Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Если есть традиция и песенная, и обрядовая, то есть и традиция одежды

Интервью с художником по костюму Еленой Михайловной Чернышовой

Интервью с художником по костюму Еленой Михайловной Чернышовой

Не так давно, когда возник форум «Имеющие надежду», я поняла, что моя работа связана с одним из тезисов этого форума – тем, который говорит о возрождении лучших народных традиций.

В апреле этого года Преображенское братство проводит конференцию по теме «Христианское отношение к труду». Я думаю, что это только начало разговора, который потом продолжится. И нам интересно поговорить о том, как христиане, члены братства проявляют своё отношение к труду в светских профессиях. Вы в Санкт-Петербургской епархии известный модельер. А были ли Вы дизайнером одежды до своего воцерковления и если да, то изменилось ли у Вас что-то после того, как Вы пришли к Богу, или всё осталось так же?

Я всегда тяготела к церкви, церковному искусству, красоте образов и убранства. И когда представилась возможность участвовать в православных выставках, я стала участвовать в них со своей одеждой.

Одежду я шила с детства, сначала для кукол, потом для себя, и вся одежда была на основе народного кроя, то есть свободная и с богатым декором. Мне помогала моя бабушка, которая вместе со мной шила. Она, единственная из всей семьи, была верующей. Она и научила меня шить.

Это она показала Вам, что можно делать такие украшения?

Нет – это уже всё моё, это уже Господь дал. Бабушка меня научила кроить и шить – больше ничего. Приохотила к этому.

Потом была учёба. Училась я на инженера, как хотели мои папа, мама, дедушка. Они были инженерами и другого пути не видели. Никто мне не сказал «у тебя всё получится, поступай в Строгановку или в Мухинское училище».

На последних курсах института я захотела научиться играть на гитаре. Поступила в Москве в школу самодеятельной песни, и дальше начались знакомства со свободными, свободомыслящими людьми. Это был круг, связанный с авторской песней. Но ключевым словом в этом движении было слово «свобода». И свобода эта у меня началась в далёком 1976 году.

Насколько было осознанным такое освобождение от «советскости»?

Так получилось. Но каждая случайность – это не вполне случайность. Наверное, была подсознательная тяга к иному мышлению, не к тому, которым мыслили большинство вокруг.

Как бы то ни было, я получила диплом инженера и несколько лет, вплоть до 1988 года, работала по этой специальности. Но у меня был другой путь, и Господь меня мягко, чётко вёл по этому пути.

Первое время я сдавала свои изделия в кооперативный художественный салон. Потом окончила художественные курсы при Институте декоративно-прикладного искусства и получила диплом о высшем художественном образовании. С 2000 года я начала участвовать в выставках, а в 2008-м воцерковилась. Эти процессы проходили как-то параллельно, и воцерковившись, я поняла, что служу тем самым даром, который дал мне Господь.

Что для Вас самое главное при подготовке модели? Вы ищете красоты, удобства, денег, бюджетности или чего-то другого?

И красоты, и удобства. Я использую народный крой в своих изделиях, а он связан именно с этими качествами. Не так давно, когда возник форум «Имеющие надежду», я поняла, что моя работа связана с одним из тезисов этого форума – тем, который говорит о возрождении лучших народных традиций.

Что для Вас значит «возрождение традиций»? В чём Ваша главная цель?

Чтобы люди как-то вспомнили, что у них есть корни, и корни эти глубоки, и вспомнили об этом в том числе и через мою одежду, ведь если есть традиция и песенная, и обрядовая, то есть и традиция одежды.

Вам Ваша вера каких-то помех не создаёт в бизнесе? Христиане же не врут, не обманывают, не воруют…

Во-первых, я бы не назвала это бизнесом, я бы назвала это Делом. А во-вторых, я с самого начала старалась придерживаться этих христианских правил, это мне давалось легко, потому что у меня даже и мысли не было, что можно что-то украсть или солгать.

Народная артистка Зинаида Кириенко в платье от Елены Чернышовой
Народная артистка Зинаида Кириенко в платье от Елены Чернышовой

Что было самым сложным на этом творческом пути?

Самое сложное, что никто из людей в начале моего пути мне не помогал. Никто не давал денег. Никто не наставлял, не направлял. На одном из круглых столов на последнем фестивале под названием «Поморская гостеба» выступала девушка из Архангельска, которая тоже шьет одежду на основе народного кроя, но у неё более современная манера. Вот у неё своя стезя. Она выступала и рассказывала, как она к этому пришла, что делает, как её наставляли и помогали. У меня другой путь, и теперь я знаю, Кто мне на нём помогал.

В то же время всегда встречались люди, благодаря которым всё двигалось в нужном направлении. Например, хозяйка художественного салона в Санкт-Петербурге или известный музыковед Ирина Евгеньевна Тайманова, которая меня взяла за руку и отвела к Галине Вишневской. И теперь у Галины Вишневской есть несколько моих платьев. И у довольно известной певицы, теперь уже почившей, Аллы Баяновой, тоже моё платье есть. И у Евгении Смольяниновой. У Зинаиды Кириенко, у народной артистки Ольги Антоновой (если вспомнить «Я леплю из пластилина» в «Почти смешная история» – она там играла).

Хотя я и «одна во всех лицах», но у меня есть со–трудницы. Я намеренно говорю так: со–трудницы, со–трудники. Это швея, которая отшивает мои изделия, – это 10% создания всего изделия, но они очень сложны. И это мои помощницы на выставках.

И ещё, когда в 2020 году начался локдаун, ограничения, закрыли все выставки, концерты, фестивали, я готовилась к выставке «Вербная неделя» в Москве. А когда я готовлюсь к выставке, все средства у меня вложены в работу. И когда выставку внезапно запретили, я осталась просто без средств к существованию. Я честно написала об этом в соцсети, и люди мне помогли не только деньгами, но и советом. А совет был такой: фотографируй и выставляй в интернет. Что я и сделала. И дело пошло. Много было такой братской помощи, в том числе и братские советы. И я очень благодарна этим людям. И когда был флешмоб «благодарю лично», то обычно все благодарили врачей, а я благодарила этих людей.

Как Вы определяете, насколько хорошо сделана Ваша работа? Есть какие-то критерии, по которым можно судить: эта коллекция более удачна, а эта менее удачна?

Я сама, наверное, не смогу это определить. Люди, которые со мной давно знакомы, которые следят за моим творчеством, которые носят мои платья, говорят, что налицо какой-то рост. Со стороны виднее.

Беседовала Анастасия Наконечная.

Фотографии предоставлены Еленой Чернышовой

Кифа № 3 (283), март 2022 года