Интервью с епископом Рыбинским и Романово-Борисоглебским Вениамином
В последнее время много говорят о том, как важно народу церковному собираться вместе, о том, что нужно, чтобы при храмах были общины. В Петербурге, где я живу, много разных сестричеств и братств. Как Вам кажется, что можно сделать для того, чтобы человек совершал духовный выбор общей жизни в церкви, а не обособленности, не индивидуализма?
Говорят: путник идёт к свету, и когда холодно – надо идти к теплу. Нужно, чтобы община была живая, деятельная. Чтобы её дела приносили пользу. И тогда она будет привлекать тех людей, которые интересуются церковной жизнью. Не все люди изначально отвергают Евангелие, Христа, веру, церковь, хотя сейчас, к сожалению, часто встречаешься с тем, что кто-то даже слышать об этом не хочет. Но очень многие готовы пойти за верующими – только нам самим надо всё-таки соответствовать евангельскому духу первых общин. В Деяниях святых апостолов мы читаем, что жили они духом единым, все вместе преломляли хлеб, молились по апостольскому чину. Обособленность, о которой вы говорите, это, несомненно, недостаток нас, современных церковных людей. Тех из нас, кто чаще всего замыкается и думает о себе, а не о ближнем. Преодоление этого во многом зависит от священника и его ближайших помощников.
Вас рукополагал митрополит Иоанн (Вендланд), юность которого прошла в общине одного из основателей Александро-Невского братства. Как он строил церковное общение? Запомнили ли Вы что-то в связи с этим?
Тогда время было немного другое. Конечно, владыка Иоанн в молодости жил в общине в Средней Азии с владыкой Гурием (Егоровым). Там были выдающиеся люди: будущий владыка Михей (Хархаров), ещё несколько молодых людей. Этот опыт был для них всех очень важен, и владыка Иоанн, наверное, рад был бы собирать вокруг себя людей. Но в то время были уполномоченные, которые контролировали: кого владыка приглашает, кого рукополагает, кто с ним общается. Несмотря на это, у него был ближний круг, его собеседники: отец Глеб Каледа, отец Борис Балашов…
Я знаю, что владыка Михаил (Мудьюгин), у которого есть общий опыт с владыкой Иоанном, связанный с Петроградским Александро-Невским братством, старался собирать церковный народ (например, хор), приглашая всех к себе домой на Рождество и на Пасху. То есть делал какие-то для советского времени не очень привычные вещи, но говорящие о том, что для него общение с людьми было важно.
Согласен, что это очень важно, и особенно было важно в те времена государственного контроля и давления. Когда ты чувствуешь, что рядом с тобой так же рассуждают, так же думают твои духовные единомышленники, то, конечно, жить в вере намного легче. Я и по себе помню: когда я был ещё школьником, бывало, что наша семья была единственной семьёй верующих людей в районе, и так жить было тяжелее. А вот когда мы знали, что есть и с одной стороны, и с другой соседи, к которым приезжают родственники-священники, было легче. И когда мы вместе собирались, мы друг друга поддерживали.
Беседовала Анастасия Наконечная
Фото: Ксения Архипенко