Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Три идеи, чтобы церковь могла стать собирающей силой для народа и общества

Выступление проректора Свято-Филаретовского института Марины Наумовой на Форуме «Имеющие надежду»

Проректор Свято-Филаретовского института Марина Наумова

Потенциально сила соединять самых разных людей есть в Церкви. Но для этого она сама должна стать своего рода неформальным духовным братством близких по вере людей.

Постановка проблемы

Недавно у меня состоялся разговор с одним моим знакомым, в котором я высказала мнение, что возрождение нашего общества и народа должно начаться с возрождения церкви. В ответ я услышала, что церковь давно провалилась и утратила кредит доверия в обществе. Мне пришлось задуматься, чем я могу подтвердить высказанный мною тезис. С одной стороны, очевидно, что церковь переживает кризис. А эпидемия ковида, которая обернулась эпидемией страха и растерянности, потерь и разобщённости, только усугубила его. Многие отмечают, что видят перед собой слабую растерянную церковь, которая с трудом собирает свою паству, договаривается с санитарными властями и изо всех сил старается сохранить прежний уклад жизни.

А нам хотелось бы видеть свободную, независимую Церковь, которая обращена к людям, отзывается на их боль и страдание, находит ответы на самые острые вопросы современности и разговаривает с людьми на их языке. Именно о такой Церкви я и буду говорить сегодня в своей презентации.

Мы знаем, что Христос пришёл в этот мир, чтобы дать надежду на его преображение здесь и сейчас силой Его слова, Его Духа и милосердного действия. Он говорит ученикам: Царство Божие посреди вас есть. Пусть и в неполноте, но оно есть здесь и сейчас как Христов мир, правда и свет, если есть христиане, которые несут в себе этот свет и мир в окружающий их социум. История показывает, что когда Церковь разворачивалась к людям, проявляла сострадание и деятельное братолюбие по отношению к ним, то она находила ответы на самые острые вопросы современности, помогала избавлению от страхов, собиранию сил в нашем народе, способствовала преображению людей.

Исторические примеры

Давайте вспомним хрестоматийное: времена прп. Сергия Радонежского. Как писал Ключевский, народ в ту пору пребывал «в мертвенном оцепенении». Дети заражались страхом и унынием отцов, униженных вековым порабощением от татаро-монгольского ига. Но возник Сергий, и пример его жизни в корне поменял ситуацию. Его деятельное сострадание и братолюбие привлекли людей, вокруг него собралось христианское братство – целая плеяда учеников, основавших впоследствии более 80 обителей в разных концах русской земли, многие из которых стали духовным, культурным и экономическим центром. И они своей верой и нравственным подвигом изменили направление ума и строй души русского человека. Народ, привыкший в ужасе бежать при одном упоминании татарина, обрёл в себе силы и мужество, чтобы искать татарские полчища в открытой степи и в конце концов прогнать их со своей земли.

Преподобный Сергий участвует в строительстве келий основанной им обители
Преподобный Сергий участвует в строительстве келий основанной им обители. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». XVII в.

Есть и более близкие к нам по времени примеры, о которых мы мало знаем. Например, накануне революции в России жил такой человек Николай Неплюев. Он был аристократом, дворянином. Как многие в то время, он сострадал народу, его непросвещённости, бедственному материальному положению. Но он предложил реальную альтернативу идее безбожного социализма – христианское трудовое братство, которое родилось в Черниговской губернии. В это братство вошли крестьяне, учителя, дворяне, они жили и трудились вместе, вместе воспитывали детей, заботились о стариках, читали Евангелие. На секунду представьте, что в начале 20 в. в этом братстве была своя автономная электростанция, локальная телефонная сеть «Эриксон», трактор американского производства. Неплюев верил, что опыт братолюбия и совместного труда может быть подхвачен современниками и это спасёт Россию от надвигавшихся потрясений. Этого не произошло, но мы знаем, что этот опыт преобразил жизнь многих людей, как и место, где они жили, и уже является достоянием нашей церкви и народа.

Имеем ли мы право сегодня сказать, что этот опыт канул в Лету? Христианам больше не с чем идти в этот мир? Такова наша новая нормальность?

