В десятках городов 30 октября, в День памяти жертв советских репрессий, вновь совершалась Молитва памяти
Конечно, тепло и солнечно было не во всех городах, где проходила традиционная Молитва памяти. Но в одном из главных центров этой почти десятилетней традиции – в Москве и Подмосковье – после многих лет чтения имён расстрелянных и умерших в заключении и служения литии под проливным дождём и снегом, на пронзительном холодном ветру эта улыбка погоды не могла не показаться знаком долгожданной милости Божьей, началом прощения и примирения.
В Сибири же в этот день было холодно. Вот что написали нам из Нижневартовска.
* * *
Город Нижневартовск вырос на месте села Нижневартовского, которое возникло на берегу Оби в начале XX века. Но многие жители нашего молодого города не знают об этих корнях и уверены, что до открытия Самотлорского нефтяного месторождения в 1965 году в этих краях никто не жил. И поэтому уверены, что политические репрессии советского периода к нам не имеют никакого отношения.
Однако в «Книге расстрелянных» Тюменской области около 900 имён только расстрелянных и реабилитированных в Остяко-Вогульском (ныне Ханты-Мансийском) округе. Есть среди них и жители села Нижневартовского. Но огромного количества имён нет в этом списке. Тех, кто потонул на баржах, на которых репрессированных везли по Оби в эти края; умер от голода, болезней и непосильной работы; исчез безвозвратно, и нет о нём никаких документов.
В книге об истории нашего города мы читаем скупые строчки: «В годы войны в район вселили депортированных калмыков, финнов, немцев. Спецпереселенцев-калмыков было размещено 195 семей (617 человек). Из них в рыбной промышленности работали 122 семьи. Прибывших калмыков селить было некуда. Их разместили по квартирам граждан, по 12–14 человек. Рыбозавод не успел построить для прибывших даже бараки. Выход руководство завода видело в том, чтобы калмыки сами строили себе дома, но в условиях уже начавшейся зимы и отсутствия средств и материалов это было невозможно. На 1 января 945 г. в Нижневартовском сельсовете проживало 164 калмыка».
В этом году пятый раз в Нижневартовске члены Свято-Елизаветинского малого православного братства проводили акцию «Молитва памяти». В этот раз она состоялась возле памятного знака жертвам политических репрессий, установленного недалеко от того места, где находилась спецкомендатура. Мы читали списки имён, собранные в группы, по роду деятельности: рыбаки-охотники, работники промышленности, сельского хозяйства и торговли, религиозные деятели, учителя, домохозяйки… Целые семьи; совсем молодые, среднего возраста, очень старые; большинство мужчин; разных национальностей; родившиеся в разных местах нашей огромной Родины. Здесь завершилась их жизнь. И большинство из них некому вспомнить. Поэтому мы возносили слова молитвы за них к Господу, Который знает все имена. А для нас дорогим гостем был историк Александр Сергеевич Иванов, приехавший из Сургута. Внук репрессированных и автор монографии «Изъять, как антисоветский элемент…» (Калмыки в государственной политике 1943–1959 гг).
Традиционно в этот день в Нижневартовске было очень холодно и немного людей было на этой площади. Но всё время подходили новые и новые люди, для которых это один из самых важных дней в году.
А завершился этот день для многих из нас просмотром и обсуждением спектакля « Шоп» местного драматурга Алексея Житковского, который был показан в нашем городе в рамках фестиваля « Время памяти». Одна из участниц разговора в конце сказала: «Очень жалко их всех»!
* * *
Это рассказ лишь об одном городе, а были их десятки, и не только в России. И может быть, когда-нибудь надо всеми 30 октября засияет солнце.
Текст: Елена Никитина
Фото: Сергей Туманов, Виктор Лебедев, Михаил Плецкий, Юрий Озерский
Кифа № 11 (279), ноябрь 2021 года