Когда мы почти пять лет назад начинали публикацию кратких обзоров событий Гражданской войны, приурочивая каждую публикацию к их столетию, пришлось сделать оговорку: даты начала и конца войны – пререкаемые. Разные историки ставят их по-разному, и если в оценке начала событий они расходятся на месяцы, то в оценке конца – на годы (нельзя при этом забывать и вопрос, которым задаются некоторые исследователи и публицисты: а закончилась ли вообще гражданская война в России?).
Так что в этом месяце мы вспоминаем столетие лишь одной из возможных дат окончания страшных событий, стоивших нашей стране по разным оценкам от 12 до 13 миллионов жизней, унесённых не столько кровопролитными сражениями, сколько голодом, болезнями, разрухой и террором. Результатом их стал и феномен «России вне России» – двух- или трёхмиллионной первой волны русской эмиграции. А ещё – разрыв живых связей между людьми: именно возрастанием отчуждения, ненависти, желания мести не только между людьми, говорящими на одном языке и имеющими общее прошлое, но даже между теми, кого соединяют родственные узы, из всех войн именно гражданские войны остаются самыми страшными и бесчеловечными.
Итак, сто лет назад на Дальнем Востоке практически закончилось1 организованное воинское сопротивление власти, установившейся в результате октябрьского переворота. Все дальнейшие годы сопротивление было уже стихийным, хотя в некоторые периоды (например, в годы коллективизации) многочисленным и мощным. Каковы же были те события, которые называются эвакуацией Приморья?
Дальний Восток в ходе пяти лет с ноября 1917 по ноябрь 1922 года несколько раз переходил из рук в руки. С конца 1917 до июля 1918 года он находился в руках большевиков, потом перешёл к белым. Сначала это была власть Временного Всероссийского правительства (Омской директории), потом, вплоть до страшного отступления 1920 года, власть правительства адмирала Колчака. 4 января 1920 года, за месяц до предательской выдачи, пленения и расстрела Верховного правителя России Александра Васильевича Колчака, его указом «вся полнота военной и гражданской власти на всей территории Российской Восточной Окраины» была передана (до получения указаний от назначенного Верховным правителем России Антона Ивановича Деникина) казачьему атаману, генерал-лейтенанту Белой армии Григорию Михайловичу Семёнову.
«Надо искать новые пути борьбы с антихристовыми сынами, воцарившимися в России, создавать в народе, в борцах, в обществе не столько физическую силу, сколько, главным образом, духовную мощь, мощь имени Христа, которой сейчас слишком мало…»
В феврале 1920 года завершившие под Читой Великий Сибирский ледяной поход остатки частей Владимира Оскаровича Каппеля (†26 января 1920) под командованием генерала Войцеховского соединились с войсками Семёнова. Он сформировал из трёх корпусов войск Восточного фронта Русской армии Дальневосточную армию. С апреля по октябрь 1920 года войска под командованием Семёнова вели ожесточённые бои с Народно-революционной армией Дальневосточной республики, созданной в марте 1920 года на базе частей Восточно-Сибирской советской армии. После упорных боёв с большевиками остатки отрядов Семёнова под давлением превосходящих сил противника оставили Читу и отступили из Забайкалья в Маньчжурию. Сам Семёнов, бросив остатки своей армии, бежал из Читы на аэроплане. Остатки его отрядов частью рассеялись или остались в Монголии, частью по КВЖД добрались до Харбина, а оттуда – в Приморье, где в 1921–1922 году продолжили борьбу с большевиками. Практически весь Дальний Восток постепенно в 1920 году оказался в руках красных. Отчасти контролировавшие Приморье японцы в 1921–1922 годах декларировали нейтралитет в вопросах борьбы белых с красными, при этом гражданские власти Японии всё больше склонялись к «английскому варианту», т. е. признанию власти большевиков, а часть японских военных стремилась поддержать остатки Русской армии. В мае 1921 года власть во Владивостоке и части Приморья вновь перешла в руки белых. 2 сентября 1922 г. войска Земской рати – последнего оплота Белого движения не только в Приморье, но и в России – под командованием генерал-лейтенанта Дитерихса начали наступление на Хабаровск. Однако в середине октября 1922 года они потерпели сокрушительное поражение, и встал вопрос о неизбежной эвакуации. Вот строки из приказа правителя Земского Приамурского края2 М.К. Дитерихса от 15 октября:
«Воины. Борьба армии с Советской Властью окончена.
Силы вашего духа оказались малы, чтобы сокрушить врага Христа и тирана русского народа. А силы физической было слишком мало. И в том, что никто вас не поддержал, не пришёл в ваши ряды, по тем или иным причинам, я вижу перст Божий, гнев Божий, ещё продолжающий карать согрешивший против Христа и Помазанника Божия русский народ.
Я вижу перст Божий, указывающий, что надо искать новые пути борьбы с антихристовыми сынами, воцарившимися в России, создавать в народе, в борцах, в обществе не столько физическую силу, сколько, главным образом, духовную мощь, мощь имени Христа, которой сейчас слишком мало, чтобы объединить и воспламенить массу, постоять до конца за веру, за свои священные права…»
Всего эвакуировано было около 10 000 человек, считая несколько сот раненых. 22 и 24 октября суда Сибирской флотилии из Владивостока отправились в русский приграничный порт Посьет, а из него по бурному штормовому морю в корейский порт Гензан.
Красные вступили в город в 10 часов утра 25 октября, но, как пишет адмирал Старк, «не имели никаких двигающихся плавучих средств для преследования нас».
2 ноября на пароходах «Сишан» и «Магнит» белые отряды покинули Петропавловск-Камчатский.
Переход флотилии при штормовой погоде оказался очень тяжёлым, особенно для кораблей, шедших на буксире, и катеров. Однако, как и при эвакуации частей Русской армии из Крыма, во время эвакуации Приморья командованию Белой армии удалось спасти от наступающих большевиков как воинские части, так и гражданских беженцев, не пожелавших оставаться в захваченной красными стране. При этом эвакуация, проведённая кораблями и судами Сибирской флотилии, проходила в несравненно более трудных условиях, нежели на Юге России, и своим успешным завершением была обязана отваге русских моряков.
Александра Колымагина
————
1 Начавшийся в сентябре 1921 года формированием белого отряда в 200 человек во главе с корнетом Михаилом Коробейниковым Якутский поход генерала Пепеляева, отправившегося летом 1922 года из Владивостока с отрядом добровольцев для оказания помощи восставшим, продлился до июня 1923 года. В ходе похода были заняты, а потом потеряны такие крупные города. как Якутск, Охотск и Аян. Так что и ноябрь 1922 года – не самая окончательная дата…
2 По решению Приамурского Земского собора, проходившего в июле-августе 1922 года, белые силы в Приморье были преобразованы в Земскую рать во главе с земским воеводой Михаилом Дитерихсом, ставшим временным диктатором. Текст указа цитируется по изданию: Старк Ю.К. Последний оплот: отчёт о деятельности Сибирской флотилии, 1920–1924. СПб. : БЛИЦ, 2015.