Фотография братчиков Крестовоздвиженского трудового братства с духовным попечителем Н.Н. Неплюевым
Одна из фотографий братчиков Крестовоздвиженского трудового братства с духовным попечителем Н.Н. Неплюевым

Современные примеры

Если она, правда, такова, то останемся же ненормальными Христа ради и всё-таки будем осуществлять преображение этого мира, принося в него свет, правду и мир. Вот, например, как наш современник, отец Владимир Мартышин. Про него говорили «Идиот из Москвы». 30 лет назад он со своей семьёй переехал из Москвы в село Ивановское в Ярославской области. Это было умирающее село: его жители либо спивались, либо убегали в город. И вот он, известный московский журналист, стал учителем в местной школе. Он разработал свою систему образования и воспитания и скоро стал директором этой школы, в которой помимо общеобразовательной программы преподаются такие предметы как, «Добротолюбие», «Моя родословная», «Отечествоведение», «Достопамятные люди России». Отец Владимир построил храм, его рукоположили и он стал настоятелем местной приходской общины. И что же? Село ожило. Оно стало своего рода духовным и культурным центром. Около 400 человек переехало сюда жить и работать. При школе появился музей русского быта и музей современной литературы. Уже 20 лет проходят Иринарховские чтения, которые объединяют духовенство, писателей, учёных, музейщиков и краеведов со всей страны. Изменилась атмосфера села: исчезло воровство, мат, пьянки, потасовки. Отец Владимир говорит: «Мы показали здесь, как могли бы учиться, трудиться и жить русские люди…» и щедро предлагает пользоваться их опытом.

Вы скажете, что нет среди нас такого масштаба личностей, как прп. Сергий, Неплюев, Мартышин, что вы не чувствуете в себе призвания и сил посвятить свою жизнь возрождению села, деревни или города. Но тогда можно помочь тем, кто возрождает. Чаще всего им очень нужна наша помощь. И здесь я хотела бы рассказать реальный случай из моей жизни. Несколько лет назад в одном древнем русском городе возникла инициатива провести Молитву памяти. Молитва памяти – акция, инициатором которой стало Преображенское братство. Уже более 10 лет её проводят в разных городах в воспоминание о жертвах советских репрессий. И вот один активист из этого города попросил помочь в её организации. Мы поехали туда всей общиной, членом которой я являюсь. Приехав на место, мы увидели, что несколько замечательных людей – этот самый активист, священник и руководитель общества репрессированных – никак не могут договориться о том, где и как будет проводиться эта акция. И всё было готово развалиться. Мы встретились с каждым лично, чтобы понять, в чём проблема, а после этого встретились со всеми вместе. И – о чудо! – удалось снять все противоречия и примирить стороны. Молитва памяти состоялась в том же году и с тех пор совершается в этом городе каждый год, а вслед за ней появились и другие совместные церковно-общественные проекты.

Иногда от нас требуется так мало: просто стать мостом в общении и соединении людей, зачастую самых разных людей.

Молитва памяти проходит в разных городах России, ближнего и дальнего зарубежья уже в течение многих лет
Молитва памяти проходит в разных городах России, ближнего и дальнего зарубежья уже в течение многих лет

Призыв к действию

В связи с этим я предложила бы три простые идеи, чтобы церковь могла стать собирающей силой для народа и общества.

Первая, простая и самая очевидная: Церковь – это мы. Надо перестать считать себя статистами, от которых ничего не зависит и которые ни за что не отвечают. Мы не просто миряне, загруженные семьями, кредитами и рабочими нуждами. От этого именования стоит вообще отказаться. А клирики не жрецы, совершающие обряды и исполняющие требы. Мы верные, члены единого народа Божьего. И нам нужно взыскать это наше призвание. Нам нужно Божий дар и благословение поставить выше иного благословения, пусть даже церковного начальства, и уж тем более выше нашего благополучия. Ведь страшнее нам потерять Божий дар, а с ним силу и благодать, стать солью обуянной.

Вторая идея: давайте перестанем ругать власть, иерархию, тем самым оправдывая себя и своё бездействие. Давайте то, с чем она не справляется, возьмём на себя. Давайте действовать по принципу дополнительности. И это касается как живого слова, так и примера нравственной жизни, дела духовного просвещения или ответственного социального действия, которого так ждут от церкви наши современники.

И, наконец, третья: в нашем обществе и народе слишком много разделений и отчуждённости. Кому-то надо стать собирающей и примиряющей силой. Потенциально эта сила соединять самых разных людей (разного статуса, интересов, направлений деятельности) есть в Церкви. Но для этого она сама должна стать братским союзом, своего рода неформальным духовным братством близких по вере людей. Если в нашей церкви восстановится норма братолюбия, братских отношений, то мы как её чада сможем делиться этим опытом не только с теми, кто близок нам по вере, но и с теми, кто близок нам по земле, по нашему отечеству.

Кифа № 10 (278), октябрь 2021 года