Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Братский помянник (апрель)

6 апреля отошла ко Господу Елизавета Михайловна Шик (1926–2014) – дочь священномученика Михаила Шика, близкого в 1920-х годах к кругу мечёвских общин и расстрелянного в 1937 г. в Бутово. Елизавета Михайловна не понаслышке с детства знала, что в церкви есть не только официальная, но и невидимая жизнь разных общин и групп, и до последних дней активно жила этой жизнью.

На Благовещение 7 апреля в разные годы завершили свой земной путь патриарх Тихон (Беллавин), архиепископ Ермоген (Голубев), протопресвитер Виталий Боровой, протоиерей Павел Алексахин.

Патриарх Тихон (Беллавин) (1865–1925) в первые месяцы после революции призвал христиан объединяться в духовные союзы для защиты церкви от большевистских гонений.

Исповедник веры архиепископ Ермоген (Голубев) (1896–1978) был уникальным архипастырем своего времени, сохранявшим и приумножавшим церковь в условиях гонений со стороны государства. Во всех возглавляемых им епархиях владыка собирал круг единомышленников среди духовенства и мирян, возрождавших духовную жизнь, способствовавших росту и укреплению приходских общин.

Протопресвитер Виталий Боровой (1916–2008) – верный друг Преображенского братства, один из духовных учителей отца Георгия Кочеткова, входивший в Попечительский совет Свято-Филаретовского института.

Протоиерей Павел Алексахин (1919–2008) стоял во главе православной общины в селе Красные Ключи Самарской области небольшой части когда-то мощного духовного движения, получившего в своем начале наименование «беседников».

9 апреля в нацистском концлагере погиб лютеранский пастор, богослов Дитрих Бонхёффер (1906–1945). Он глубоко ценил общинную жизнь в церкви, как великий дар Божий каждому христианину, много писал о том, какой она должна быть, как христианам возрастать в братской любви.

10 апреля отошла ко Господу – Екатерина Афиногеновна Хазова (1893–1973). Она познакомилась с братством епископа-катехизатора Макария (Опоцкого) в Череповце, затем переехала к ним в Новгород. Поддерживала отношения с сёстрами из братства до самой кончины. В последние годы жизни её опекала семья братчиков Беляевых, рядом с которыми она и похоронена в Череповце.

13 апреля 1925 года отошел ко Господу Иван Павлович Щербов (18731925) – один из главных вдохновителей создания Петроградского Богословского института (1920—1923) и его проректор, преподавал в нём (а до этого в Санкт-Петербургских Духовной Семинарии и Богословско-пастырком училище) основное, догматическое и нравственное богословие. Входил в Александро-Невское братство.

13 апреля 1995 года закончил свой земной путь архиепископ Никон (Николай Васильевич Фомичёв) (1910-1995), детство и юность которого прошли в одной из общин Александро-Невского братства. Это оказало большое влияние на формирование мировоззрения Николая и укрепление его веры. Впоследствии владыка Никон много потрудился проповедью и делами для возрождения и укрепления церковной жизни.

16 апреля 1981 года отошла ко Господу Татьяна Ивановна Николаева (ок. 1890-1981), сестра из петроградского Александро-Невского братства, входившая в него с самого основания в 1918 году.

19 апреля отошёл ко Господу преподобный Севастиан Карагандинский (1884–1966). Ученик оптинских старцев, отец Севастиан при советской власти стал исповедником веры, отбывал срок в Карагандинском лагере. Выйдя из заключения, стал главой тайной общины в небольшом селении под Карагандой. Туда в возрасте 15 лет попал будущий отец Павел Адельгейм.

26 апреля отошла ко Господу Александра Ивановна (?) Домакова (?–1985). Происходя из череповецких крестьян, она присоединилась в начале 1920-х годов к кружку-сестричеству, который собрал епископ Макарий (Опоцкий), затем переехала за ним в Новгород. В 1927 году, когда ей было примерно 20 лет, работая в поле и узнав о том, что епископ Макарий возвратился из заключения на Соловках, написала стихотворение богословского  характера о том, как счастливы те, кто выбрал жизнь в подражании Христу.

28 апреля завершил свой земной путь епископ Стефан (Никитин) (1895–1963) – духовный сын отца Сергия Мечёва, в 1931 году вместе с другими общинниками-мечёвцами был арестован по «делу о. Бориса Холчева». Был тайно рукоположен епископом Афанасием (Сахаровым). Открыто начал священническое служение в 1950 году в Ташкентской епархии у митрополита Гурия (Егорова). В отчётах уполномоченного по делам религий отмечалось, что владыка «пытается поддерживать приходящие в упадок общины, укрепить пошатнувшееся влияние Церкви».

29 апреля 1958 года завершили свой земной путь две исповедницы веры из Александро-Невского братства, отбывавшие срок в Карагандинском лагере с 1932 по 1935 гг.:

Клавдия Савельевна Селюгина (р. 1888) происходила из мещанской семьи, была духовной дочерью архиепископа Иннокентия (Тихонова).

Зинаида Дмитриевна Соколова (р. 1894), урожденная княжна Путята, возможно, была тайной монахиней.

В апреле 1931(2?) года отошел к своему Творцу протодиакон Иоанн Покровский (1880–1931(2?)) – один из верных помощников епископа Макария (Опоцкого), с которым он познакомился ещё в 1916 году. Епископ Макарий поддержал семью Покровских в трудной жизненной ситуации, и ещё до назначения владыки в Череповец они просили, чтобы он взял их к себе. Жена протодиакона Иоанна, Мария Фёдоровна, вспоминала, что переехав к владыке, они жили на началах братства или коммуны. Супруги помогали владыке на приходе: протодиакон Иоанн учил желающих церковному пению, Мария Фёдоровна вела библейский кружок для женщин, из которого потом выросло сестричество. После высылки из Череповца в 1927 году всех помощников владыки Макария Покровские, поселившись в г. Галич Костромской области собрали вокруг себя небольшое братство. Когда закончился срок ссылки, они переехали к владыке в Новгород, не забывая при этом галичских братьев и сестёр. Протодиакон Иоанн скончался от инсульта и был похоронен на Петровском кладбище в Новгороде. Это дало возможность перезахоронения в конце 1940-х годов епископа Макария (Опоцкого) в ограду к протодиакону Иоанну Покровскому «как к родственнику».

Рубрику ведёт Анастасия Наконечная, благодарим за помощь Татьяну Тыртыш и Александру Буданову

Кифа № 4 (272), апрель 2021 года