Комментарии организаторов встреч и конференций, посвящённых братской традиции
Вот уже несколько лет, начиная со столетнего юбилея знаменитого призыва патриарха Тихона «создавать духовные союзы», вошедшего в Послание к пастве от 1 февраля 1918 года, этот день посвящается воспоминаниям о братчиках и многими празднуется как День православных братств. В разных епархиях в эти годы проходили конференции, посвящённые истории братского движения, и в нынешнем году, несмотря на пандемию, прошло несколько таких конференций. В связи с этим Кифа обратилась к нескольким участникам этих празднований с вопросом:
Многие доклады, звучавшие в эти годы, содержали в себе вдохновляющие примеры братской жизни в разные исторические периоды. Однако сегодня тех, кто стремится следовать этим примерам, в церкви сравнительно немного. Как Вы думаете, с чем это связано? Что нужно сделать для того, чтобы ситуация изменилась?
Юлия Валентиновна Балакшина, председатель малого православного Свято-Петровского братства (Санкт-Петербург), ведущая конференции «Православные братства и общины как опыт собирания народа Божьего»: В дискуссиях, которые состоялись на конференции в Петербурге, собравшей исследователей истории братств, и на круглом столе, проходившем в Москве с участием историков и социологов, политологов и религиоведов, звучала, в общем-то, одна и та же мысль: что какие-то объединяющие формы в современной церкви существуют. Люди хотят быть вместе, природа церкви такова, что трудно в ней жить в одиночку. Но эти формы, безусловно, не принимают форму братств. Это, как правило, или какое-то объединение вокруг пастыря, или объединение людей, занимающихся вместе сходной деятельностью. Так, например, на нашей конференции отец Георгий Пименов рассказывал, что все, кто занимается трезвенническим движением, «неформальные братья» друг другу. В любой момент они могут обратиться друг к другу за помощью и понимают, что обретут поддержку, потому что они все «в теме», все со схожей бедой сражаются. Так что тенденции к объединению есть. Но это не доходит до воплощения в те формы, которые были в истории нашей церкви и которые мы называем братствами.
Причина этому, с одной стороны, видимо, в том, что в уставе РПЦ нет официального места для подобного рода объединений. Он признаёт только приходские общины и – отдалённо – некие «местные приходские объединения». Братство же – это всё-таки принципиально иная форма собирания народа Божьего, и покуда она не узаконена церковным сознанием, люди будут собираться, но будут собираться совсем неформально, не заявляя о своей принадлежности к братству.
Нужно, чтобы получалось живое, реальное объединение людей, которое нашло бы основания для жизни, для совместного труда, для решения совместных задач. Этому нужно учиться – учиться заново.
С другой стороны, наверное, причина в том, что вообще какие-то формы здоровой соборности, соборной организации жизни были утрачены в советское время. Иногда говорят: «что бы мы ни создавали, получается или колхоз, или комсомольская ячейка». А нужно, чтобы получалось живое, реальное объединение людей, которое нашло бы основания для жизни, для совместного труда, для решения совместных задач. Этому нужно учиться – учиться заново. И этот процесс, мне кажется, тоже потихонечку «вызревает» и, наверное, в какой-то момент даст о себе знать.
Людмила Владимировна Комиссарова, председатель малого православного Свято-Георгиевского братства (Москва), ведущая круглого стола «Опыт жизни церковных общин и братств в 1920–1930-х годах в России»: Нужно сказать, что люди в нашем современном обществе уже достаточно сильно пострадали от одиночества и разобщённости. И сейчас видно, что они хотят, более того – стремятся быть вместе. Во всяком случае, таких людей немало. Поэтому создаются волонтёрские движения, благотворительные сообщества, и в них вступают люди очень разные, и молодые люди тянутся к этому. Это основание для того, чтобы собирать людей, потому что у них в наше постсоветское время есть потребность жить вместе. Подозрительность друг к другу постепенно уходит, и как раз на этом можно строить объединение людей.
Христианская церковь призвана к тому, чтобы объединять христиан вокруг Христа, а вокруг христиан объединять и других людей. Поэтому прежде всего важно возрождение братской жизни в церкви. Сегодня в церкви её как раз очень не хватает, чувствуется большая разобщённость христиан, которые по призыву Христа должны быть вместе. Ведь Он сказал: «Там, где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я посреди них».
К сожалению, сегодня большинство приходов построены так, что люди мало знают друг друга и мало знают друг о друге. Если они и встречаются, то только по какой-то необходимости и на очень краткое время или очень внешне: попить чаю, поговорить о чём-то, в лучшем случае люди что-то вместе делают, но это ведь небольшая часть прихожан. А вот когда люди собираются вместе, потому что они хотят вместе жить в церкви – вместе участвовать в её таинствах, вместе читать Евангелие и размышлять над ним, вместе молиться, когда они сами этого хотят, и есть какой-то человек или группа людей, которые их собирают, вот тогда появляется община, появляется общность церковная. Но чтобы люди научились этой жизни, которая называется братской, нужно потрудиться. Сейчас нет таких внешних условий, какие были во времена патриарха Тихона, когда сама жизнь заставляла людей собираться и отстаивать церковь. Поэтому нужны особые труды православных христиан для того, чтобы такие общности появлялись и были примером настоящей братской жизни.
Инна Саулова, председатель Свято-Паисиевского малого православного братства (Кишинёв), ведущая онлайн-конференции, посвящённой Дню православных братств: Для того, чтобы ситуация изменилась, надо, на мой взгляд, прежде всего знать традицию, евангельские корни братской жизни и о ней рассказывать людям.
Необходимо знать и местную историю братств. Какие братства были в том месте, где мы живём? В какое время? Какие у них были цели, задачи и достижения? Кто их воспитанники? Через эту историю открываются очень интересные вещи. Это всегда вызывает живой интерес.
Важно приглашать людей на беседы по этому поводу, проводить круглые столы. Находить людей, которые как-то собираются, и готовы что-то делать вместе для людей. Делиться с ними и нашим братским опытом, находить точки для общения и обмена своими дарами. Побуждать людей собираться и понимать, на каких основаниях можно это делать.
Кифа № 2 (270), февраль 2021 года