Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

«Братство – это не трудовая коммуна»

Интервью с председателем Преображенского братства Дмитрием Сергеевичем Гасаком

Дмитрий Сергеевич Гасак

Что Вам кажется самым важным в возникновении традиций общего труда в Преображенском братстве?

Важно, что братство – это не трудовая коммуна. Потому что церковь – не трудовая коммуна. Но при этом церковное дело, христианское дело – это определённый труд. Я думаю, что братский опыт труда коренится ещё в 1970-х – 1980-х гг. и начинался он с определённого видения церковной ситуации в стране, с христианской оценки общественной ситуации, с размышления о том, что необходимо сделать, чтобы православная церковь в России существовала полноценно. Это при том, что возможности церковной институции были в те годы чрезвычайно ограничены. Такой труд начинал будущий духовный попечитель братства, отец Георгий Кочетков. Поэтому образ церковной жизни на современном этапе истории страны и перечень приоритетных задач, необходимых для его реализации, в первую очередь возник у него. Нужно отметить, что это исходило не из той или иной схемы, а из целостного образа церковной жизни. И здесь можно отметить два принципа.

Первый – принцип дополнительности (в этом специфика служения Преображенского братства), который заключается в том, что мы не занимаемся трудом на христианских началах вообще, а изначально ставим перед собой цель возрождения церковной жизни, поэтому стремимся не к реформе, а стараемся восполнять то, что в церкви должно быть, но по разным причинам пока нет. Один из примеров такого подхода – создание условий для воцерковления людей, для целостного и последовательного научения взрослых и детей основам христианской жизни и веры. Теперь, кажется, ни у кого нет сомнений, что этот опыт не даётся сам собой, когда человек просто приходит в храм или даже участвует в таинствах. Для воцерковления необходимо пройти путь и потрудиться, чтобы жизнь человека стала целостной, чтобы и семья, и работа, и отношения с людьми опирались на христианские ценности. Другой пример – актуализация действенности богослужения как собирающего начала церковного народа. Для этого необходимо, чтобы богослужение совершалось на родном языке, в России – на русском. Эта задача, в свою очередь, требует последовательной работы по переводу православного богослужения на русский язык.

То есть братский труд изначально был связан, с одной стороны, с целостным видением жизни церкви, с другой стороны – с принципом дополнительности, с третьей – с принципом ответственности. Отец Георгий действовал так: если никто не делает того, что необходимо, а я вижу, что в этом есть воля Божья, стало быть, я не предъявляю претензий ни к кому, а делаю это сам. Так же старается действовать и всё наше братство.

Каким Вы видите соотношение понятий «труд» и «работа»?

Труд – это содержание всей жизни. А работа – это вещь, ограниченная рамками, как сейчас говорят, «проекта». Проект может быть долгоиграющим, существующим в виде какой-то организации, институции длительное время. А может ставить своей целью достижение какого-то единократного результата (скажем, тот же перевод текста богослужения на русский язык; правда, о. Георгий занимается этим уже чуть ли не полвека).

И в братстве, с одной стороны, труд проявляется в строительстве и созидании церковной жизни как таковой – в братотворении, оглашении, свидетельстве, в собирании церкви и народа (в последнее включена даже и церковно-общественная деятельность как определённый труд). А с другой стороны, есть институции, созданные братством, организации, которые занимаются определёнными видами деятельности: образовательной, медицинской, благотворительной, информационной. Это уже сфера приложения профессиональных компетенций и навыков.

В первые годы строительства Братского дома
В первые годы строительства Братского дома (сер. 2000-х гг.). Справа налево: член Межсоборного присутствия проф. Д.М. Гзгзян; один из основателей «Кифы» Александр Буров (СПб)

Есть вещи, которые выходят за рамки этой типологии, их трудно назвать только институцией или проектом. Например, Братский дом.

Почему же? Думаю, что, по меньшей мере, наполовину братский дом можно назвать институцией, ведь есть организация, которая занимается эксплуатацией и обслуживанием здания и участка. В этом деле требуются, с одной стороны, задачи профессиональные (обслуживание электросистемы, садоводство, гостиничное дело и т. д.), а с другой – есть вещи неформальные, поскольку дом всё же братский, а значит – это некая среда. Но вот как раз атмосферу братского дома создают не только те, кто профессионально в нём работает, но и братья и сёстры, которые приезжают не работать, а проводить разного рода встречи, конференции и т. п.

Есть ещё и те, кто приезжает туда безвозмездно трудиться – например, дежурные.

Да, здесь интересно то, что братство создало этот дом и оно же его поддерживает. Поддерживает и в качестве институции, и на волонтёрских началах. Это общий дом, и о нём заботятся все, все его любят. Конечно, волонтёрство есть и в поддерживаемом братством Свято-Филаретовском институте, и в информационной деятельности – везде. Чем этот принцип важен для братства? Возможность помощи на волонтёрских началах – это вопрос не экономии в первую очередь. Главная цель в том, что структура, институция должна быть открытой, и участие самых разных людей определяет в большой степени характер деятельности, её атмосферу.

Продолжение в следующем номере

Беседовала Марина Наумова

Фото: Анатолий Мозгов (†2008), s-t-o-l.com / Станислав Новгородцев

Кифа № 5 (285), май 2022 года