Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Те, кто живы, идут против течения

«Кифа» продолжает публиковать интервью с участниками фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

Иеромонах Макарий (Маркиш)

На фестивале «Вера и слово» шёл разговор о том, как нам необходимо взаимодействие и между Церковью и обществом, и между людьми, которые разных взглядов в Церкви придерживаются.

Иеромонах Макарий (Маркиш) (Иваново-Вознесенская епархия): Ну, эта необходимость существует с самого начала жизни Церкви. Две тысячи лет назад апостол Павел говорил, что с иудеями был как иудей, с варварами как варвар, для всех сделался всем.

Это вопрос миссии.

Мы не можем в Церкви отнять от Неё миссию, это всё равно, что человеку снять ботинки, ботинки пойдут в одну сторону, человек – в другую. Миссия от Церкви неотрываема. Я думаю, не может быть ни Церкви без миссии, ни миссии без Церкви.

Мне кажется, сейчас кроме этого необходимо, может быть, больше, чем раньше какие-то усилия прилагать, чтоб были связи и просто между всеми нами, между людьми на приходах. С этим и так были проблемы, а вот сейчас, после ковида, как на Ваш взгляд, сильнее они стали?

Трудно сказать в динамике. Можно отметить очень чётко простую вещь: перемены в жизни реализуются всё с большей скоростью; если сказать языком техники, изменение скорости нарастает. Это действительно так. Мы меняемся быстрее, так же как и обстановка вокруг нас. Особенно это стало ясно после падения Советской власти. Мы жили как замороженные, а потом раз – и весна.

Отец Макарий, а в какие годы Вы жили в Америке?

Я уехал осенью 1985-го и осенью 2000-го вернулся. При этом раньше я был москвичом, а после 15 лет в Америке я практически сразу стал ивановцем. Быстренько уехал в Иваново из Москвы, там меня приняли в монастырь и уже через полтора года я был монахом и дьяконом и ещё через полтора года священником.

Иваново – не Москва, это действительно бедный регион, люди ездят на заработки в Москву, во Владимир, Ярославль. И за эти двадцать лет я бедность видел в Иванове неоднократно, но только в одном сценарии. Это алкоголь или наркомания, когда взрослый человек, мужчина всё пропивает, что есть: бабушкину пенсию, мебель… Помню, бабушка внучку пытается как-то поднимать, а есть нечего, потому что сын, отец этой внучки, всё пропивает. Весь этот вздор и бред о том, что якобы у нас ювенальная юстиция мешает нам, это на самом деле работа сатаны и тех людей, которые мешают нам, российским гражданам, навести порядок в заботе о наших семьях, о наших детях.

Был я как-то в ивановском наркологическом диспансере для несовершеннолетних (сейчас, мне кажется, его закрыли). Туда попадали действительно дети – не то что несовершеннолетние 17-летние, а 9-летние, 12-летние, 13-летние: кто нюхал клей, кто ещё какую-то гадость, и вот они попадали в этот наркологический диспансер, и там их приводили в порядок. Священник приходил, и я тоже там бывал, и вот я главврачу пытаюсь комплимент сделать, воодушевить и говорю: «Какой тут у вас порядок хороший, дети такие нормальные, вы им действительно помогаете». А он отвечает: «Батюшка, это здесь они нормальные, а ведь они отсюда выйдут, куда они пойдут? Они пойдут в семью, а из семьи уже либо в Богородское, на кладбище наше, или опять сюда вернутся из семьи из своей».

Что тут зависит от нас, от Церкви?

