Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Братский помянник (декабрь)

В декабре в братский помянник входит более 20 имён. В течение нескольких лет мы ведём эту рубрику и в этот раз хотим более подробно рассказать об известных нам фактах из жизни членов Трудового братства вл. Макария (Опоцкого). Благодарим исследователя Александру Буданову за предоставленные материалы и фотографии.

1 декабря приняла мученическую кончину Аполлинария Ивановна Домакова (1886–1938). Аполлинария Ивановна родилась в деревне Панькино Череповецкого района. Имела образование 2 класса. В братство епископа Макария (Опоцкого) вступила вместе с дочерью Александрой и племянницей Лидией. Проживая с братством в Новгороде, работала в артели инвалидов «Красный труд». 18 июня 1938 г. была арестована, умерла во время следствия. Похоронена на Петровском кладбище в Великом Новгороде.

* * *

2 декабря 1937 года были расстреляны в Новгороде четыре члена Трудового братства, основанного епископом-катехизатором Макарием (Опоцким): священник Василий Александрович Козлов, Пётр Алексеевич Беляев, Иван Кириллович Пикин и Мария Николаевна Александрова.

Пётр Алексеевич Беляев (1893–1937) родился в деревне Панькино под Череповцом. Переехал вместе с семьёй в Новгород вслед за епископом Макарием (Опоцким). Работал сапожником.

Священник Василий Александрович Козлов (1889–1937) – двоюродный брат Петра Беляева. Дочь Ивана Пикина – Екатерина – рассказывала, что незадолго до ареста он был тайно рукоположен владыкой Макарием.

Иван Кириллович Пикин (1891–1937) – один из ближайших помощников владыки Макария. Он родился в селе Шухободь под Череповцом, имел крепкое хозяйство, учился сыроварению у Н.В. Верещагина. С епископом Макарием познакомился в 1929 году вскоре после смерти своей жены. Вместе с тремя дочерьми Анной, Екатериной и Марией уехал за владыкой в Новгород, оставив всё имущество колхозу. В Новгороде работал на железной дороге и на бензозаправочной колонке. Был арестован в 1933 году. На одном из допросов прямо сказал, что готов пострадать за Христа. Вновь арестован в 1937 г.

Мария Николаевна Александрова (1892–1937) – единственная женщина среди расстрелянных в этот день братчиков. Мария Николаевна происходила из дворянской семьи. Ранее входила в общину священника Иоанна (Егорова) в Ленинграде. В 1920-х годах община прекратила своё существование и распалась на несколько маленьких групп. Одна из этих групп, называвшаяся «византийцы» и состоявшая из нескольких женщин, жила в доме Марии Николаевны. Во время своей поездки в Новгород в конце 1920-х годов Мария Николаевна познакомилась с епископом Макарием и через некоторое время вошла в братство. Вслед за ней в братство вступили ещё несколько сестёр из общины о. Иоанна (Егорова). В 1933 году Мария Николаевна была сослана в казахский посёлок Хобда, где жила с двумя сёстрами из братства. Вернувшись из ссылки, была старшей в братской общине сестёр в Новгороде в 1936–1937 годах, пользовалась большим уважением. После ареста в 1937 году безупречно держалась на допросах, не позволяя называть братство «антисоветской сектой». Единственная из всех арестованных братчиков вовсе не признала свою вину.

Священник Василий Александрович Козлов, Пётр Алексеевич Беляев, Иван Кириллович Пикин и Мария Николаевна Александрова

* * *

2 декабря отошла ко Господу Валентина Михайловна Лебедева (1891–?). В 1931–1934 гг. и летом – осенью 1937 года была старшей в братстве вл. Макария (Опоцкого) в Галиче. В её доме по ул. Свердлова, 20 с 1928 по 1937 год жило небольшое галичское братство. Была арестована в 1937 году, приговорена к 8 годам ИТЛ, в 1949 году вновь арестована по тому же обвинению, отправлена в ссылку в Казахстан, освобождена в 1954 году.

* * *

3 декабря был расстрелян в Сандармохе священник Анатолий Жураковский (1897–1937). Исповедник веры, основатель православной общины и руководитель братства во имя Иисуса Сладчайшего (после кончины его главы архимандрита Спиридона (Кислякова)), отец Анатолий со всей любовью собирал церковь Божию, в том числе и через свои письма братьям и сёстрам из заключения. Сегодня мы можем читать его проповеди, эссе «Иуда», работу «Литургический канон теперь и прежде», удивляясь силе его веры и надежды, которой он делился со своими друзьями во Христе, казалось бы, в самые безнадёжные времена.

Священник Анатолий Жураковский
Священник Анатолий Жураковский

* * *

4 декабря отошёл ко Господу протопресвитер Николай Афанасьев (1893–1966). Отец Николай Афанасьев ввёл в сферу богословских размышлений ХХ в. тему евхаристической экклезиологии в противовес наиболее распространённой поместно-приходской модели устройства церкви. Также он подчёркивал значение служения мирян в церкви. Труды отца Николая вдохновили на развитие его идей отца Александра Шмемана, митр. Иоанна (Зизиуласа), Петроса Василиадиса и др.

