Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Не просто «прочитал и ушёл»

О конференции «Сретенские чтения» рассказывает председатель оргкомитета Зоя Михайловна Дашевская

Зоя Михайловна Дашевская

В этом году прошли уже XXVIII «Сретенские чтения». В них приняли участие докладчики из 16 городов России, Германии, Швеции и Беларуси. Но если заглянуть за границу протокольной информации – что Чтения представляют собой сегодня? Это локальное событие СФИ с гостями или конференция, значимая для всей церкви?

Я думаю, что сегодня «Сретенские чтения» – это полноценная научная богословская конференция, она проходит как национальная общероссийская конференция с международным участием. Это открытая площадка, пространство для дискуссий между преподавателями и студентами, между учёными и исследователями из духовных учебных заведений и светских вузов. И та тематика, которая затрагивается в ней – а мы достаточно традиционно придерживаемся определённых богословских направлений, – не иссякает, ведь её питает интерес к исследовательскому творчеству и, следовательно, к живой мысли, к истории церкви и своей страны, к литургике, миссиологии, катехетике, исследованию Священного писания… Все эти направления изучаются очень неформально, и в этом большая ценность «Сретенских чтений».

Не так много у нас сегодня таких конференций, где можно не просто прочитать свой доклад, чтобы получить свидетельство, что ты поучаствовал в научном мероприятии, а действительно представить свои научные наработки, услышать вопросы и замечания от коллег, «сверить исследовательские часы». Не так много в научно-богословском сегменте конференций, где учёные с именем, сделавшие серьёзные открытия, достигшие чего-то в своей специальной области, могут встретиться на одной площадке с теми, кто только начинает свой труд в избранной для себя области науки или богословия. И мне кажется, что сама по себе такая встреча очень продуктивна, ведь люди с серьёзным исследовательским опытом могут поделиться вкусом к подлинному знанию с начинающими специалистами.

Наша конференция уже не первый год занимает своё место среди конференций, которые проводят как духовные школы, так и светские вузы. Мне самой приходилось участвовать во многих конференциях подобного рода, и, по моим оценкам, «Сретенские чтения» по качеству представленных докладов близки к конференциям СПбДА и РГГУ. И, слава Богу, мы свободны от каких-то идеологических шор, т. е. у нас можно высказывать разные точки зрения, разные позиции, их аргументировать и обсуждать.

Мне кажется чрезвычайно ценным и то, что учёные, которые 10–15 лет назад начинали у нас выступать, сегодня направляют к нам своих студентов и аспирантов и продолжают выступать сами.

Сегодня порой наукой считается исследование детали какого-то большого явления, например, исследуя о. Сергия Булгакова, обсуждают чуть ли не какую-то одну его фразу. А вот смотреть на существо вопросов порой «не принято». «Сретенские чтения» в чём-то принципиально отличаются от подобного подхода по содержанию научных изысканий?

Могу согласиться, что сегодня некоторые сообщения на научных конференциях напоминают обсуждение проблем, которые можно обозначить, немного в шутку, как вопрос об употреблении фонемы «ы» в поэме Пушкина «Полтава». И, надо сказать, такими вопросами некоторые люди занимаются долго и увлечённо. Но для сердца и ума, для мысли, для духа, в конце концов, это не даст ровным счётом ничего. И мне кажется, что наша конференция ценна как раз тем, что люди понимают, что время их жизни, труд их мысли следует посвящать тому, что имеет отношение к каким-то экзистенциальным корням. Это касается и богословия, и вопросов церковной истории, и проблем христианского свидетельства, и вопросов межрелигиозного диалога. Мы знаем, какими спорными могут быть вопросы, связанные с нашим прошлым, и эти исследования требуют взвешенности и квалификации. Невозможно просто отвечать на простые вопросы идеологическими штампами. Мы должны быть действительно очень ответственными, и потому доказательными и убедительными, и заботиться о том, чтобы максимальное количество источников было нами представлено и проработано, когда мы берёмся судить о тех или иных событиях, о тех или иных явлениях и как-то аргументировать свою позицию. Мне кажется, что мы обязательно должны учитывать и разные исследовательские позиции, и те достижения науки в истории богословия, которыми сегодня оперируют исследователи, – для того, чтобы наше слово, которое мы вносим в научное поле, имело соответствующий вес и ценность. Сегодня мы не можем разрабатывать направления литургики или библеистики так, как будто время остановилось и эти направления не развиваются. К сожалению, их развитие в России было разрушено революционным переворотом 1917 года и сегодня они плодотворно развиваются в основном за пределами России, хотя люди мудрые из зарубежных специалистов говорили и говорят, что «стоят на плечах гигантов», имея в виду русскую исследовательскую школу (по крайней мере, в литургике). Широта кругозора, знание источников, научный характер аргументации и владение материалом других исследователей – всё это должно быть в нашем арсенале для того, чтобы мы действительно были профессионалами, специалистами в своём деле.

Иногда может показаться, что такого рода конференции существуют для очень узкого круга. Могут ли они быть интересны для людей, живущих верой, но не имеющих высшего образования?

Думаю, что могут. Ведь никто не стремится показаться умнее, чем он есть, и мы прекрасно понимаем, что сегодня нужно искать новый язык для того, чтобы вести диалог не на «птичьем» языке, но на языке, понятном тем, кто ищет глубины, ищет ответы в области веры, и, как видится, богословие для того и существует. Мне кажется, что количество просмотров youtube-трансляций каждой секции говорят за себя. Их больше тысячи на каждой секции, причём где-то значительно больше. Людям интересно, когда их никто не поучает, но, напротив, делится какими-то проблемами, ставит вопросы. Да, участие в таком диалоге, безусловно, требует гуманитарной подготовки. Ну и что же? Это для всех нас всегда некоторый вызов и задача. «Не будьте детьми умом», говорит нам апостол Павел. Поэтому мне кажется, что способность мыслить и рассуждать и есть то масло, с которым умные девы пришли к двери ожидать жениха. И мы должны позаботиться, чтобы оно в наших светильниках не переводилось.

Беседовала Анастасия Наконечная

Кифа № 3 (283), март 2022 года