псалма, где это сочетание воспроизводится буквально и связывается с покаянием и возрождением народа? Или они рассматривали соединение правды и мира, мало представимое в реальности мира сего, в эсхатологической перспективе, где «будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина… волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком, и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их» (Ис 11:5–6)?

Те, кто составлял эту молитву, – люди, много лет живущие в церкви; для них библейский язык является языком родным; и тот строй мысли, который предполагает, что это – ценности равнозначные и равно необходимые для жизни человека, тоже этим людям присущ. Поэтому я думаю, вне зависимости от того, имели ли они в виду какие-то конкретные цитаты, в тексте молитвы проявилась эта эсхатологическая перспектива.

Было ли связано составление этой молитвы с размышлением о том, что ещё возможно сделать для того, чтобы в нашей жизни соединялись эти две категории – правда и мир?

Мы шли от тех потребностей, которые почувствовали в собственном сердце, от тех вопросов, перед которыми поставила нас историческая ситуация. Это две категории, два качества, два состояния сердца, которые действительно являются жизненно важными для людей. Человеку трудно жить без правды, трудно жить в ситуации лжи, когда всё время присутствуют какие-то двойные стандарты, двойное дно – жизнь становится «склизкой», расплывающейся, теряется сущностное начало. С другой стороны, мы видели, что в стоянии за эту правду человек часто переступает через ценность другого человека, через мирность, через мир. Мы видели, что очень часто борьба за правду, к сожалению, возгревает в сердцах людей ненависть к тем, кто, как им кажется, не является носителем этой правды. Поэтому нам представлялось, что важно молиться и о том, и о другом. Но специального размышления о том, как это соединить в своей жизни, наверное, не было. Ведь об этом – вся христианская жизнь. И здесь пример для нас всех – Сам Спаситель, Который «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», Который идёт на поражение, на публичный позор, на гибель «за жизнь мира» – ради того, чтобы этот более глубокий мир и более глубокую правду могли обрести «люди доброй воли». И ещё: мы все, наверное, понимаем, что привычными для земного человеческого бытия мерками эти евангельские правда и мир не могут измеряться, что нужно искать какую-то большую глубину этих понятий, этих состояний, чтобы они оказались соединимы в нас и через нас в жизни.

Мне кажется очень важным то, что Вы сказали, связав это соединение с пришествием Христа. Многие толкователи связывают пророчество псалма «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» именно с явлением Спасителя. В Нём и через Него это становится возможным. Но не кажется ли Вам, что сейчас на жизнь общества христианство в целом, Церковь, то, что было в своей подлинной сердцевине силой этого соединения правды и мира действует очень мало? Что тут возможно ещё сделать?

Для того, чтобы правда и мир соединились, нужно глубокое, горячо верующее сердце, верующее во Христа, принимающее Его.

Картина Эвелин де Морган, начало XX века
«Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс 84:11). Картина Эвелин де Морган, начало XX века

Наш призыв не превращается в общественную программу, но может остаться экзистенциальной надеждой на то, что сердце каждого человека эти вещи помнит и в момент выбора окажется им открытым.

Таких сердец сейчас не так много.

Да, поэтому я в каком-то смысле не питаю иллюзий по поводу того, что это соединение может стать общественной программой, каким-то лозунгом, который сейчас вдохновит всех людей на невозможное. Но всё-таки каждому человеку известна и тоска по правде, и жажда мира, и в этом смысле остаётся надежда на то, что в какой-то экзистенциальной ситуации, в которой человек может оказаться, в нём возобладает не ненависть, не разделение, а желание что-то соединить, даже чем-то для этого пожертвовав. То есть это какая-то вещь, которая (ещё раз повторю) не превращается в общественную программу, но может остаться экзистенциальной надеждой на то, что сердце каждого человека эти вещи помнит и в момент выбора окажется им открытым.

Мне кажется, разговор об этом, поиск смыслов и поиск мира может стать предметом некой новой аскетики.

Да, конечно, ведь на это соединение правды и мира нужно дать внутреннее согласие. И здесь аскетика выступает как средство достижения этой цели. Если человек всерьёз этого мира хочет, то он ради этого готов чем-то жертвовать.

Всё это звучит прекрасно, но если мы отказываемся от надежд на повсеместное распространение этого призыва, каким здесь всё-таки может быть «практический» вывод, какая-то, пусть и не крайне широкая, инициатива?

Действительно, хочется людей вдохновить этим миром, который не лишён правды. И в конечном итоге, наверное, речь идёт о том, что стояние за правду возможно не только средствами прямого противостояния, но и средствами какого-то внутреннего сопротивления, того, о чём в своё время писал Аверинцев: «мирного, но непримиримого противостояния злу». Мне известно, что в последнее время некоторые люди решили составить этические кодексы, помогающие противостоять тем проблемам «двойного дна», той неправде, которая возникает при их работе в той или иной сфере деятельности: например, среди учителей, юристов, журналистов и т. д. Это касается стояния людей за правду на том месте, где их Господь поставил жить, учиться и работать, отвоёвывания пусть не очень большого, но конкретного пространства правды вокруг.

С другой стороны, мир – он же тоже должен людей вдохновлять, они должны научиться испытывать вкус общения в духе мира. И этот пример нужно людям предъявить, дать почувствовать, что оно даёт – общение мира. Поэтому какие-то наши задачи связаны сейчас, наверное, именно с тем, что мы называем общением сообществ. Это как раз касается «вкуса мира», общения, которое оказывается созидательным.

Насколько мне известно, эти два направления непосредственно связаны с Форумом национального покаяния и возрождения «Имеющие надежду». А есть ли что-то ещё новое или наиболее существенное, на чём сейчас делается акцент в Форуме?

Из существенно нового, кроме тех двух направлений, о которых я говорила, есть ещё попытки созидать пространство в тех локусах, где мы живём. Но это, конечно, ещё очень робкие попытки. Идея заключается в том, что, может быть, сейчас не самое благоприятное время для больших программных выступлений, каких-то грандиозных форумов и фестивалей, но время для того, чтобы исправлять жизнь в тех локальных пространствах, в которых мы живём, и учиться реальному взаимодействию с людьми, учиться диалогу и выстраиванию какой-то общей системы ценностей и целей с теми, рядом с кем мы оказались.

Беседовали Александра Колымагина и Анастасия Наконечная


Молитва о правде и мире

Боже всемогущий!
Помоги нам видеть, где правда, и стоять за неё.
Освободи нас от всякого страха перед насилием и беззаконием.
Научи нас бороться со злом, не предаваясь ненависти, продолжая видеть человека даже в недруге.
Помоги нам выправить жизнь на нашей земле так, чтобы не проливалась кровь и не совершалось насилие.
Господи, в руки Твои предаём наше прошлое, настоящее и будущее! Аминь.

Кифа № 5 (273), май 2021 года