В 2017 году Свято-Филаретовский институт провёл конференцию, посвящённую евхаристической экклезиологии отца Николая и разработке проблем её применения в жизни церкви.

Протопресвитер Николай Афанасьев
Протопресвитер Николай Афанасьев

* * *

8 декабря был расстрелян священник Павел Флоренский (1882–1937). Известный мыслитель отец Павел Флоренский несколько лет был тесно связан с жизнью общины сестёр милосердия российского общества Красного Креста в Сергиевом Посаде. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна в 1912 г. специально пригласила отца Павла быть духовником этой общины. Настоятелем храма при общине он служил десять лет, пока в 1922 году её не закрыли большевики. Говоря об участии мирян в деле церковного строительства, отец Павел называл необходимыми качествами церковности преданность святой Церкви, образованность и бескорыстие.

Cвященник Павел Флоренский
Cвященник Павел Флоренский

* * *

10 декабря завершила свой земной путь Екатерина Степановна Беляева (†1969) – жена Петра Алексеевича Беляева, расстрелянного в 1937 году за членство в Трудовом братстве вл. Макария (Опоцкого). Екатерина Степановна вступила в Братство вместе с дочерью Марией и оставалась верной братскому пути до конца своих дней.

Екатерина Степановна Беляева
Екатерина Степановна Беляева

* * *

13 декабря отошла ко Господу Александра Алексеевна Волкова (1888–1980). Александра входила в тайную иноческую общину Александро-Невского братства, проживавшую в Старом Петергофе под духовным руководством игумена Варсонофия (Верёвкина). После разгрома общины в 1932 году жила в Ленинграде, до последних дней была усердной прихожанкой Николо-Богоявленского собора.

13 декабря почил протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983). Отец Александр в своих трудах работал над раскрытием смысла евхаристической экклезиологии. Будучи деканом Свято-Владимирской семинарии в Америке, он издал десятки книг, посвящённых литургическому служению. Одной из наиболее значимых его книг стало посмертное издание его дневников, в которых помимо евхаристической экклезиологии он говорит о важности качества церковного собрания. В частности, это выражено в его словах: «Ранние христиане: Тело Его на престоле, потому что Он среди них. Теперешние христиане: Христос тут, потому что Его Тело на престоле».

Протопресвитер Александр Шмеман
Протопресвитер Александр Шмеман

* * *

16 декабря отошла ко Господу Евгения Иосифовна Фалькевич (1904–1966). Евгения родилась в крестьянской семье. С 19 лет проживала в тайной иноческой общине Александро-Невского братства при Серафимовском храме в Старом Петергофе – помогала в храме, пела в сестринском хоре, для обеспечения жизни общины занималась кустарным промыслом. В 1932 году была арестована с другими сёстрами и духовным отцом общины игуменом Варсонофием (Верёвкиным). Через месяц её отпустили, что позволило ей встретить из лагеря больного отца Варсонофия и ухаживать за ним в Новгороде до его кончины. Похоронена на Петровском кладбище в Новгороде рядом с о. Варсонофием.

* * *

17 декабря были расстреляны три члена Александро-Невского братства: княжна Кира Ивановна Оболенская (1889–1937), Екатерина Андреевна Арская (1875–1937) и Алексей Иванович Правдин (1913–1937). Алексей Иванович был келейником архимандрита Льва (Егорова) и впервые проходил по делу братства в 1932 году. После 5 лет заключения в советском лагере он, как и сёстры Кира и Екатерина, поселился в Боровичах под Новгородом. Вместе с сёстрами и ещё почти 50 верующими проходил по делу о «контрреволюционной организации церковников», руководство которой было приписано епископу Гавриилу (Воеводину). Мученицы Кира Оболенская и Екатерина Арская причислены церковью к лику святых в 2003 году.

Княжна Кира Ивановна Оболенская и Екатерина Андреевна Арская
Княжна Кира Ивановна Оболенская и Екатерина Андреевна Арская

17 декабря завершил земной путь Иван Георгиевич Айвазов (1872–1964). Иван Георгиевич входил в правление Братства Воскресения Христова, основанного протоиереем Иоанном Восторговым. Братство существовало для подготовки священников с целью проповеди переселенцам, приезжавшим в Россию. После 1917 года пережил несколько арестов, три года провёл в ссылке. Потерял в результате конфискации свою богатую библиотеку. Умер в Павлограде под Днепропетровском.

* * *

18 декабря отошёл ко Господу протоиерей Василий Евдокимов (1903–1990). Начав свою духовную жизнь в московской маросейской общине, впоследствии будущий отец Василий входил в тайную общину вл. Афанасия (Сахарова) во Владимире, а священническое служение начал в Ташкентской епархии, приехав туда по приглашению о. Бориса (Холчева).