Что зависит? Трезвый взгляд. Не поддаваться влиянию тех сумасшедших, которые с выпученными глазами куда-то бегут – кто в искусственный интеллект, кто в борьбу с ювенальной юстицией, кто в борьбу со штрихкодами, кто в борьбу с QR-кодами, кто ещё куда-нибудь. Это форма безумия, которая охватывает людей. Но, собственно, оно всегда так бывало. И в нацистской Германии было безумие, и при Советской власти было безумие, и всегда во всех условиях Господь отпускает людей, когда они хотят выбросить свой разум, свой рассудок и в результате становятся рабами сатаны. Что тогда Господь говорит? Пожалуйста, хочешь безумствовать, безумствуй. А Свет разума, который нам воссиял с Рождеством Спасителя, вот этот разум надо сохранять и заботиться о нём – о своём собственном разуме, о разуме своих детей, своих близких, если мы хотим быть людьми, а не машинами с искусственным интеллектом или вообще без всякого интеллекта, или Панурговым стадом. Помните этот эпизод у Рабле? Очень шустрый Панург, «мастер на все руки», если перевести на русский язык с греческого, разозлился на какого-то купца, с которым они плыли вместе на корабле, и решил этому купцу отомстить. Совсем не по-христиански, сделав вид, что он с ним решил помириться, Панург купил у купца самого жирного барана за большую сумму (купец вёз стадо овец), не пожалел денег, дал этому купцу монеты, потом взял барана и вышвырнул в море. И всё стадо прыгнуло за бараном. Вот что значит Панургово стадо, вот что иногда происходит с нашими современниками, частично и с теми, которые хотят себя именовать православными. Вот пусть эта картинка висит у них на стене или на экране их сотового телефона.

А есть надежда, что они посмотрят на эту картинку и раскаются?

Возможность есть для каждого. А как они её используют, неизвестно. Это свободная страна.

Но вы хотите повесить картинку, значит, хотите какие-то усилия приложить для изменения их ума? Или мы все должны перед их мысленным взором эту картинку повесить?

А вот и вы, и я занимаемся именно этим, и все, кто здесь собрался, занимаются именно этим. Мы работаем над тем, чтобы немножко, так сказать, их вразумить. Но мы за них ничего сделать не можем. Когда приходит на исповедь человек, у которого прямо на лице написано, что он всё пропил и говорит: «Ну как мне бросить пить»? я ему объясняю: «Бросить пить должны Вы сами. Если Вы сломаете ногу, хирург вправит кость, наложит гипс, и если Вы будете его слушаться, он обеспечит срастание. А вот бросить пить – это делает не хирург, а Вы сами. Господь, Небесный врач может Вам только помочь, предложить тросточку, костылик, ещё что-то, а пойдёте Вы сами. Вот разница».

Но всё-таки наше собственное покаяние может как-то на других людей подействовать? Мы же все связаны друг с другом.

Ну да, конечно, почему же нет. Оно действует в виде помощи, содействует, помогает. А если человек находится в окружении сумасшедших, безумцев или злодеев, что тоже бывает, то, к сожалению, ему хуже делается.

Мы сегодня говорили о новомучениках. Так вот, весь пафос почитания новомучеников состоит в том, что они – те люди, которые шли против течения. Это опять-таки очень красивая картина. В тёплое время года подойдите к маленькому ручейку и увидите: рыбки плывут, и все они держат голову против течения. А если какая-то рыбка уже брюхом вверх пошла, вот она плывёт по течению. Те, кто живы, идут против течения и плывут туда, куда им надо. Новомученики шли против течения. И мы берём с них пример.

У нас сейчас не эпоха мученичества, у нас эпоха очень благополучная и физически, нас никто ни к чему не принуждает, материально мы все сравнительно обеспечены, у нас есть социальная поддержка, пенсия, все блага, которые мы даже не могли себе представить ни в советское время, ни в царское время. Такого благополучия, подчёркиваю, не только материального, но и организационного, и в церковной структуре никогда такого не было. Церковь всегда была под прессом власти, будь то дружественная власть в лице имперского контроля, будь то враждебная со стороны советской власти, всегда был какой-то прессинг, давление. Сегодня его нет, пожалуйста, делай что хочешь, живи где хочешь, молись Христу, пожалуйста. Но дальше уже кто как избирает. Это от меня зависит, кем я стану – сорняком или пшеницей.

Беседовала Александра Колымагина

Кифа № 1 (281), январь 2022 года