Краткий очерк опыта противостояния греху пьянства через братское единение
День православных братств – это повод вспомнить и о трезвеннических братствах, явленных в нашей церковной истории. Они довольно быстро стали умножаться к концу XIX века.
Самое интересное – «Татевское согласие трезвости» 1882 года, основанное по инициативе учёного-биолога и педагога Сергея Александровича Рачинского (1833–1902)1. В своём селе Татеве Смоленской губернии он стремился в братских отношениях членов общества создать опору для противостояния пьянству. В этом он полагался на неравнодушных священников и семинаристов, напоминая им: «Помните, что присоединение к нашему союзу хоть одного из Ваших товарищей… может принести неисчислимые блага целой епархии… какое благословение для прихода – трезвый и усердный священник!»2.
Святитель Николай Японский, видевший Татевскую школу Рачинского при его братстве трезвости, оценил её как «действительно образцовую», «школу христианской жизни»3, помогавшую педагогу вовлекать в животворящую братскую среду и родителей, которые затем давали обет трезвости. Сам Рачинский тоже его дал, хотя его жизнь и так была трезвой, и это помогло пойти путём трезвения тысячам людей. По его словам: «Пример людей трезвых, ограждающих себя молитвенным обетом от возможности пьянства, часто действительнее, чем пример пьяниц, избавляющих себя таким обетом от очевидного зла»4.
Подобный плод трезвости был принят и его последователями и соработниками: Александрой Штевен (в замужестве Ершовой); будущим священником и воспитателем сына императора Николая, наследника престола Алексея, Александром Васильевым; выпускником Татевской школы, художником Н.П. Богдановым-Бельским и др. До последних дней своей жизни С.А. Рачинский не терял бодрости духа, повторяя: «Хлеб наш насущный есть доброе и бодрое делание в какой-нибудь области»5.
«…Наши скромные союзы уместнее было бы назвать не “обществами трезвости”, а “братствами”… Слово это освящено историей нашей церкви, и лучше выражает сущность этих союзов».
О таком «делании» в своей области он напишет в Открытом письме (1873): «…Наши скромные союзы уместнее было бы назвать не “обществами трезвости”, а “братствами”… Слово это освящено историей нашей церкви и лучше выражает сущность этих союзов»6. Такое «делание» – главное в теме трезвеннических братств Русской Православной Церкви.
После Рачинского появились как небольшие братства трезвости (с преобладанием личной поддержки друг друга его членами), так и многотысячные объединения, с целью разнообразной социальной деятельности. Из первых – это Серпуховское и Нахабинское в Подмосковье; московское Братство трезвости во имя свв. мчч. Кира и Иоанна; петербургское мирянское братство трезвения Ивана Чурикова и др. Все они в той или иной степени имели братскую устремлённость.
Многие из них сталкивались с непониманием и ложью в свой адрес. Например, в Подмосковье Преображенское братство трезвости (село Слядня) выдержало тяжёлую борьбу с местными пропойцами и шинкарями, которые распускали ложные слухи про задачи братства, запугивая его членов7, или братство в Рождествене (свящ. Петра Вележева), успешно противостоявшее околоцерковным слухам про его якобы тайную торговлю вином8. Петербургскому братству трезвости Ивана Чурикова («братца Иоанна Самарского») повезло меньше – из-за непонимания его деятельности многими внутри церкви.
Желание совместного созидания животворящей среды на братских евангельских основаниях, вопреки всяческим препонам, подчёркивает «Гимн трезвости»9. Положенный на музыку, он был исполнен на I Всероссийском съезде по борьбе с пьянством (1909/10 гг.) и с тех пор стал известен многим трезвенникам. Вот одна из его частей:
Что нам насмешки!
Сомкнёмся дружней!
Бог нам поможет!
Идёмте лишь смело!
Ждёт нас заря лучших дней.
К многотысячным объединениям, целью которых была разнообразная социальная деятельность, можно отнести широко известное Александро-Невское братство трезвости. Оно было создано в Петербурге по инициативе отца Александра Рождественского (1872–1905) и при поддержке митрополитов Вениамина (Казанского) и Владимира (Богоявленского) – позже прославленных в лике святых. На призыв отца Александра: «За Христа, за трезвость!»10 – откликнулись рабочие его округа, склонные к пьянству. Через несколько лет его общество трезвости стали называть братством, оно разрослось до общегородского, а ещё позже – до всероссийского.
К сожалению, постепенно внешнее «делание» (крестные ходы, просветительские лекции, издание брошюр и книг, организация чайных и т. п.) стало вытеснять внутреннее общение членов братства, и к 1917 году «вертикальные» формы трезвенничества окончательно возобладали над братскими связями любви. По оценке исследователя истории Александро-Невского братства А.П. Керзума, его деятельность была «не столь подвижнической, как у предшествовавшего ему общества»11. Братства, желавшие трезвенной жизни, постоянно сталкивались в своём развитии с проблемой формализации их деятельности, и справилось с этой проблемой только Татевское братство «согласия трезвости» С.А. Рачинского – оно ценило прежде всего то, что вело к личностному возрастанию через общение братчиков друг с другом, с их полной свободой во Христе.