Он дважды был приговорён к заключению в советском лагере. По второму делу проходил вместе с о. Павлом Флоренским. Мужественно защищал церковь во время хрущёвских гонений, не допустив закрытие храма в Оше, а вместе с ним всего Южно-Киргизского благочиния. Последние годы жизни находился в Москве и от всего сердца ожидал, когда будет вновь открыт Маросейский храм. Это произошло за три дня до кончины исповедника веры. Отпевание о. Василия было проведено в его любимом храме на Маросейке.

Протоиерей Василий Евдокимов
Протоиерей Василий Евдокимов

* * *

19 декабря отошла ко Господу Феодосия Степановна Смирнова (†1947). Будучи членом братства еп. Макария (Опоцкого), Феодосия Степановна была автором тропаря, кондака и богослужения в память о владыке, а также его жизнеописания. В молодости Феодосия Степановна жила при монастыре и хорошо знала церковный устав и службу. Во время войны была интернирована в Германию, где тяжело заболела. Хозяева, у которых она работала, собирались её умертвить, однако передумали: другая работница родила и Феодосия Степановна присматривала за ребёнком, пока та ходила на работу. После войны здоровье Феодосии Степановны так и не восстановилось, и эта женщина взяла её жить к себе на Украину. Там Феодосия Степановна завершила свою земную жизнь. Незадолго до своей кончины она написала сёстрам письмо, в котором ставила вопрос, как правильно молиться за упокой владыки Макария, которого она призывала называть равноапостольным: «Он нёс главный христианский подвиг – это подвиг братолюбия и братотворения, и это подвиг Самого Христа и Апостолов, чрез который и открыл Христос дверь в Царство. А чрез несение им такого главного подвига мы тем более должны убедиться в своём веровании, что он теперь в Царстве славы Сынов Божиих, а поэтому мы можем, и будем молиться ему, как истинному о нас ходатаю о нашем достижении высшей своей цели… И я без сомнения думаю, родные, что вы не будете против».

Феодосия Степановна Смирнова
Феодосия Степановна Смирнова

* * *

21 декабря отошла ко Господу Варвара Сергеевна Зегжда(в девичестве Заспелова) (1905–1990). Сестра Варвара входила в Александро-Невское братство с первых дней его существования. Вместе со своей родной сестрой Анастасией после кончины матери духовно окормлялась у митр. Вениамина (Казанского), стараясь как можно чаще бывать на литургии в его Крестовом храме. Начиная с 1922 года, когда Анастасия вошла в тайную иноческую общину под руководством отца Варсонофия (Верёвкина), Варвара стала ездить на службу в Старый Петергоф. В братстве Варвара познакомилась со своим будущим мужем Андреем Зегждой. Один из их сыновей стал историком Братства.

* * *

24 декабря почил о Господе протоиерей Георгий Ивакин-Тревогин (1903–1980). Член маросейской общины, будущий священник 5 лет провёл в советском лагере. Рукоположился в 1954 году в Ташкентской епархии у епископа Ермогена (Голубева). После пыток в советской тюрьме сильно болел, однако со всем усердием совершал священническое служение. Был одним из лучших проповедников в епархии.

Протоиерей Георгий Ивакин-Тревогин
Протоиерей Георгий Ивакин-Тревогин

* * *

28 декабря завершила свой земной путь Екатерина Ивановна Пикина (1923–2012). Екатерина Ивановна с юных лет была хранительницей архива Трудового братства, основанного епископом-катехизатором Макарием (Опоцким), сумев сохранить его даже во время насильственной отправки её на работы в Германию во время Великой Отечественной войны. Екатерина Ивановна была рада к концу своей жизни познакомиться с паломниками из Преображенского братства, напутствовав их словами: «В братстве надо отдавать всё – и тогда обретёшь стократ больше!».

Екатерина Ивановна Пикина
Екатерина Ивановна Пикина

* * *

30 декабря завершила свой земной путь Елизавета Александровна Дранницына (1876–?) – член братства еп. Макария (Опоцкого). Елизавета Александровна происходила из дворян, её отец был до 1917 года членом окружного суда в Рязани, а муж – прокурором Череповца. Познакомилась с епископом Макарием в конце 1920-х годов в Новгороде. В 1933 году была арестована по делу «Трудового братства епископа Макария (Опоцкого)» и выслана из города. Поселилась в Галиче, где вошла в братство. Сохранилось очень тёплое письмо к ней еп. Макария на Рождество 1933 года, где он радуется тем изменениям, которые в ней произошли: что она перестала жалеть об оставленном в Новгороде доме, найдя опору во Христе. В 1936–1937 годах в оставленном ею доме в Новгороде жили 6 человек из Новгородского братства. Елизавета Александровна была арестована в 1937 году в Галиче и сослана на 5 лет в Казахстан.

Рубрику ведёт Анастасия Наконечная при поддержке Александры Будановой

Кифа № 12 (268), декабрь 2020 года