Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Вспоминая протоиерея Анатолия Волгина (1946–2021)

Протоиерей Анатолий Волгин

Ушёл ко Господу отец Анатолий Волгин. Ушёл в Рождественский Свет.

До последней минуты была надежда, что болезнь будет побеждена. Но поражение лёгких более 90%… На праздник Рождества Христова отец Анатолий смог в реанимации посмотреть трансляцию богослужения и причаститься Святыми Дарами. Пусть же этот знак Любви Христовой станет залогом Встречи Лицом к лицу!

В Кувшиново его знали все: молодёжь на мотоциклах; ребятишки, которых он учил рисовать, ставить спектакли, ходил с ними в походы-паломничества, а когда их бросали непутёвые родители, принимал жить в свой дом; его знали представители администрации и руководители местных предприятий, с которыми он всем миром строил красивый деревянный храм в самом центре городка; его любили прихожане, с которыми и в паломничества вместе ездили, и общие трапезы после службы устраивали, и пели на литургии всем храмом, а тексты большинства песнопений для этого висели в храме на больших плакатах и менялись по ходу службы.

Пока в Кувшинове храм ещё только строился, добился бесплатного автобуса, на котором по воскресеньям утром возил своих прихожан в основной храм, каменный, кажется, XVIII века в деревне Васильково в 4-х километрах от города, куда по-другому было бы не добраться. А после службы отвозил обратно в город.

Отец Анатолий писал иконы для двух своих храмов и прекрасно пел. Заботился он и о молодых священниках. Когда в конце 1990-х в одной деревне на шоссе Тверь-Осташков в полуразрушенный храм, на котором уже берёзки росли, прислали молодого священника с матушкой и шестью детьми, стало понятно, что выжить ему там нет ни одного шанса. Вокруг было разбросано несколько деревень на большом расстоянии. Даже если местные бабушки и добредали по полю до храма иногда, то им даже свечку было не на что купить, не то что пожертвование оставить. Отец Анатолий раз в месяц собирал автобус прихожан и говорил: едем служить в Рашкино, надо помочь. И зная заранее дату, сёстры из прихода обходили дома в Кувшинове и просили пожертвовать для семьи молодого священника кто что сможет. Хорошо помню, как мама собирала и одежду, и полную сумку продуктов: картошку, крупы, соль, сахар – тогда и купить это было негде. Выжил и священник с семьёй, и храм.

Отец Анатолий очень хотел, чтобы в храме была община, настоящая катехизация. И ядро общины было живое, настоящее, много лет вместе заботились о храмах в Кувшинове и в Васильково, о службе, о рождественских и пасхальных фестивалях и даже пушкинских балах, которые проводили в районном Доме культуры.

Он много уделял внимания просвещению прихожан, собирал врачей, учителей, местную интеллигенцию, даже тех, кто не ходил на службы. Сам проводил беседы по Библии, рассказывал о службе, об иконах, о церковной истории. Привлекал к проведению бесед и своих духовных чад, приезжавших из Москвы погостить. Был рад, когда я с тверскими друзьями предлагала что-то рассказать из церковной истории, показать фильмы. Эти встречи проходили в прекрасном полуподвале, специально оборудованном при храме, за общей трапезой, приготовленной вместе.

Когда он узнал о Молитве памяти, увидел, как она проходит в разных городах России, буквально за две недели добился разрешения администрации, собрал народ и организовал всё на центральной площади города. Впервые в Кувшиново на улице звучали имена невинно погибших от безбожной советской власти, звучала поминальная молитва. Именно церковь сказала слово памяти и правды.

Прими, Господи, верного служителя Твоего протоиерея Анатолия в Твой Свет! Даруй ему Царство Небесное! Поддержи его общину, чтобы ничего не потерять из созданного во славу Твою.

Из записи в Facebook Маргариты Шилкиной

Кифа № 1 (269), январь 2021 года