После революции трезвенническое делание сохранялось в потаённых братствах трезвости. Многие из их членов – священники и миряне – были убиты уже в 1918 году (например, священномученик митр. Владимир (Богоявленский)). Кто-то прошел лагеря и ссылки, но остался в живых, кто-то продолжал жить на острие опасности, продолжая трезвеннический труд во славу Божию.
XX век отодвинул намётки возрождения церкви – наш, XXI век, их приблизил…
Возродились церковные трезвеннические братства. Среди них и межприходское братство «Трезвение» – часть Преображенского содружества малых православных братств. Его члены изучают трезвеннический опыт прошлого и стараются противостоять «зеленому змию» прежде всего через общение друг с другом, как это делал Рачинский в своём «согласии трезвости». Аббревиатура братства «Трезвение» – «БТр» – неожиданно оказалась близкой к «военным» ассоциациям, им соответствует и его эмблема – св. Георгий Победоносец, поражающий змия. В него вошли люди, не до конца решившие свою проблему химической зависимости или имевшие в прошлом тяжёлый опыт такой зависимости и желающие укрепиться в противостоянии ей, а также те, у кого есть зависимые родственники или близкие друзья и, наконец, те, кто сам захотел помогать всем им. Братство существует с 2004 года и насчитывает сегодня 120 членов, входящих в несколько «малых БТр-ов» в Москве и ряде других городов России.
Жизнь братства «Трезвение» открывается для всех интересующихся проблемами освобождения от химических и прочих зависимостей (наркотической, игровой, цифровой и т. п.) через его сайт nepsis.ru (от греч. «νῆψσις»: трезвение как деятельное очищение души от страстей). Заставка сайта о совместной жизни в трезвении дает общую фотографию членов братства на фоне одного из храмов московского Новодевичьего монастыря и фотографии отдельных братчиков. Над ними – слова святого апостола Павла: «Борьба у нас – не против плоти и крови, но… против злых духов на небесах» (Ефес 6:12), а ниже – общие принципы трезвения и призыв трезвиться постоянно, а не время от времени.
Далее следует рубрика «Зависимости», затем – «Трезвение» с подрубриками: «Из истории» и «Библиотека о трезвении». Здесь письма древних подвижников о трезвении (например, беседа свт. Василия Великого «На упивающихся»), слово пережившего круги советского лагерного ада архим. Сергия (Савельева) о трезвенной оценке своего состояния, размышления о трезвении прот. Александра Шмемана, стихи на эту тему нашего современника Михаила Калинина.
Основная рубрика сайта называется «Братство». В подрубрике «Кто мы?» представлен отчёт братства «Трезвение» Координационному Центру по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости при Синодальном Отделе по церковной благотворительности и социальному служению и другие поясняющие жизнь БТр материалы.
Основа рубрики «Братство» – раздел «Наши доклады». Это, например, письма С. А. Рачинского о трезвости, представленные по материалам доклада епископа Глазовского и Игринского Виктора на Рождественских чтениях – 2019. Темы наших докладов разные: старшинство, послушание, обеты, покаяние, антропологическая катастрофа XX века, попытка трезвого взгляда на Великую Отечественную войну, гнев, кротость, возгревание воли и так далее. Отдельная часть – фрагменты художественных произведений, литературных и живописных, на тему зависимостей и их преодоления, большой фонд фотографий от конца XIX в. до современности. Есть на сайте и наиболее яркие статьи и заметки о трезвении и трезвости, например: «Так сколько же пил русский мужик?». Оказывается, как ни странно, что русский мужик пил меньше всех других сословий…
Приглашаем всех на сайт братства «Трезвение» – и для знакомства с ним, и для его пополнения материалами и комментариями.
С Днём православных братств, дорогие читатели «Кифы»!
Тамара Тябут, Александр Копировский
————
1 С.А. Рачинский известен как выдающийся русский педагог, устроитель народных церковноприходских школ, доктор ботаники Московского университета, благотворитель и меценат.
2 Письмо от 1888 г. из «Девяти писем С. А. Рачинского о трезвости». Режим доступа: http://www.proza.ru/2016/11/15/46.
3 Свт. Николай Японский о приезде в Татево, к Рачинскому. Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2435.
4 Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости (не для публики)/ Изд. 1898 года. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003646047#?page=1
5 Галенин Б. Воссоздатель русской народной школы. Архив. Режим доступа: http://rys-strategia.ru/publ/1-1-0-2250.
6 Рачинский С. А. Открытое письмо. Режим доступа: http://nepsis.ru/zavisimosti/alkogolizm/266-sa-rachinskij-otkrytoe-pismo.html.
7 Кропоткина Анна. «С Божьей помощью воздерживаться от всего…». Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/60454.html
8 Там же.
9 Афанасьев А. Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития. 1907-1914: опыт оздоровления общества. Режим доступа: http://www.literatura.tvereza.info/01/Afanasiev/td1907-1914.html.
10 Священник Рождественский Александр Васильевич. https://posmotrim.by/article/svyashennik-rozhdestvenskij-aleksandr.html.
11 Керзум А.П. Александро-Невское общество трезвости в Санкт-Петербурге // http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2812380490.
Кифа № 2 (270), февраль 2021 года